Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей:
СПб ГУП "Петербургский метрополитен" (далее - Заказчик):
ООО "Компакт-плюс" (далее - Заявитель): рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 8244-ЭП/18 от 03.04.2018) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения конкурса с ограниченным участием на выполнение работ по капитальному ремонту строительных конструкций с техническим перевооружением НВУ вентиляционной шахты N15 (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса размещено 27.03.2017 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0572500002518000335. Начальная (максимальная) цена контракта 298 136 175,68 руб.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, в части утверждения конкурсной документации не соответствующей требованиям Закона о контрактной системе.
Заказчик с доводами жалобы не согласен.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения сторон, имеющиеся документы подтверждают следующие обстоятельства.
Согласно п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Согласно п. 25 Правил показателями нестоимостного критерия оценки "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок" в том числе могут быть:
а) качество товаров (качество работ, качество услуг);
б) функциональные, потребительские свойства товара;
в) соответствие экологическим нормам.
Таким образом, положениями законодательства о контрактной системе предусмотрена оценка заявок по показателю "качество товаров (качество работ, качество услуг)", следовательно, в случае использования такого показателя, конкурсная документация должна содержать:
- предмет оценки, позволяющий определить исчерпывающий перечень сведений, подлежащих оценке конкурсной комиссией и, соответственно, подлежащих представлению участниками закупки в своих заявках для получения оценки по данному критерию (показателю);
- зависимость (формула расчета количества баллов или шкала оценки) между количеством присваиваемых баллов и представляемыми сведениями по данному критерию (показателю) в случае, если возможна количественная оценка представляемых сведений;
- инструкцию по заполнению заявки, позволяющую определить, какие именно сведения подлежат описанию и представлению участниками закупки для оценки конкурсной комиссией.
Согласно конкурсной документации для оценки заявки участника по нестоимостному критерию оценки "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" предусмотрен показатель согласно таблице:
п/п |
Наименование показателя |
Значимость показателя / коэффициент значимости |
Значение показателя |
Шкала оценки в баллах |
Количество баллов с учетом коэффициента значимости показателя |
1 |
Качество работ |
100 %/1 |
Отсутствие предложений о качественных характеристиках объекта закупки |
0 |
0 |
Наличие предложений о качественных характеристиках объекта закупки с частичным описанием технологии производства работ, операционного контроля качества выполнения работ, используемого оборудования и машин, необходимых трудовых ресурсов |
25 |
25 |
|||
Наличие предложений о качественных характеристиках объекта закупки с неполным описанием технологии производства работ, операционного контроля качества выполнения работ, используемого оборудования и машин, необходимых трудовых ресурсов |
50 |
50 |
|||
Наличие предложений о качественных характеристиках объекта закупки с описанием технологии производства работ, операционного контроля качества выполнения работ, используемого оборудования и машин, необходимых трудовых ресурсов |
100 |
100 |
Оценка заявки участника по показателю "Качество работ" определяется согласно представленному участником предложению о качественных характеристиках объекта с описанием технологии производства работ, операционного контроля качества выполнения работ, используемого оборудования и машин, необходимых трудовых ресурсов по форме приложения N 3 к специальной части (далее - Предложение о качестве). При этом предложение участника о качественных характеристиках объекта закупки разрабатывается участником на основе технического задания со всеми приложениями, являющегося неотъемлемой частью конкурсной документации и рабочей документацией "МТ-20/15", разработанной ООО "МТ групп".
11.8. Порядок заполнения формы "Предложение о качестве работ" установлен разделом 11 части II конкурсной документации.
В случае если участником в графе 3 формы "Предложение о качестве работ" указывается, что все работы будут выполнены в соответствии со всеми требованиями, указанными в техническом задании, и участником не предлагается описание технологии производства работ, операционного контроля качества выполнения работ, используемого оборудования и машин, необходимых трудовых ресурсов, то в соответствии с таблицей N1 участнику присваивается 0 баллов по показателю "Качество работ".
В случае, если в предложении участника содержатся не все виды выполняемых работ, исчерпывающий перечень которых указан в Приложении N 4 к Техническому заданию конкурсной документации или по одному или более видов выполняемых работ не предоставлено описание технологии производства работ, операционного контроля качества выполнения работ, используемого оборудования и машин, необходимых трудовых ресурсов, такое предложение трактуется конкурсной комиссией как отсутствие предложений о качественных характеристиках объекта закупки.
Предложение о качестве признается предложением о качественных характеристиках объекта закупки с неполным описанием технологии производства работ, операционного контроля качества выполнения работ, используемого оборудования и машин, необходимых трудовых ресурсов в случае, если в таком Предложении о качестве содержатся все виды (наименования) выполняемых работ, исчерпывающий перечень которых указан в Приложении N 4 к Техническому заданию конкурсной документации, но при этом описание технологии производства работ, операционного контроля качества выполнения работ, используемого оборудования и машин, необходимых трудовых ресурсов представлено не в полном объеме по одному виду (наименованию) выполняемых работ, исчерпывающий перечень которых указан в Приложении N 4 к Техническому заданию конкурсной документации.
Предложение о качестве признается предложением о качественных характеристиках объекта закупки с частичным описанием технологии производства работ, операционного контроля качества выполнения работ, используемого оборудования и машин, необходимых трудовых ресурсов случае, если в таком предложении о качестве содержатся все виды (наименования) выполняемых работ, исчерпывающий перечень которых указан в Приложении N 4 к Техническому заданию конкурсной документации, но при этом описание технологии производства работ, операционного контроля качества выполнения работ, используемого оборудования и машин, необходимых трудовых ресурсов представлено не в полном объеме более, чем по одному виду (наименованию) выполняемых работ, исчерпывающий перечень которых указан в Приложении N 4 к Техническому заданию конкурсной документации.
Предложение о качестве признается предложением о качественных характеристиках объекта закупки с описанием технологии производства работ, операционного контроля качества выполнения работ, используемого оборудования и машин, необходимых трудовых ресурсов в случае, если в таком предложении о качестве содержатся все виды (наименования) выполняемых работ, исчерпывающий перечень которых указан в Приложении N 4 к Техническому заданию конкурсной документации, при этом описание технологии производства работ, операционного контроля качества выполнения работ, используемого оборудования и машин, необходимых трудовых ресурсов представлено в полном объеме по всем видам (наименованиям) выполняемых работ, исчерпывающий перечень которых указан в Приложении N 4 к Техническому заданию конкурсной документации.
Для присвоения максимального количества баллов в составе заявки участника должна быть представлена форма "Предложение о качестве работ" по форме приложения N 3 к специальной части, содержащая описание технологии производства работ, операционного контроля качества выполнения работ, используемого оборудования и машин, необходимых трудовых ресурсов в полном объеме по всем видам работ, исчерпывающий перечень которых указан в Приложении N 4 к Техническому заданию конкурсной документации, в том числе с пояснительной запиской на усмотрение участника закупки, составленная на основе технического задания со всеми приложениями.
Описание технологии производства работ, операционного контроля качества выполнения работ, используемого оборудования и машин, необходимых трудовых ресурсов признается представленным не в полном объеме, если такое описание не содержит описания технологии производства работ, операционного контроля качества выполнения работ, используемого оборудования и машин, необходимых трудовых ресурсов Описание технологии производства работ, операционного контроля качества выполнения работ, используемого оборудования и машин, необходимых трудовых ресурсов признается представленным в полном объеме, если такое описание содержит описание технологии производства работ, операционного контроля качества выполнения работ, используемого оборудования и машин, необходимых трудовых ресурсов.
Описание технологии производства работ, операционного контроля качества выполнения работ, используемого оборудования и машин, необходимых трудовых ресурсов по всем видам (наименованиям) выполняемых работ, исчерпывающий перечень которых указан в Приложении N 4 к Техническому заданию конкурсной документации, предлагаемое участником в составе конкурсной заявки, должны соответствовать конкурсной документации.
Под технологией производства работ понимают методы, приемы, режим производства работ, последовательность операций и процедур, она тесно связана с применяемыми средствами, оборудованием, инструментами. Под операционным контролем качества выполнения работ понимаются действия (комплекс мер), направленных на качественное выполнение работ, включающие проведение измерений, их периодичность с фиксацией в соответствующей технической документации, анализ испытаний совокупности свойств и характеристик проведенных работ и их сравнение с установленными требованиями для определения соответствия полученных и требуемых величин параметров качества. Под используемым оборудованием и машинами понимается совокупность машин, механизмов, приборов, устройств, используемых при выполнении определённых видов работ. Под необходимыми трудовыми ресурсами понимается рабочая сила, задействованная при выполнении определённых видов работ, с указанием профессиональных задач в сфере выполнения соответствующих работ.
Вместе с тем в данном случае в составе конкурсной документации размещена проектная документация производства работ, которая учитывает все виды, сроки, технологию производства работ и т.д. Таким образом, заказчик в конкурсной документации изначально установил требования к работам и их качеству и предлагает участникам конкурса для получения максимального балла по рассматриваемому критерию повторить положения проектной документации.
Следовательно, в данном случае оценка заявок осуществляется не между собой (кто из участников закупки предложит лучшие условия контракта), а на
соответствие заявок техническому заданию (насколько точно участник детализировал технические особенности выполнения работ, в соответствии с положениями конкурсной документации в свою заявку), что, в свою очередь противоречит пункту 1 Правил N 1085, согласно которому целью Правил N 1085 является, в том числе, выявление лучших из предложенных участниками условий исполнения контракта при проведении закупки.
Таким образом, учитывая вышеизложенное Заказчиком не установлен надлежащий порядок оценки конкурсных заявок, что является нарушением п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе.
Следовательно, жалоба является обоснованной.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст., 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Компакт-плюс" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении нарушения не выдавать, так как нет доказательств того, что нарушение повлияло на результаты закупки.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 10 апреля 2018 г. N 44-1819/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.04.2018