Резолютивная часть оглашена
06.04.2018 года г.о. Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (Самарское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Самарского УФАС) в составе:
рассмотрев в порядке, установленном статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок), Приказом от 19 ноября 2014 г. N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд" жалобу ООО "ОПТ-СНАБ" на положения аукционной документации при проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту объектов стадиона "Торпедо", расположенного по адресу: г. Тольятти, ул. Революционная, 80 (извещение N0142200001318002662, начальная (максимальная) цена контракта -101 849 320,00 руб.)
в присутствии представителей:
УСТАНОВИЛА:
В Самарское УФАС России поступила жалоба ООО "ОПТ-СНАБ" на положения аукционной документации при проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту объектов стадиона "Торпедо", расположенного по адресу: г. Тольятти, ул. Революционная, 80 (извещение N0142200001318002662).
Заявитель указывает, что заказчик устанавливает требования, которые противоречат требованиям Стандарта, а также вводят участников закупки в заблуждение и позволяют указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения, заказчик требует конкретизировать значения показателей, которые становятся известными только после проведения соответствующие испытаний, инструкция по заполнению первой части усложняет подготовку заявок для участников, текст, необходимый для заполнения первой части, имеет некопируемый формат, с технической точки зрения невозможно выполнить работы, предусмотренные контрактом, в установленные контрактом сроки.
Просит признать жалобу обоснованной, внести изменение в документацию и перенести сроки окончания подачи заявки, привести аукционную документацию в соответствие с действующим законодательством, привлечь виновных должных лиц к административной ответственности.
Представители заказчика против доводов заявителя возражали, просили отказать в удовлетворении жалобы.
Выслушав доводы заказчика, изучив материалы жалобы, документацию об электронном аукционе, проведя в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок внеплановую проверку, Комиссия Самарского УФАС России установила следующее.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
ООО "ОПТ-СНАБ" ссылается, что в аукционной документации заказчиком установлено следующее требование: "лента поливинилхлоридная электроизоляционная. Толщина должна быть более 0,15 мм.
Согласно ГОСТ 16214-86 установлено:
Толщина, мм |
Ширина, мм |
Масса 1-м, г |
0,20 |
15 |
3, 8 |
Согласно инструкции "слова "более", "выше", "шире", в том числе их производные однокоренные слова, означает, что участнику следует предоставить в заявке конкретный показатель, более указанного значения, не включая крайние значения.
В Письме ФАС России от 1 июля 2016 г. N ИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке" указано следующее: "В случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения".
Таким образом, заказчиком установлены требования к материалам, противоречащие ГОСТ.
На основании вышеизложенного, Комиссия Самарского УФАС России усматривает в действиях заказчика нарушение положений Закона о контрактной системе, предусмотренных пунктом 2 части 1 статьи 33.
Комиссия Самарского УФАС России приходит к выводу о наличии в действиях заказчика признаков административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2. статьи 7.30 КоАП РФ.
В пункте 17 Приложения N 4 "Требования к материалам" установлено: "свойства на поверхности проволоки не допускается местная рябизна, вмятины, риски, царапины (ГОСТ 3282-74).
Требуемые ГОСТом 3282-74 нормы установлены в части допуска на дефекты, значения которых не должны превышать допустимые. При этом заказчиком определена потребность функциональных и качественных характеристик в полном объеме, что не противоречит допустимым нормам указанного ГОСТ. Таким образом, совокупность функциональных и качественных характеристик требуемой проволоки влияет на качество и долговечность ее применения.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе
В соответствии с пунктом б части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать указанную в одном из следующих подпунктов информацию: конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В Письме ФАС России от 1 июля 2016 г. N ИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке" указано следующее: "При установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке".
В пункте 26 Приложения N4 "Требования к материалам" указано: "масса не должна быть более 15,625 кг/м2.
Требуемые заказчиком значения массы установлены в соответствии с ГОСТ 51829-2001 в пункте 5.2.1, закреплено, что "масса 1 м2 листов в килограммах должна быть не менее 1,05s и не более 1,25s, где s - номинальная толщина листа в миллиметрах".
При этом требования заказчика и нормы ГОСТа позволяют участнику закупки указать конкретные требуемые значения массы.
В пункте 42 Приложения N 4 "Требования к материалам" указано, что "температура хрупкости должна быть [не выше -30] С.
Согласно инструкции по заполнению первой части заявки "в случае указания требуемого значения с использование символа "[]" вне зависимости от применения иных символов (знаков, союзов, слов, предлогов), установленных настоящей инструкцией, участнику закупки необходимо представить данный показатель без используемых символов как значение показателя, который не может изменяться".
В пункте 50 17 Приложения N 4 "Требования к материалам" установлено: допустимый нагрев жил в режиме перегрузки не должен быть больше 90С, допустимые токовые нагрузки кабеля на земле не должны быть более 47А, допустимые токовые нагрузки кабеля на воздухе не должны быть более 36А.
Заказчиком установлены нормируемые требования к кабелю, в том числе нагреву жил в режиме перегрузки, токовым нагрузкам, а также токам короткого замыкания в соответствии с ГОСТ 31996-2012, по которым участником закупки могут быть даны точные значения.
ООО "ОПТ-СНАБ" указывает, что инструкция по заполнению заявки создает условия для ограничения конкуренции и возможности отклонения заявок участников.
Комиссия Самарского УФАС России, изучив инструкцию по заполнению первых частей заявок на участие в электронном аукционе, выявила сложность в подготовке заявок. Инструкция содержит множество оговорок, исключений из общих правил, которые могут повлечь двоякое понимание положений инструкции, а также создать условия для злоупотребления со стороны заказчика.
Вместе с тем, заявителем не указаны конкретные положения инструкции, по его мнению, противоречащие друг другу либо невозможные к исполнению.
Довод ООО "ОПТ-СНАБ" об отсутствии возможности скопировать текст необходимый для заполнения первой части заявки, Комиссия Самарского УФАС России признает несостоятельным, ввиду того, что документ "Проект_СВН_ОС_СКУД" является общедоступным и имеет копируемый формат.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, следующая информация: краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
ООО "ОПТ-СНАБ" не представлено конкретных доказательств, о невозможности исполнения контракта в срок, установленный заказчиком.
В адрес заказчика от участников аукциона поступили запросы разъяснений положений аукционной документаций, на которые заказчиком в установленном законом порядке даны разъяснения.
На основании изложенного, доводы жалобы ООО "ОПТ-СНАБ" следует признать частично обоснованными.
Руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Самарского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ОПТ-СНАБ" частично обоснованной.
2. Признать в действиях заказчика нарушение положений пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
3. Передать материалы жалобы должностному лицу Самарского УФАС России для принятия решения о возбуждении административного производства по части 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 6 апреля 2018 г. N 346-12331-18/4
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.04.2018