Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия),
рассмотрев жалобу ООО "Охранное агентство "Прометей" (далее - Заявитель) на действия Конкурсной комиссии при проведении открытого конкурса на оказание услуг охраны объекта Заказчика, осуществляемых круглосуточно двумя лицензированными охранниками, имеющими спецсредства, и техническое обслуживание охранно-пожарной сигнализации, тревожных кнопок (изв. N 0256100004818000002),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0256100004818000002 Заказчиком проводился открытый конкурс на оказание услуг охраны объекта Заказчика, осуществляемых круглосуточно двумя лицензированными охранниками, имеющими спецсредства, и техническое обслуживание охранно-пожарной сигнализации, тревожных кнопок.
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) нарушены действиями Конкурсной комиссии.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, установлено следующее.
Протоколом рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе от 22.03.2018 г. заявке подателя жалобы присвоен второй номер.
В соответствии со ст. 6 Закона о закупках, контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Частью 1 ст. 8 Закона о закупках предусмотрено, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок.
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок (ч. 2 названной статьи).
В силу ст. 24 Закона о закупках одним из способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) установлен открытый конкурс, под которым понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса, конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования. Для проведения открытого конкурса заказчик разрабатывает и утверждает конкурсную документацию (ч. 1, 3 ст. 48 Закона о закупках).
Положениями ст. 51 Закона о закупках предусмотрен порядок подачи заявок на участие в открытом конкурсе, согласно ч. 2 которой, участник открытого конкурса подает в письменной форме заявку на участие в открытом конкурсе в запечатанном конверте, не позволяющем просматривать содержание заявки до вскрытия, или в форме электронного документа (если такая форма подачи заявки допускается конкурсной документацией).
В соответствии с ч. 2 ст. 53 Закона о закупках заявка на участие в конкурсе признается надлежащей, если она соответствует требованиям названного Закона, извещению об осуществлении закупки или приглашению принять участие в закрытом конкурсе и конкурсной документации, а участник закупки, подавший такую заявку, соответствует требованиям, которые предъявляются к участнику закупки и указаны в конкурсной документации.
В силу ч. 3 ст. 53 Закона о закупках конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.
На основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер. В случае, если в нескольких заявках на участие в конкурсе содержатся одинаковые условия исполнения контракта, меньший порядковый номер присваивается заявке на участие в конкурсе, которая поступила ранее других заявок на участие в конкурсе, содержащих такие же условия (ч.7 названной статьи).
1. Частью 6 ст. 52 Закона о закупах предусмотрено, что информация о месте, дате и времени вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе, наименование (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии) (для физического лица), почтовый адрес каждого участника открытого конкурса, конверт с заявкой которого вскрывается или доступ к поданной в форме электронного документа заявке которого открывается, наличие информации и документов, предусмотренных конкурсной документацией, условия исполнения контракта, указанные в заявке на участие в открытом конкурсе и являющиеся критерием оценки заявок на участие в открытом конкурсе, объявляются при вскрытии данных конвертов и открытии указанного доступа и вносятся соответственно в протокол. В случае, если по окончании срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе подана только одна заявка или не подано ни одной заявки, в этот протокол вносится информация о признании открытого конкурса несостоявшимся.
Заявитель полагает, что Конкурсной комиссией неправомерно:
- не были озвучены условия исполнения контракта, указанные в заявках участников конкурса и являющиеся критериями оценки заявок на участие в конкурсе;
- не внесены указанные условия исполнения контракта в протокол вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе от 20.03.2018 г.
В ходе рассмотрения жалобы указанные доводы Заявителя нашли свое подтверждение. Представитель Конкурсной комиссии нарушения признал. Как следствие, в действиях Конкурсной комиссии имеется нарушение требований ч. 6 ст. 52 Закона о закупках.
2. В соответствии с ч. 4 ст. 53 Закона о закупках, результаты рассмотрения заявок на участие в конкурсе фиксируются в протоколе рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе.
В силу п. 5 ч. 10 ст. 53 Закона о закупках, результаты рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе фиксируются в протоколе рассмотрения и оценки таких заявок, который должен содержать порядок оценки заявок на участие в конкурсе.
Заявитель полагает, что Конкурсной комиссией неправомерно не включены сведения о порядке оценки заявок на участие в конкурсе в протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе.
Комиссией установлено, что протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе от 22.03.2018 г. содержит исключительно сведения о количестве баллов, присвоенных каждым членом Конкурсной комиссии по установленному критерию оценки. Вместе с тем, конкретных условий исполнения контракта, предложенных участниками закупки, на основании которых Конкурсной комиссией произведен расчет баллов, а также порядок оценки заявок участников закупки вышеуказанный протокол не содержит.
Как следствие, данный довод Заявителя также подтвердился в ходе рассмотрения жалобы. Таким образом, в действиях Конкурсной комиссии имеется нарушение п. 5 ч. 10 ст. 53 Закона о закупках.
3. Согласно ч. 12 ст. 53 Закона о закупках, протоколы, указанные в частях 10 и 11 настоящей статьи, составляются в двух экземплярах, которые подписываются всеми присутствующими членами конкурсной комиссии. К этим протоколам прилагается информация, предусмотренная пунктом 2 части 2 статьи 51 (т.е. предложение участника открытого конкурса в отношении объекта закупки) настоящего Федерального закона. Протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, протокол рассмотрения единственной заявки на участие в конкурсе с указанными приложениями размещаются заказчиком в единой информационной системе не позднее рабочего дня, следующего за датой подписания указанных протоколов.
Заявитель полагает, что Заказчик в нарушение требований Закона о закупках разместил протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе от 22.03.2018 г. в ЕИС без предусмотренной п. 2 ч. 2 ст. 51 Закона о закупках информации.
Указанный довод подателя жалобы также нашел свое подтверждение в ходе рассмотрения жалобы. Как следствие, в действиях Заказчика имеется нарушение требований ч. 12 ст. 53 Закона о закупках.
В действиях Конкурсной комиссии имеются признаки правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 2.1 ст. 7.30 КоАП.
4. В ч. 5 ст. 53 Закона о закупках обозначено, что Конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона о закупках конкурсная документация должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с ч. 5 ст. 32 Закона о закупках, сумма величин значимости всех критериев, предусмотренных настоящей статьей, составляет сто процентов. Величина значимости критерия, указанного в пункте 2 части 1 настоящей статьи, не должна превышать величину значимости критерия, указанного в пункте 1 части 1 настоящей статьи.
Положениями Постановления Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила) установлено, что:
27. Показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть:
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
28. Оценка заявок (предложений) по нестоимостному критерию оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" производится в случае установления в документации о закупке в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил показателей, раскрывающих содержание соответствующего критерия оценки, с указанием (при необходимости) предельно необходимого заказчику минимального или максимального значения, предусмотренного абзацем вторым пункта 11 настоящих Правил.
Комиссией в ходе рассмотрения жалобы установлено, что критерии оценки заявок, величины значимости этих критериев, а также порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе содержатся в главе VI конкурсной документации.
Указанные критерии содержат формулы расчета количества баллов, а также порядок расчета итогового рейтинга по критерию оценки с учетом коэффициента значимости.
Одним из критериев оценки является квалификация участника закупки, состоящий из следующих показателей:
- наличие работников, квалифицированных в охранной области, соответствующих лицензионным требованиям и условиям согласно оказываемым видам охранных услуг и имеющих "удостоверение частного охранника", свидетельства о квалификации 4 или 5 разряда (для работающих с оружием 6 разряда);
- наличие пульта централизованной охраны для возможности оперативного реагирования и решения внештатных ситуаций, ГБР (группы быстрого реагирования), время прибытия Группы быстрого реагирования;
- подтверждение успешного опыта работы, связанного с предметом контракта за 2016-2017 гг.
Так, в соответствии с Правилами, а также с учетом установленных Заказчиком в конкурсной документации показателей, Комиссией установлено, что Конкурсной комиссией оценивается количество копий удостоверений частного охранника, количество копий успешно исполненных контрактов, договоров, заключенных с государственными, муниципальными заказчиками, бюджетными учреждениями, сведения или документы, подтверждающие наличие пульта централизованной охраны для оперативного реагирования и решения внештатных ситуаций, наличие ГБР (групп быстрого реагирования), а также время прибытия ГБР.
Как следствие, Комиссия в данном случае признает довод подателя жалобы о том, что поскольку конкурсная документация содержит конкретный порядок оценки конкурсных заявок, а оценке, в свою очередь, подлежат количественные, а не качественные показатели, расчеты каждого члена Конкурсной комиссии разниться не могут, обоснованным. Иного не доказано.
Таким образом, в действиях Конкурсной комиссии имеется нарушение требований ч. 5 ст. 53 Закона о закупках.
В действиях Конкурсной комиссии имеются признаки правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 2 ст. 7.30 КоАП.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Охранное агентство "Прометей" на действия Конкурсной комиссии при проведении открытого конкурса на оказание услуг охраны объекта Заказчика, осуществляемых круглосуточно двумя лицензированными охранниками, имеющими спецсредства, и техническое обслуживание охранно-пожарной сигнализации, тревожных кнопок (изв. N 0256100004818000002) обоснованной.
2. Признать в действиях Конкурсной комиссии нарушения ч. 6 ст. 52, 5 ч. 10 ст. 53, ч. 12 ст. 53, ч. 5 ст. 53 Закона о закупках, выявленные в ходе рассмотрения жалобы.
3. В целях устранения выявленных нарушений Заказчику, Конкурсной комиссии выдать предписание.
4. Материалы жалобы передать должностному лицу Пермского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц Конкурсной комиссии к административной ответственности за нарушение требований Закона о закупках.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 3 апреля 2018 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.04.2018