Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия),
рассмотрев жалобу ООО "РосФарМ" (далее - Заявитель) на действия Заказчика при проведении электронного аукциона на поставку расходного материала для процесса контроля стерилизации медицинских инструментов (изв. N 0356500000918000013),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0356500000918000013Заказчиком электронный аукцион на поставку расходного материала для процесса контроля стерилизации медицинских инструментов.
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках), нарушены действиями Заказчика.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, установлено следующее.
Заявитель полагает, требованиям, установленнымЗаказчиком впоз. 3 Технического задания, соответствует товар единственного производителя - ООО Компания "ТерраМед".
В соответствии с п.1 ч.1 ст.64 Закона о закупках, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В п.1 ч.1 ст.33 Закона о закупках установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчик.
В соответствии с ч.2 ст.33 Закона о закупках, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Часть 3 ст. 33 Закона о закупках устанавливает, что не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования кделовой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Из приведенных выше норм следует, что действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование Заказчиком объекта закупки. Вместе с тем, установленные требования не должны ограничивать конкурентное количество участников закупки.
Описание объекта закупки содержится в приложении 2"Техническоезадание(Спецификация)" (далее - ТЗ).
Впоз. 3 ТЗ Заказчику требуется интегрирующий индикатор для контроля паровой и воздушной стерилизации не ниже 5 класса согласно требованиям ГОСТ ISO 11140-1. Заявитель полагает, что указанный индикатор производится единственным производителем (ООО Компания "ТерраМед" (Россия)и отсутствует в свободной продаже.
Представитель Заказчика пояснил, что данный товар отвечает потребности Заказчика, а также, чтотребованиям, установленным к рассматриваемому товару, соответствуют товары следующих производителей:ООО Компания "ТерраМед" (Россия), "DGMPharma-ApparateHandelAG" (Швейцария), "ФерайнигтеПапирваренфабрикенГмбХ" (Германия).
При этом представленные Заказчиком в материалы жалобы регистрационные удостоверения на товары производства Швейцарии и Германии не могут быть признаны Комиссией надлежащими доказательствами наличия иных производителей спорного товара,ввиду:
- отсутствия в приложении регистрационного удостоверения N ФСЗ 2012/12553 от 08.06.2017 г. на товар производства "DGMPharma-ApparateHandelAG" (Швейцария) интегрирующего индикатора для контроля паровой и воздушной стерилизации (поз. 3 ТЗ);
- отсутствия в представленном регистрационном удостоверении N ФСЗ 2008/02618 от 20.10.2008 г. на товар производства"ФерайнигтеПапирваренфабрикенГмбХ" (Германия) приложения, подтверждающего производство указанной компанией спорного товара.
Комиссия отмечает, что представителю Заказчика в рамках рассмотрения настоящей жалобы было дано дополнительное время до 17.00 04.04.2018 г. с целью представления надлежащих доказательств наличия на рынке как минимум двух производителей товара, установленного Заказчиком в поз. 3 ТЗ.
Представителем Заказчика дополнительно в материалы жалобы представлено приложение к регистрационному удостоверению N РЗН 2017/6417 от 02.11.2017 г. на товар производства ООО Компания "ТерраМед" (Россия), о чем указывал Заявитель, а также скриншот с сайта Росздравнадзора, подтверждающий производство компанией "ФерайнигтеПапирваренфабрикенГмбХ" (Германия) индикаторных самоклеящихся этикеток для паровой и газовой (окись этилена) стерилизации 4FZBH432060 (80 х 34 мм).
Вместе с тем, Комиссия отмечает, что представленный скриншот подтверждает производство данной компанией индикаторных самоклеящихся этикеток, а не интегрирующего индикатора для контроля паровой и воздушной стерилизации.
Как следствие, представленные Заказчиком документы и сведения не могут являться надлежащим доказательством наличия на рынке как минимум двух производителей рассматриваемого товара. Иного не доказано.
Комиссия, не оспаривая право Заказчика устанавливать показатели в соответствии со своими потребностями, отмечает, что параметры, установленные в документации о закупке, как указано выше, не должны приводить к ограничению количества участников закупки.
В данном случае, исполнением требований Закона о закупках, должно являться наличие на рынке как минимум двух производителей, товар которых соответствует всем требованиям, обозначенным в аукционной документации.
Исследовав аукционную документацию, в частности, Техническое задание, оценив все представленные доказательства, Комиссия пришла к выводу о наличии в действиях Заказчика, допустившего включение в объект закупкипоставку товара единственного производителя, нарушения требованийп.1 ч.1ст.64 Законаозакупках. Доказательств, подтверждающих обратное, не представлено.
В указанных действиях Заказчика содержатся признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч.4.1 ст.7.30 КоАП РФ.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Росфарм" на действия Заказчика при проведении электронного аукциона на поставку расходного материала для процесса контроля стерилизации медицинских инструментов (изв. N 0356500000918000013) обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о закупках, выявленное в ходе рассмотрения жалобы.
3. В целях устранения выявленного нарушения Аукционной комиссии, Заказчику, Оператору электронной площадки выдать предписание.
4. Материалы жалобы передать должностному лицу Пермского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц Заказчика за допущенное нарушение требований Закона о закупках к административной ответственности.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 4 апреля 2018 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.04.2018