Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия),
рассмотрев жалобуООО "НикоФарм" (далее - Заявитель) на действия Заказчика при проведении электронного аукциона на товары медицинского назначения (перчатки) (изв. N 0356200032018000038),
УСТАНОВИЛА:
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) нарушены действиями Заказчика.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, установлено следующее.
Согласно извещению N 0356200032018000038, Заказчиком проводился электронный аукцион на товары медицинского назначения (перчатки).
В п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о закупках установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно п.2 ч.1 ст.33 Закона о закупках, Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
В соответствии с ч.2 ст.33 Закона о закупках, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно ч.3 ст.33 Закона о закупках, не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Из приведенных норм следует, что действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование Заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и потребностей последнего.
При этом, потребность Заказчика является определяющим фактором при формировании объекта закупки.
Кроме того, при установлении требований к качественным, техническим и функциональным показателям Заказчик также руководствуется собственными потребностями и не обязан обосновывать установленные требования. При этом данные требования не должны приводить к ограничению количества участников закупки.
Требования к товарам, являющимся предметом рассматриваемого электронного аукциона, установлены в Приложении 2"Техническоезадание(Спецификация)" (далее - ТЗ).
В соответствии с п.п.1, 2, 3 ч.1 ст.1 Закона о закупках настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся планирования закупок товаров, работ, услуг; определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей); заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 4 и 5 статьи 15 настоящего Федерального закона (далее - контракт).
Согласно п.2 ст.3 Закона о закупках определение поставщика (подрядчика, исполнителя) - совокупность действий, которые осуществляются заказчиками в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных нужд (федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации) или муниципальных нужд либо в установленных настоящим Федеральным законом случаях с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершаются заключением контракта;
В п.3 названной статьи обозначено, что закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд (далее - закупка) - совокупность действий, осуществляемых в установленном настоящим Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта. В случае, если в соответствии с настоящим Федеральным законом не предусмотрено размещение извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), закупка начинается с заключения контракта и завершается исполнением обязательств сторонами контракта;
Из указанного следует, что целью осуществления закупки является удовлетворение, в данном случае, государственной нужды, которая заключается в поставке товаров медицинского назначения для нужд учреждения.
1. Заявитель полагает, что перчатки, указанные в обосновании НМЦК и перчатки, установленные Заказчиком в первой и второй позициях ТЗ, отличаются.
Вместе с тем, Комиссия отмечает, что в соответствии с п. 3 ч. 8 ст. 99 Закона о закупках контроль (за исключением контроля, предусмотренного частью 10 настоящей статьи) в отношении обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), включенной в план-график осуществляют органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.
Исходя из совокупности изложенного, у Комиссии Пермского УФАС России отсутствуют полномочия для рассмотрения доводов жалобы относительно формирования начальной (максимальной) цены контракта.
Как следствие, нарушений Закона о закупках в данной части в действиях Заказчика Комиссия не усматривает.
2. Заявитель в жалобе указывает, что по всем позициям ТЗ Заказчик установил необоснованные требования к потребительской упаковке, а именно:
"Перчатки должны быть упакованы в потребительскую тару из картона подгруппы коробочный или коробочный склеенный по ГОСТ 7933-89, толщина картона не менее 0,3 мм, влажность не более 14,0%".
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках, описание объекта закупки может включать в требования, в том числе в отношении упаковки в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации.
Кроме того, представителем Заказчиком в материалы жалобы представлены документы и сведения о наличии по каждой позиции ТЗ как минимум двух производителей соответствующего товара. Иного не доказано.
Комиссия отмечает, что Заявителем в материалы жалобы, в нарушение ч. 9 ст. 105 Закона о закупках, не предоставлены доказательства отсутствия товаров, удовлетворяющих потребности Заказчика.
Как следствие, нарушений в действиях Заказчика в данной части Комиссия не усматривает.
3. Заявитель полагает, что впоз. 1 ТЗ Заказчик неправомерно установил следующее требование к товару:
"Приемлемый уровень качества (AQL) менее 1,5 (должно быть указано на упаковке)".
В частности, как указывает Заявитель, указанное требование противоречит п. 8.2.2 ГОСТ.
Вместе с тем, Комиссия отмечает, что Заявителем не указан конкретный государственный стандарт, положения которого нарушены действиями Заказчика, а также, что ТЗ не содержит требований о соответствии закупаемого товара определенному ГОСТу, на который ссылается Заявитель.
Как следствие, ввиду того, что ТЗ не содержит указаний на государственный стандарт, рассматриваемый довод Заявителя удовлетворению не подлежит.
4. Заказчиком впоз. 2 ТЗ установлены следующие требования к перчаткам:
"Толщина текстурированных участков перчатки в диапазоне от 0,08 мм до 0,12 мм".
Заявитель полагает, что инструкция по заполнению заявок не содержит правил по указанию значения такого показателя.
В ходе рассмотрения жалобы довод Заявителя нашел свое подтверждение. Как следствие, в действиях Заказчика имеется нарушение требований п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о закупках.
Заявитель также полагает, что минимальная толщина текстурированных участков перчатки в соответствии с требованиями ГОСТ должна быть не менее 0,11 мм.
При этом Комиссией установлено, что поз. 2 ТЗ не содержит требований о соответствии товара определенному ГОСТу. Таким образом, нарушений в действиях Заказчика в данной части Комиссия не усматривает.
5. Впоз. 3 ТЗ Заказчиком установлено следующее требование к перчаткам:
"с внутренним абсорбирующим покрытием на основе хлопка или флока, обеспечивающего абсорбцию влаги для профилактики мацерации кожи при длительном ношении перчаток".
Заявитель полагает, что товар с указанными характеристиками производится единственным производителем - ШэнВэйЮ.Эс.Эй., США (перчатки Hydrex).
Представитель Заказчика пояснил, что указанным характеристикам соответствуют товары двух производителей, а именно: HeliomedHandelsges.m.b.H, Австрия и "ШэнВэйЮ.Эс.Эй., Инк.", США. Иного не доказано.
6. Аналогично вышеуказанному доводу Заявитель полагает, что характеристикам, предусмотренным Заказчиком в поз. 6 ТЗ, а именно: "Манжета перчатки обрезана (без венчика), с адгезивной полосой для препятствия скатывания и сползания перчатки в процессе операции", соответствует товар единственного производителя - GammexLATEXSensitive, пр-ль АнселлХелскеаЮроп Н.В. Бельгия.
Представитель Заказчика пояснил, что указанной позиции ТЗ соответствуют товары следующих производителей: Yixing HBM LatexProductionCo., Ltd., Китай и AnsellHealthcareEurope NV, Малайзия. Иного не доказано.
7. Заказчиком впоз. 7 ТЗ установлено следующее требование к товару:
"Манжета перчатки должна быть обрезана (без венчика)".
По мнению Заявителя, данным требованием Заказчик ограничивает конкуренцию ввиду того, что большинство производителей изготавливают перчатки с венчиком.
В связи с вышеизложенным, учитывая требования Закона о закупках, Комиссия отмечает, что Заказчик при описании объекта закупки и установлении требований к товару руководствуется собственной потребностью.
Кроме того, согласно пояснениям представителя Заказчика, указанному требованию соответствуют товары, как минимум, следующих производителей: AnsellHealthcareEurope NV, Малайзия и IMProWetDonningPlus PF / ИмпроВэтДоннинг Плюс ПФ, IMP. Иного не доказано.
8. Позициями 8, 14 ТЗ установлены следующие требования к перчаткам (соответственно):
- "Упаковка перчаток пластиковая, устойчивая к механическим повреждениям и проникновению озона, газов и влаги. Метод стерилизации радиационный";
- "Упаковка перчаток должна быть пластиковой".
Заявитель полагает, что данные требования установлены Заказчиком неправомерно.
По аналогии с ранее рассмотренными доводами Заявителя в рамках настоящей жалобы Комиссия отмечает, что возможность установления требований к упаковке товара прямо предусмотрена Законом о закупках. Кроме того, требований о соответствии товара государственному стандарту, на который ссылается Заявитель, Заказчиком также не установлено.
Требованиям, установленным Заказчиком в данных позициях, согласно сведениям Заказчика, соответствуют товары производства (соответственно):
- Yixing HBM Latex Production Co., Ltd., Китайи Ansell Healthcare Eu-rope NV, Малайзия;
- WRP Asia Pacific SdnBhd, Малайзияи Encore Orthopaedic, Ansell, Шри-Ланка.
Иногонедоказано.
9. По мнению Заявителя, Заказчиком в п. 9 ТЗ неправомерно установлено следующее ограничивающее количество участников закупки требование к товару:
"Манжета перчатки должна быть обрезана (без венчика) с адгезивной полосой для препятствия скатывания и сползания перчатки в процессе операции".
Представитель Заказчика пояснил, что данное требование является потребностью медицинского учреждения, что указанным требования соответствуют товары, как минимум, таких производителей, как:Yixing HBM LatexProductionCo., Ltd., Китай и AnsellHealthcareEurope NV, Малайзия. Иного не доказано.
10. Впоз. 10 ТЗ установлено требование к толщине стенки перчаток, а именно: "Толщина стенки в диапазоне 0,25-0,45 мм".
Заявитель указывает, что инструкция по заполнению заявки не содержит конкретных требований в отношении того, как необходимо указывать значение данного показателя. В ходе рассмотрения жалобы довод Заявителя подтвердился. Как следствие, в действиях Заказчика имеется нарушение требований п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о закупках.
В действиях Заказчика имеются признаки правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч.4.2 ст.7.30 КоАП РФ.
11. Заявитель полагает, что совокупности характеристик, установленных Заказчиком впоз. 11, 13 ТЗ соответствует товар единственного производителя (соответственно):
- перчаткиProfeel DOUBLE GLOVING SYSTEM DHD NON-LATEX производства WRP Asia Pacific SDN BHD, Малайзия;
- перчатки EPIC 410 pf производства ХелиомедХандельсгезм.б.Х., Австрия.
Представитель Заказчика пояснил, что установленным требованиям соответствуют товары производства (соответственно):
- SFM Hospital Products GmbH, Германияи WRP Asia Pacific SDN BHD, Малайзия;
- HeliomedHandelsges.m.b.H, АвстрияиHelmMedical, Германия
Иного не доказано.
12. Заказчиком в п. 12 установлено следующее требование к перчаткам: "В составе полимерного покрытия должен содержаться антисептик (хлоргексидин). Наличие антисептика должно быть указано на индивидуальной упаковке перчаток".
По мнению Заявителя, совокупности указанных требований соответствует товар единственного производителя - АнселлХелскеаЮроп Н.В. Бельгия, что требование к упаковке противоречит существующему ГОСТ.
Представитель Заказчика пояснил, что ТЗ не содержит требований к определенному ГОСТу, что совокупности требований соответствуют товары производства: Yixing HBM LatexProductionCo., Ltd., Китай и AnsellHealthcareEurope NV, Малайзия. Иного не доказано.
Исходя из совокупности изложенного, Комиссия приходит к выводу, что нарушений требований Закона о закупках в части доводов Заявителя, содержащихся в пунктах 5 - 9, 11 - 12 настоящего решения, в действиях Заказчика не может быть установлено.
Представителем общества в материалы жалобы также представлены запрошенные у ООО "МЕДКОМ-МП", ООО "АТЕКС ГРУПП" коммерческие предложения на товары. Из письменных пояснений общества следует, что от общества "МЕДКОМ-МП" Заявителем получен ответ о том, что товар по указанным позициям поставляется обществом "АТЕКС ГРУПП", от ООО "АТЕКС ГРУПП" ответа Заявителем получено не было.
Вместе с тем, Комиссия отмечает, что указанные сведения не могут являться надлежащим и достаточным доказательством, позволяющим достоверно и однозначно определить и установить факт ограничения Заказчиком конкуренции при проведении рассматриваемой закупки по оспариваемым позициям ТЗ.
Более того, ООО "НикоФарм" не является производителем испрашиваемого товара, а выступает как поставщик-продавец, приобретающий товары для покупателя, и не ограничен в выборе контрагентов, у которых он может приобретать товары, в том числе по характеристикам, предложенным Заказчиком. Представленные дополнительно Заявителем сведения не позволяют Комиссии однозначно установить факт отсутствия у подателя жалобы возможности сотрудничества с компаниями, обладающими соответствующим закупаемым Заказчиком товаром. Иного не доказано.
Необходимо отметить, что материалы жалобы не содержат указания на то, каким образом установленные требования ограничивают ООО "НикоФарм" в реализации права на участие в рассматриваемой закупке. В частности,Заявителем также не указано, какой товар планировался обществом к поставке, каким конкретным показателям ТЗ не соответствует товар общества.
Комиссией установлено, что на участие в закупке подано 2 заявки. Обе заявки признаны соответствующими требованиям аукционной документации. По результатам проведения электронного аукциона снижение НМЦК составило 39%.
Кроме того, представителем Заказчика в подтверждение указанных доводов в материалы жалобы представлено 3 коммерческих предложения, что свидетельствует о том, что, как минимум три организации предоставляют возможность поставки изделий медицинского назначения, являющихся предметом закупки.
В связи с изложенным, поскольку выявленное нарушение не повлияло на результат закупки, с учетом п. 3.35 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия решила предписание не выдавать.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобужалобуООО "НикоФарм" на действия Заказчика при проведении электронного аукциона на товары медицинского назначения (перчатки) (изв. N 0356200032018000038) обоснованной в части 4 (частично) и 11 доводов жалобы.
2. Признать в действиях Заказчика выявленное в ходе рассмотрения жалобы нарушение п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о закупках.
3. Предписание не выдавать, поскольку выявленное нарушение не повлияло на результат закупки.
4. Материалы жалобы передать должностному лицу Пермского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц Заказчика к административной ответственности за нарушение требований Закона о закупках.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 9 апреля 2018 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.04.2018