Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобуУКВЗ им. С. М. Кирова - филиал АО "ГКНПЦ им. М.В. Хруничева"(далее - Заявитель) на действия МУП "Пермгорэлектротранс" (далее - Заказчик), Управления муниципального заказа администрации города Перми (далее - Уполномоченный орган) при проведении электронного аукциона на поставку запасных частей и принадлежностей (Трамвайные запчасти) (изв. N 0156300008718000076) (далее - Аукцион),
УСТАНОВИЛА:
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках), нарушены действиями Заказчика, Уполномоченного органа.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС Россииот 19.11.2014 N727/14, установлено следующее.
Согласно извещению N 0156300008718000076 Уполномоченным органомпроводился электронный аукцион на поставку запасных частей и принадлежностей (Трамвайные запчасти).
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона, аукционной документацией:
1) извещение о проведении электронного аукциона размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 23.03.2018 г.
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная максимальная цена контракта - 65 816 135,00 руб.;
4) дата окончания подачи заявок - 10.04.2018 г.
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о закупках, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В п.1 ч.1 ст.33 Закона о закупках установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с ч.2 ст.33 Закона о закупках, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно ч.3 ст.33 Закона о закупках, не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Из приведенных норм следует, что действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование Заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и потребностей последнего.
При этом, потребность Заказчика является определяющим фактором при формировании объекта закупки.
В соответствии с п.п.1, 2, 3 ч.1 ст.1 Закона о закупках настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся планирования закупок товаров, работ, услуг; определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей); заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 4 и 5 статьи 15 настоящего Федерального закона (далее - контракт).
Согласно п.2 ст.3 Закона о закупках определение поставщика (подрядчика, исполнителя) - совокупность действий, которые осуществляются заказчиками в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных нужд (федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации) или муниципальных нужд либо в установленных настоящим Федеральным законом случаях с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершаются заключением контракта;
В п.3 названной статьи обозначено, что закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд (далее - закупка) - совокупность действий, осуществляемых в установленном настоящим Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта. В случае, если в соответствии с настоящим Федеральным законом не предусмотрено размещение извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), закупка начинается с заключения контракта и завершается исполнением обязательств сторонами контракта;
Из указанного следует, что целью осуществления закупки является удовлетворение, в данном случае, муниципальной нужды, которая заключается в обеспечении предприятия запасными частями для подвижного состава.
Так, в п.5 Раздела 2 информационной карты аукционной документации указано, что показатели и значения показателей установлены в графах 2 и 3 Таблицы N 1 Приложения N 1 к документации об аукционе (далее - Техническое задание, ТЗ). Всего 247 позиций.
Согласно жалобе Заявителя в ТЗ Заказчиком установлены,как требования к товарам, производства УКВЗ им. С. М. Кирова - филиал АО "ГКНПЦ им. М.В. Хруничева" (более 100 позиций), так и требования к товарам, которые производят иные хозяйствующие субъекты, а также требование к кожуху короткому снятому с производства (п.228 ТЗ), что, по мнению Заявителя, нарушает законодательство и ограничивает количество участников закупки.
Отклоняя данные доводы как не состоятельные, антимонопольный орган отмечает, что товары, требования к которым установлены в ТЗ, сходны по функциональному назначению и являются однородными, предназначены для использования в качестве запасных частей для трамваев, что также подтвердили представитель Заказчика. Иного не доказано.
Представитель Заказчика также пояснил, что описание объекта закупки носит объективный характер, все требования к материалам соответствуют требованиям ст.33 Закона о закупках, при этом, описание в документации требования к товарам отвечает интересам Заказчика.Также представитель Заказчика относительно п.228 ТЗ пояснил, что спорный товар закупался в 2016-2017 годах.
В соответствии с письменными пояснениями Заказчика основной деятельностью Заказчика, согласно Уставу, является деятельность по осуществлению пассажирских перевозок городским электрическим транспортом в пределах города Перми. Для осуществления выпуска подвижного состава надлежащего технического состава, в соответствии с требованиями законодательства, Заказчиком на постоянной основе осуществляется ремонт и техническое обслуживание электротранспорта, для чего необходима поставка запасных частей в кратчайшие сроки с момента возникновения потребности.
Более того, Заявителем не представлено доказательств того, что УКВЗ им. С. М. Кирова - филиал АО "ГКНПЦ им. М.В. Хруничева" не может приобрести запасные части, производителем которых не является.
Кроме того, Комиссия отмечает, что основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения закупок, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупки, сколько выявление в результате закупки лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок.
Комиссией также учитывается, чтоУКВЗ им. С. М. Кирова - филиал АО "ГКНПЦ им. М.В. Хруничева", являясь коммерческой организацией, осуществляет на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение прибыли и отсутствие товара, который соответствовал бы потребностям Заказчика, связано только с его предпринимательской деятельностью, от требований, содержащихся в документации о закупке, не зависит, и соответственно, само по себе не может свидетельствовать об ограничении количества участников закупки.
На основании указанного выше, Комиссия приходит к выводу, что в данном случае в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушений Закона о закупках не имеется.
Заявитель полагает, что Заказчиком установлены сроки поставки товара, которые делают невозможным участие в электронном аукционе.
Согласно п.2 ст.42 Закона о закупках визвещении об осуществлении закупки должно содержаться краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
В ч.1 ст.64 Закона о закупках указано, что документация об электронном аукционе должна содержать информацию, указанную в извещении о проведении такого аукциона.
Так, в Техническом задании указано, что начальный срок поставки: с момента подписания договора, конечный срок поставки: по 31.12.2018 г.
В п.2.2 ТЗ указано, что поставка осуществляется в соответствии с заявкой Заказчика, в которой указываются наименование, объемы Товара. Поставка осуществляется в течение 3 (трех) дней с даты получения Поставщиком соответствующей заявки, если иные сроки не предусмотрены Заявкой.
Аналогичные сроки указаны в проекте контракта.
Представитель Заказчика пояснил, что в аукционной документации, установлены сроки поставки товара, которые отвечают потребностям Заказчика.
Кроме того, в соответствии с представленными коммерческими предложениями, два хозяйствующих субъекта готовы поставить товар, в том числе кожух, в количестве и на условиях, указанных в аукционной документации.
На основании указанного, с учетом отсутствия достаточных доказательств невозможности исполнения требований Заказчика, Комиссия приходит к выводу, что в данной части в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушений Закона о закупках не имеется.
В соответствии с ч.3 ст.99 Закона о закупках, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок осуществляется контроль в сфере закупок за исключением контроля, предусмотренного частями 5, 8 и 10 настоящей статьи.
В ч.8 ст.99 Закона о закупках установлено, что органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль (за исключением контроля, предусмотренного частью 10 настоящей статьи) в отношении обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), включенной в план-график.
Исходя из совокупности изложенного, у Комиссии Пермского УФАС России отсутствуют полномочия для рассмотрения доводов жалобы относительно формированияначальной (максимальной) цены контракта.
Для осуществления контроля в упомянутой части материалы жалобы будут направлены в органы внутреннего муниципального финансового контроля, то есть в данном случае в Департамент финансов администрации г.Перми.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу УКВЗ им. С. М. Кирова - филиал АО "ГКНПЦ им. М.В. Хруничева"на действия Заказчика, Уполномоченного органапри проведении электронного аукциона на поставку запасных частей и принадлежностей (Трамвайные запчасти) (изв. N 0156300008718000076) необоснованной.
2. Признать жалобу УКВЗ им. С. М. Кирова - филиал АО "ГКНПЦ им. М.В. Хруничева"на действияЗаказчика, Уполномоченного органапри проведении электронного аукциона на поставку запасных частей и принадлежностей (Трамвайные запчасти) (изв. N 0156300008718000076)в части обоснования начальной максимальной цены контракта, не подлежащей рассмотрению.
3. Передать материалы настоящей жалобы в Департамент финансов администрации города Перми в части довода о нарушении положений Закона о закупках, допущенного приобосновании начальной максимальной цены контракта.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 9 апреля 2018 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.04.2018