Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: Председателя Комиссии - О.П. Харченко, заместителя руководителя управления, членов Комиссии - Я.Ю. Бычковой, начальника отдела, Е.М. Хоменко, главного специалиста-эксперта (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу Акционерного общества "Уфимский завод эластомерных материалов, изделий и конструкций" (далее - АО "УЗЭМИК") на действия муниципального заказчика - Управления по делам ГО и ЧС Администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района (далее - заказчик), уполномоченного органа - Управления муниципального заказа и потребительского рынка Администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района (далее - уполномоченный орган) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона "Поставка плотов спасательных сбрасываемых для оборудования служебно-разъездного судна "Сириус" (среди СМП и СОНО)" (далее - электронный аукцион), установила следующее.
ФАС России в адрес Красноярского УФАС России была перенаправлена поступившая 05.04.2018 жалоба АО "УЗЭМИК" (далее - податель жалобы) на действия заказчика, уполномоченного органа при проведении электронного аукциона, размещенного на электронной площадке ООО "РТС-тендер" (далее - оператор электронной площадки), извещение N 0319300003418000103.
Существо жалобы: документация о проведении электронного аукциона составлена с нарушением требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Жалоба была подана в ФАС России в срок, установленный частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе, соответствовала требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона, в связи с чем была принята к рассмотрению Красноярским УФАС России по существу.
В адреса подателя жалобы, заказчика, уполномоченного органа и оператора электронной площадки было направлено уведомление о содержании жалобы с информацией о месте и времени ее рассмотрения.
Заказчику, уполномоченному органу было предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы.
Явку своих представителей с документами, подтверждающими личность и полномочия, на заседание Комиссии по рассмотрению жалобы по существу податель жалобы, заказчик, уполномоченный орган не обеспечили. В адрес Красноярского УФАС России со стороны заказчика, уполномоченного органа поступили ходатайства о проведении указанного заседания в отсутствие своих представителей (вх. NN 6064, 6076 от 11.04.2018).
Из содержания жалобы следует, что, по мнению подателя жалобы, при формировании аукционной документации заказчиком, уполномоченным органом были допущены следующие нарушения требований статьи 33 Закона о контрактной системе в части составления описания объекта закупки:
- в описании объекта закупки отсутствуют ссылки на конкретные номера и даты технических регламентов, стандартов и других нормативных актов, требованиям которых должен соответствовать поставляемый товар;
- описание объекта закупки содержит параметры плота, по мнению подателя жалобы, не соответствующие требованиям действующих Правил классификации и постройки судов (ПКПС) Российского речного регистра, а именно: указанные Правила не содержат требований по длине и ширине плота, заказчиком же указана длина не более 825 мм, ширина не более 670 мм, высота не более 570 мм; указанные Правила не предусматривают ограничений по массе упакованных спасательных плотов на судах, оборудованных устройствами для спуска плотов, при этом для судов, не оборудованных данными устройствами, указанные Правила предусматривают максимальную массу 80 кг, заказчиком же масса плота в упаковке указана не более 60 кг. Податель жалобы отмечает, что в аукционной документации отсутствует обоснование необходимости применения других требований, не предусмотренных указанным нормативным актом. По мнению подателя жалобы, требования к размерам и массе плота, не предусмотренные Правилами классификации и постройки судов (ПКПС) Российского речного регистра, ограничивают возможность участия в электронном аукционе предприятий - субъектов малого предпринимательства, реализующих спасательные плоты производства подателя жалобы, поскольку параметры по размерам и массе спасательного плота производства подателя жалобы соответствуют Правилам классификации и постройки судов (ПКПС) Российского речного регистра, но не соответствуют описанию объекта закупки.
На вышеуказанные доводы подателя жалобы заказчиком, уполномоченным органом были представлены в письменной форме возражения, согласно которым в части описания объекта закупки положения аукционной документации не противоречат требованиям Закона о контрактной системе, поскольку основаны на практической потребности заказчика и проведенном анализе рынка.
Рассмотрев существо жалобы, документы и сведения, представленные Комиссии, проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссия установила следующие обстоятельства.
В связи с возникшей потребностью у заказчика уполномоченным органом были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на поставку плотов спасательных сбрасываемых для оборудования служебно-разъездного судна "Сириус" (среди СМП и СОНО) (извещение о проведении электронного аукциона с изменениями от 30.03.2018 N 0319300003418000103).
В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Статья 33 Закона о контрактной системе предписывает заказчику при описании в документации о закупке объекта закупки руководствоваться правилами, изложенными в указанной статье.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчику предписано использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе определено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Пунктом 4 раздела "Информационная карта" аукционной документации определено, что функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики товара, являющегося объектом закупки, изложены в Техническом задании - приложение N1 к указанному разделу аукционной документации (далее - Описание объекта закупки).
Описание объекта закупки содержит следующие характеристики товара, обжалуемые подателем жалобы:
Наименование закупки |
Поставка плотов спасательных сбрасываемыхдля оборудования служебно-разъездного судна "Сириус" |
|||
Наименование |
Наименование показателя |
Значение показателя, необходимое Заказчику |
Ед. изм. |
Кол-во. |
Плот спасательный яхтенный |
Масса плота в упаковке |
не более 60 кг. |
шт. |
2 |
Габаритные размеры уложенного плота: |
|
|||
длина |
не более 825 мм. |
|||
ширина |
не более 670 мм. |
|||
высота |
не более 570 мм. |
Довод подателя жалобы о том, что в нарушение требований статьи 33 Закона о контрактной системе в Описании объекта закупки отсутствуют ссылки на конкретные номера и даты технических регламентов, стандартов и других нормативных актов, требованиям которых должен соответствовать поставляемый товар, не признается Комиссией в качестве состоятельного, поскольку Законом о контрактной системе заказчику при описании объекта закупки не вменена обязанность включать в описание объекта закупки указания на номера и даты технических регламентов, стандартов и других нормативных актов, требованиям которых должен соответствовать поставляемый товар.
В отношении довода подателя жалобы о том, что в нарушение статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки содержит параметры плота, не соответствующие требованиям действующих Правил классификации и постройки судов (ПКПС) Российского речного регистра, при этом в аукционной документации отсутствует обоснование необходимости применения других требований, не предусмотренных указанным нормативным актом, Комиссия отмечает следующее.
Исходя из пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, при описании объекта закупки заказчику необходимо использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации.
В силу статьи 2 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" технический регламент - документ, который принят международным договором Российской Федерации, подлежащим ратификации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в соответствии с международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации, или нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).
Согласно статье 2 Федерального закона от 29.06.2015 N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации" документы, разрабатываемые и применяемые в национальной системе стандартизации - национальный стандарт Российской Федерации, в том числе основополагающий национальный стандарт Российской Федерации, и предварительный национальный стандарт Российской Федерации, а также правила стандартизации, рекомендации по стандартизации, информационно-технические справочники.
Правила классификации и постройки судов (ПКПС) изданы ФАУ "Российский Речной Регистр", являющимся некоммерческой организацией, функции и полномочия учредителя которого от имени Российской Федерации осуществляет Министерство транспорта Российской Федерации.
Учитывая вышеизложенное, Правила классификации и постройки судов не являются ни техническим регламентом, принятым в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, ни документом, разрабатываемым и применяемым в национальной системе стандартизации, принятым в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, неиспользование показателей, требований, условных обозначений и терминологии которых влечет необходимость включения в документацию о закупке обоснования необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии. Следовательно, использование заказчиком при составлении Описания объекта закупки показателей, требований к плоту, способствующих удовлетворению его потребности, в отсутствие обоснования необходимости использования показателей, требований, условных обозначений и терминологии, не предусмотренных Правилами классификации и постройки судов, не противоречит требованиям Закона о контрактной системе.
Системное толкование норм Закона о контрактной системе позволяет сделать вывод о том, что заказчик вправе определять такие требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам товара, которые соответствуют его потребностям с учетом специфики его деятельности и обеспечивают эффективное использование бюджетных средств, но не способствуют ограничению количества участников закупки. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки, уточнить его характеристики, поскольку потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении соответствующих требований.
Законом о контрактной системе не предусмотрено каких-либо ограничений по включению в документацию о закупке требований к объекту закупки, являющихся значимыми для заказчика.
Действующее законодательство о контрактной системе Российской Федерации не ограничивает право заказчика приобретать товары, работы и услуги в соответствии со своими нуждами и спецификой деятельности. Заказчик вправе самостоятельно формулировать объект закупки, исходя из своих потребностей. При описании товара заказчик вправе указывать технические, функциональные, эксплуатационные, качественные параметры объекта закупки, которые являются определяющими для него. Заказчик не лишен возможности более точно и четко указывать требования к закупаемому товару.
Содержание Описания объекта закупки отражает действительную потребность заказчика в поставке плотов спасательных сбрасываемых для оборудования служебно-разъездного судна "Сириус", обладающих определенными габаритными размерами и массой. Таким образом, исходя из объема своей потребности, заказчик произвел описание объекта закупки, включив значимые для него характеристики подлежащих поставке плотов спасательных сбрасываемых для оборудования служебно-разъездного судна "Сириус", позволяющих определить потребность заказчика, сопроводив их обоснованием начальной (максимальной) цены контракта (Приложение N2 к разделу "Информационная карта" аукционной документации), следовательно, участнику закупки предоставлена возможность рассмотрения вопроса об участии в закупке, в том числе, произведения собственного расчета предложения о цене исполнения контракта.
Положения статьи 6 Закона о контрактной системе устанавливают, что контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных Законом о контрактной системе, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд (часть 1 статьи 12 Закона о контрактной системе).
Таким образом, принципы обеспечения конкуренции и ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок являются равнозначными и подлежащими соблюдению в равной степени во всех случаях.
Более того, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов в целях удовлетворения государственных и муниципальных нужд, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок. В торгах могут участвовать лишь те лица, которые соответствуют названным целям. При этом для достижения указанной цели заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки (его характеристики) и в торгах могут участвовать лишь те лица, которые соответствуют названным целям. Таким образом, включение в документацию о торгах условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников закупки лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах.
Возможное сужение круга участников закупки с одновременным повышением эффективности использования финансирования (обеспечением его экономии) не может само по себе рассматриваться в качестве нарушения требований Закона о защите конкуренции. Аналогичная правовая позиция отражена в Обзоре судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017).
Вышеизложенные обстоятельства дают основание Комиссии полагать, что доводы подателя жалобы о наличии в Описании объекта закупки требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки, не нашли своего подтверждения в ходе проведения заседания Комиссии по рассмотрению жалобы по существу.
Учитывая вышеизложенное, Комиссия пришла к выводу о том, что в действиях заказчика, уполномоченного органа при составлении аукционной документации в рассматриваемой части не содержится признаков нарушения положений Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенных обстоятельств, в результате проведенной внеплановой проверки, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.34 Приказа ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, котировочной или аукционной комиссии, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Красноярского УФАС России решила признать жалобу Акционерного общества "Уфимский завод эластомерных материалов, изделий и конструкций" необоснованной.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
Я.Ю. Бычкова |
|
Е.М. Хоменко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 11 апреля 2018 г. N 445
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.04.2018