Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Кировского УФАС России) в составе:
Зам.председателя комиссии:
<_>
рассмотрев жалобу АО "Ямалнефтесервис",
У С Т А Н О В И Л А:
26.03.2018 г. в Кировское УФАС России поступила жалоба АО "Ямалнефтесервис" (далее - Заявитель) на отказ КОГП "Вятавтодор" (далее - Заказчик) в принятии банковских гарантий, признание его уклонившимся от заключения контракта по итогам электронного аукциона на поставку ГСМ (масла и смазки) (извещение N 0340200003317011870). Размещение закупки осуществляет КОГКУ "Центр по техническому сопровождению государственных закупок" (далее - Уполномоченное учреждение).
Заявитель сообщает, что его признание уклонившимся от заключения контракта противоречит требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
В соответствии с ч. 1 ст. 106 Закона о контрактной системе Заявителю, Уполномоченному учреждению и Заказчику направлено уведомление о дате, времени, месте рассмотрения жалобы. Рассмотрение жалобы назначенное на 02.04.2018 г., откладывалось до 06.04.2018 г.
Уполномоченное учреждение явку представителя не обеспечило.
На заседании комиссии Кировского УФАС России, представитель Заявителя поддержал позицию, изложенную в жалобе. Полагают, что две банковские гарантии, представленные при подписании, обеспечивали исполнение контракта, в связи с чем отказ Заказчика в их принятии неправомерен.
Представитель Заказчика сообщил, что обеспечение контракта двумя банковскими гарантиями Законом о контрактной системе не предусмотрено.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки, заслушав пояснения представителей Заказчика, Заявителя, Комиссия Кировского УФАС России приходит к следующим выводам.
30.12.2017 г. на официальном сайте закупок размещено извещение о проведении электронного аукциона на поставку ГСМ (масла и смазки) (извещение N 0340200003317011870). Начальная (максимальная) цена контракта 7 509 489,81 руб. Дата окончания подачи заявок 20.02.2018 г. 09:00 час.
Согласно ч.2 ст.37 Закона о контрактной системе если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет пятнадцать миллионов рублей и менее и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, указанном в части 1 настоящей статьи, или информации, подтверждающей добросовестность такого участника на дату подачи заявки в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
В силу ч.3 ст.37 Закона о контрактной системе к информации, подтверждающей добросовестность участника закупки, относится информация, содержащаяся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающая исполнение таким участником в течение одного года до даты подачи заявки на участие в конкурсе или аукционе трех и более контрактов (при этом все контракты должны быть исполнены без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней), либо в течение двух лет до даты подачи заявки на участие в конкурсе или аукционе четырех и более контрактов (при этом не менее чем семьдесят пять процентов контрактов должны быть исполнены без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней), либо в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в конкурсе или аукционе трех и более контрактов (при этом все контракты должны быть исполнены без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней). В этих случаях цена одного из контрактов должна составлять не менее чем двадцать процентов цены, по которой участником закупки предложено заключить контракт в соответствии с частью 2 настоящей статьи.
В соответствии с ч.5 ст.37 Закона о контрактной системе в случае проведения аукциона информация, предусмотренная частью 3 настоящей статьи, предоставляется участником закупки при направлении заказчику подписанного проекта контракта. При невыполнении таким участником, признанным победителем аукциона, данного требования или признании комиссией по осуществлению закупок информации, предусмотренной частью 3 настоящей статьи, недостоверной контракт с таким участником не заключается и он признается уклонившимся от заключения контракта. В этом случае решение комиссии по осуществлению закупок оформляется протоколом, который размещается в единой информационной системе и доводится до сведения всех участников аукциона не позднее рабочего дня, следующего за днем подписания указанного протокола.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 01.03.2018 N0340200003317011870-3 АО "Ямалнефтесервис" признано победителем электронного аукциона с ценой контракта 4 993 810,66 руб., (снижение на 33,5 %). В соответствии с ч.3 ст.37 Закона о контрактной системе, победитель электронного аукциона должен был до заключения контракта представить заказчику либо обеспечение исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, либо информацию, подтверждающую его добросовестность на дату подачи заявки.
Согласно скриншотам с ЭТП было установлено следующее.
В силу ч.2 ст. 70 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанного в части 8 статьи 69 настоящего Федерального закона протокола заказчик размещает в единой информационной системе без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения цены контракта, предложенной участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), указанной в заявке на участие в таком аукционе его участника, в проект контракта, прилагаемый к документации о таком аукционе.
05.03.2018 г. Заказчиком посредством личного кабинета на ЭТП победителю закупки направлен проект контракта.
Согласно ч.4 ст.70 Закона о контрактной системе победитель электронного аукциона, с которым заключается контракт, в случае наличия разногласий по проекту контракта, размещенному в соответствии с частью 2 настоящей статьи, размещает в единой информационной системе протокол разногласий, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя такого аукциона. При этом победитель такого аукциона, с которым заключается контракт, указывает в протоколе разногласий замечания к положениям проекта контракта, не соответствующим извещению о проведении такого аукциона, документации о нем и своей заявке на участие в таком аукционе, с указанием соответствующих положений данных документов.
12.03.2018 г. АО "Ямалнефтесервис" направило протокол разногласий о внесении изменений в п.2.1 проекта контракта, просило проверить прилагаемый файл справки о добросовестности Поставщика и изложить п.9.1 проекта контракта на основании приложенной справки о добросовестности с указанием однократного размера банковской гарантии.
В силу ч.5 ст.70 Закона о контрактной системе в течение трех рабочих дней с даты размещения победителем электронного аукциона в единой информационной системе в соответствии с частью 4 настоящей статьи протокола разногласий заказчик рассматривает протокол разногласий и без своей подписи размещает в единой информационной системе доработанный проект контракта либо повторно размещает в единой информационной системе проект контракта с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания победителя такого аукциона.
15.03.2017 г. Заказчик разместил проект контракта, в п. 2.1 которого были внесены изменения.
В силу ч.6 ст.70 Закона о контрактной системе в течение трех рабочих дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе документов, предусмотренных частью 5 настоящей статьи, победитель электронного аукциона размещает в единой информационной системе проект контракта, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя такого аукциона, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта и подписанный усиленной электронной подписью указанного лица, или предусмотренный частью 4 настоящей статьи протокол разногласий.
20.03.2017 г. Заявитель подписал контракт, в качестве обеспечения контракта представил банковскую гарантию N766604 от 13.03.2018 г. на сумму 375 474,49 руб., банковскую гарантию N772820 от 20.03.2018 г. на сумму 187737,25 руб.
21.03.2018 г. Заказчик отказал в подписании контракта по причине представления двух банковских гарантий каждая из которых не соответствует размеру, установленному ч.3 ст.37 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона N 44-ФЗ, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Согласно части 2 статьи 45 Закона о контрактной системе банковская гарантия должна быть безотзывной и должна содержать в том числе сумму банковской гарантии, подлежащую уплате гарантом заказчику в установленных частью 13 статьи 44 Закона о контрактной системе случаях, или сумму банковской гарантии, подлежащую уплате гарантом заказчику в случае ненадлежащего исполнения обязательств принципалом в соответствии со статьей 96 Закона о контрактной системе.
Согласно части 4 статьи 96 Закона о контрактной системе контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с Законом о контрактной системе.
Учитывая изложенное, предоставление двух банковских гарантий на разные суммы в разных или равных долях для обеспечения исполнения контракта положениями Закона о контрактной системе не предусмотрено. Данная позиция нашла отражение в письме Минфина России от 19.01.2018 N 24-03-08/3102. Таким образом, заказчик правомерно отказался принять обеспечение исполнения контракта представленное в виде двух банковский гарантий.
Довод Заявителя о том, что Заказчик мог отказаться от банковской гарантии, размещенной в реестре банковских гарантий 13.03.2018 г. несостоятелен, поскольку в силу ч.6 ст.70, ч.5 ст.37 Закона о контрактной системе банковская гарантия может быть рассмотрена Заказчиком только при получении подписанного проекта контракта победителем с приложением банковской гарантии.
Законом о контрактной системе не установлена обязанность Заказчика по проверке справки о добросовестности Поставщика на этапе рассмотрения протокола разногласий.
Вместе с тем, информация, изложенная в справке о добросовестности АО "Ямалнефтесервис", не соответствует требованиям ч.3 ст.37 Закона о контрактной системе. Представление такой справки при подписании контракта не могло быть воспринято Заказчиком в качестве надлежащего подтверждения добросовестности, о чем не мог не знать Заявитель.
На основании изложенного и в соответствии с ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия Кировского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
1. Признать необоснованной жалобу АО "Ямалнефтесервис" на отказ КОГП "Вятавтодор" в принятии банковских гарантий, признание его уклонившимся от заключения контракта по итогам электронного аукциона на поставку ГСМ (масла и смазки) (извещение N 0340200003317011870).
2. Отменить приостановление заключения контракта.
В соответствии с ч. 9 ст. 106 ФЗ от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента его принятия.
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области от 6 апреля 2018 г. N 118/03-18-з
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.04.2018