Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя комиссии:
Тихенького О.Л. - руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
Членов комиссии:
Казанова Н.А. - заместителя начальника отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
Дубровиной С.А. - главного государственного инспектора отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
в отсутствии представителей сторон, извещенных надлежащим образом, рассмотрев ООО "Интерпром" (далее - Заявитель, Общество) на положения аукционной документации, утверждённой Муниципальным казенным учреждением "Служба Заказчик" Администрации городского округа "Александровск-Сахалинский район" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона по объекту: "Реконструкция системы водоснабжения в городском округе "Александровск-Сахалинский район" (извещение N 0161300005618000007) (далее - аукцион),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области поступила жалоба Заявителя на положения аукционной документации, по мнению которого при утверждении аукционной документации нарушены требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), при этом Заявитель в своей жалобе приводит следующие доводы:
1. Заказчиком установлены дополнительные требования к банковской гарантии, срок которой, превышает срок, установленный в части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе в 12 раз.
2. Заказчиком незаконно установил требования к участникам закупки в соответствии с частью 13 статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации, что является нарушением частей 1, 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
3. Заказчиком неправомерно установлено требование, предоставить сертификат, либо декларацию соответствия на оборудования, изделия, материалы и конструкции, не подлежащие обязательной сертификации и декларированию.
4. В пункте 7 Технического задания предусмотрено, что освидетельствование скрытых работ, испытание вновь построенных сетей, сооружений и устройств осуществлять в присутствии представителя эксплуатирующей организации с составлением соответствующих актов. Однако ни в проекте Контракта, ни в приложениях к аукционной документации не предъявлено требований к порядку проведения испытаний вновь построенных сетей. В связи с чем, установление данного требования противоречит условиям документации в целом.
5. Пунктом 7 Технического задания предусмотрено, что Подрядчик обязан в составе исполнительной документации сдать Заказчику исполнительную топографическую съёмку построенных объектов в масштабе М1:500 в городской системе координат, в Балтийской системе высот, в установленном порядке в 3-х экземплярах на бумажном носителе и в электронном виде в формате *.pdf. При этом затраты на проведение топографической съёмки не включены в цену Контракта.
6. Заказчиком в проекте контракта не указанна ссылка на Постановление Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 N 1042, а также ответственность заказчика в случае просрочки исполнения обязательства в соответствии с вышеуказанным Постановлением.
7. Заказчиком незаконно установлена обязанность к победителю электронного аукциона, выразившееся в подписании незаполненного Приложение N 4 проекта муниципального контракта "Техническое задание. Реконструкция системы водоснабжения в городском округе "Александровск-Сахалинский район". При этом общество считает, что изменения существенных условий проекта контракта на стадии его подписания нарушают требования действующего законодательства.
8. В смете стоимости работ в составе аукционной документации указано, что сметная документация составлена в текущих ценах по состоянию на 2-квартал 2017. Фактически применены индексы для расчета в 1 квартал 2017. Соответственно определить произошло ли удешевление или удорожание сметной стоимости не представляется возможным.
Учитывая вышеприведенные доводы, Заявитель просит приостановить проведения закупки до рассмотрения жалобы по существу. Признать жалобу обоснованной, провести правомерность содержания аукционной документации на предмет соответствия действующему законодательству, а также другим документам, опубликованным в ЕИС в составе документации. Выдать предписание об устранении нарушений при проведении закупки.
Уведомлением-требованием от 30.03.2018 N 05-1228 рассмотрение жалобы по существу назначено на 04.04.2018 16 часов 15 минут.
Стороны на заседание Комиссии не явились, явкой своих представителей не обеспечили, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы по существу извещены надлежащим образом. Вместе с тем, со стороны заказчика поступили запрашиваемые документы, а также письменные пояснения на жалобы, согласно которым, просит признать ее необоснованной.
Комиссия, проанализировав имеющиеся в деле документы, а также информацию, размещенную на сайте Единой информационной системе в сфере закупок, проведя в порядке статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, установила следующее.
15.03.2018 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru заказчиком опубликовано извещение о проведении электронного аукциона по факту определения поставщика (подрядчика, исполнителя) по объекту: "Реконструкция системы водоснабжения в городском округе "Александровск-Сахалинский район" (извещение N 0161300005618000007).
Начальная (максимальная) цена контракта - 157 328 043 руб. 00 коп.
Дата и время окончание срока подачи заявок - 02.04.2018 в 09 часов 00 минут.
1. В соответствии с частью 3 статьи 96 Закона о контрактной системе Исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Согласно пункту 1.5.2 аукционной документации Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один год.
В пункте 17.8 проекта контракта указано, что действия банковской гарантии __________________ (должен превышать срок действия Контракта (срок выполнения работ, указанный в п. 4.1. Контракта) не менее чем на один год).
Учитывая вышеизложенное, Комиссия пришла к выводу, что в настоящее время дополнительные требования к банковской гарантии утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 08.11.2013 N 1005 "О банковских гарантия, используемых для целей Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и не содержат каких-либо ограничений срока действий банковских гарантий.
Таким образом, Законом о контрактной системе предусмотрен институт банковской гарантии как один из видов обеспечения обязательств по государственным контрактам. При этом Закон устанавливает обязательное условие банковской гарантии - превышение срока действия банковской гарантии на срок контракта минимум на один месяц. Вместе с тем, максимального предела банковской гарантии действующим законодательством не установлено.
С учетом изложенного, Комиссия приходит к выводу, что требования установленные заказчиком к банковской гарантии не нарушают требования Закона о контрактной системе в связи с чем, первый довод заявителя признается необоснованным.
2. Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки в соответствии с требованиями, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно пункту 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы и информацию подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно частям 1, 3 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Член саморегулируемой организации имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров, при соблюдении в совокупности следующих условий:
1) наличие у саморегулируемой организации, членом которой является такое лицо, компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств, сформированного в соответствии со статьями 55.4 и 55.16 настоящего Кодекса;
2) если совокупный размер обязательств по указанным в абзаце первом настоящей части договорам не превышает предельный размер обязательств, исходя из которого таким лицом был внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в соответствии с частью 11 или 13 статьи 55.16 настоящего Кодекса. Количество договоров подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договоров строительного подряда, которые могут быть заключены членом саморегулируемой организации с использованием конкурентных способов заключения договоров, не ограничивается.
В пункте 8 информационной карты аукционной документации заказчиком установлены требования к участникам закупки, а именно:
Для подтверждения своего соответствия требованиям к участникам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работ, являющихся объектом закупки, участником электронного аукциона предоставляется: выписка из реестра членов саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства по форме, утвержденной Приказом Ростехнадзора от 16.02.2017 N 58 "Об утверждении формы выписки из реестра членов саморегулируемой организации" (за исключением случаев, предусмотренных частью 2.1, 2.2 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ) с соблюдением следующего условия.
- совокупный размер обязательств участника закупки по договорам, которые заключены с использованием конкурентных способов, не должен превышать уровень ответственности участника по компенсационному фонду обеспечения договорных обязательств.
Учитывая вышеизложенное, Комиссия установила, что требования установленные заказчиком в аукционной документации соответствуют требованиям части 3 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации, следовательно, такие требования не нарушают положения действующих норм Закона о контрактной системе.
Таким образом, довод второй заявителя признается необоснованным.
3. Согласно подпункту "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В соответствии с частью 5 вышеуказанной нормы вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать:
1) наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика участника такого аукциона или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника такого аукциона (для иностранного лица), идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника такого аукциона;
2) документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона;
3) копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об электронном аукционе. При этом не допускается требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром;
4) решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия данного решения в случае, если требование о необходимости наличия данного решения для совершения крупной сделки установлено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и (или) учредительными документами юридического лица и для участника такого аукциона заключаемый контракт или предоставление обеспечения заявки на участие в таком аукционе, обеспечения исполнения контракта является крупной сделкой;
5) документы, подтверждающие право участника такого аукциона на получение преимущества в соответствии со статьями 28 и 29 настоящего Федерального закона, или копии этих документов;
6) документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, или копии этих документов;
7) декларация о принадлежности участника такого аукциона к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 настоящего Федерального закона.
Аналогичные требования заказчиком установлены в пункте 12 информационной карты аукционной документации.
В пункте 7 Технического задания указано:
В 2018 году выполнить строительство технического водовода от р. Большая Александровка до площадки ВОС.
Все оборудование, изделия, материалы, конструкции, применяемые подрядчиком в ходе выполнения работ, должны быть новыми (ранее не использованными, не эксплуатирующимися) и сертифицированными в соответствии с Перечнями, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 г. N 982 "Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 N 982 "Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии" утверждены:
1. Единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации;
2. Единый перечень продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии.
Таким образом, Заказчиком в аукционной документации установлены требования к сертификации оборудования и материалов только в отношении данных перечней. Других требований, нарушающих законодательство Российской Федерации к применяемым материалам, оборудованию и т.д. в части предоставления добровольной сертификации Заказчиком не установлено.
Учитывая вышеизложенное, Комиссия решила признать довод заявителя необоснованным, поскольку заказчиком не установлено дополнительных требований влекущих к ограничению количества участников, при этом, требования о сертификации, установленные в пункте 7 Технического задания определяют обязательство подрядчика на стадии исполнения контракта и, по своей сути, являются контролем Заказчика за качеством выполнения работ, что не противоречит положениям Закона о контрактной системе.
4. В пункте 7 Технического задания заказчиком установлено, что освидетельствование скрытых работ, испытание вновь построенных сетей, сооружений и устройств осуществлять в присутствии представителя эксплуатирующей организации с составлением соответствующих актов.
Порядок проведения испытаний вновь построенных сетей изложен в "СНиП 3.05.04-85*. Наружные сети и сооружения водоснабжения и канализации" (утв. Постановлением Госстроя СССР от 31.05.1985 N 73).
Таким образом, установленное Заказчиком требование не противоречит законодательству о контрактной системе, в связи с чем, четвертый довод заявителя признается необоснованным.
5. В пункте 7 Технического задания указано:
В составе исполнительной документации сдать Заказчику исполнительную топографическую съёмку построенных объектов в масштабе М 1:500 в городской системе координат, в Балтийской системе высот, в установленном порядке в 3-х экземплярах на бумажном носителе и в электронном виде в формате *.pdf.
Работы по объекту: "Реконструкция системы водоснабжения в городском округе "Александровск-Сахалинский район" должны быть выполнены в соответствии с проектной документацией предоставляемой Заказчиком после заключения контракта. Данная проектная документация разработана на основании результатов инженерных изысканий. В составе проекта присутствует топографическая съемка в масштабе М 1:500 в городской системе координат, в Балтийской системе высот. Для ознакомления проектная документация представлена в извещении об электронном аукционе.
Следовательно, при подготовке исполнительной документации подрядчику необходимо использовать топографическую съемку из проекта для нанесения построенных объектов.
Таким образом, довод заявителя о том, что затраты не проведение топографической съемки не включены в цену контракта признается необоснованным.
6. В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Согласно части 5 вышеуказанной статьи случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства N 1042 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контракта (далее - Постановление N 1042) были внесены изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 15.05.2017 N 570 и признано утратившим силу Постановление Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063.
Изменения Постановления N 1042 вступили в силу 09.09.2017.
В ходе заседания Комиссии установлено, что заказчиком в проекте контракта ответственность сторон установлена в соответствии с требованиями действующего Постановления Правительства N 1042.
При этом в пункте 12.8 проекта Контракта указано, что за каждый факт неисполнения Заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, устанавливается штраф в размере ___ руб.
Размер штрафа будет определяться по итогам торгов в следующем порядке:
- 1 000,00 руб., в случае, если цена контракта до 3 млн. рублей;
- 5 000,00 руб. в случае, если цена контракта от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;
- 10 000,00 руб. в случае, если цена контракта от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;
- 100 000,00 руб. в случае, если цена контракта более 100 млн. рублей.
Таким образом, довод заявителя не нашел своего подтверждения, в связи с чем, признается необоснованным.
7. Согласно части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
Техническое задание - документ, содержащий требования заказчика к объекту закупки, определяющие условия и порядок ее проведения для обеспечения государственных или муниципальных нужд, в соответствии с которым осуществляются поставка товара, выполнение работ, оказание услуг и их приемка. Это исходный документ, который учитывает основное назначение закупки товаров, работ, услуг, их характеристики, задание заказчика, описание первичных данных, целей и задач закупки, сроков поставки, выполнения работ, оказания услуг, требований к товару, работам, услугам, их результатам, к гарантиям, описание объекта закупки, объем закупаемых товаров, работ, услуг, формы отчетности, обоснование требований к товару, работам, услугам, эквивалентные показатели, экономические требования, а также специальные требования. Таким образом, техническое задание содержит описание того, что нужно заказчику, и процесс достижения необходимого результата. Техническое задание разрабатывается на конкретную закупку в целом.
При этом Техническое задание размещено в разделе 3 аукционной документации.
Таким образом, поскольку техническое задание является составной частью аукционной документации, следовательно, данное техническое задание автоматически будет включено в Приложение N 4 проекта муниципального контракта.
Учитывая вышеизложенное, Комиссия решила признать довод заявителя необоснованным.
8. В соответствии с пунктом 1 частью 8 статьи 99 Закона о контрактной системе органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль (за исключением контроля, предусмотренного частью 10 настоящей статьи) в отношении соблюдения требований к обоснованию закупок, предусмотренных статьей 18 настоящего Федерального закона, и обоснованности закупок.
Контроль в сфере закупок в соответствии с частью 8 указанной статьи осуществляется органом муниципального финансового контроля, являющимся органом (должностными лицами) местной администрации, в отношении закупок для обеспечения муниципальных нужд (часть 9 статьи 99 Закона о контрактной системе).
При таких обстоятельствах контроль за обоснованием начальной максимальной цены контракта не относится к полномочиям Сахалинского УФАС России, в связи с чем, довод на неверное обоснование цены контракта Комиссией по существу не рассматривается.
На основании изложенного Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Интерпром" на положения аукционной документации, утверждённой Муниципальным казенным учреждением "Служба Заказчик" Администрации городского округа "Александровск-Сахалинский район" при проведении электронного аукциона по объекту: "Реконструкция системы водоснабжения в городском округе "Александровск-Сахалинский район" (извещение N 0161300005618000007) - необоснованной.
2. Довод ООО "Интерпром", связанный с обоснованием начальной максимальной цены контракта по существу не рассматривать.
3. Передать жалобу ООО "Интерпром" в орган муниципального финансового контроля, для рассмотрения довода по обоснованию начальной максимальной цены контракта.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии О.Л. Тихенький
Члены комиссии Н.А. Казанов
С.А. Дубровина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 4 апреля 2018 г. N 85/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.04.2018