Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя Комиссии - помощника руководителя Московского УФАС России А.А. Князяна,
Членов Комиссии:
главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Р.Г. Осипова,
главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Д.С. Грешневой,
при участии представителей:
ГУП г. Москвы "Московский центр внедрения достижений науки и техники "МОСКВА": В.А. Ларионовой (доверенность от 27.02.2018 N 11-10/18), Л.С. Селиверстовой (доверенность от 21.12.2017 N 71-10/17),
О.А. Коптевой (доверенность от 11.12.2017 N 52-10/17),
ООО "РОС-М": П.В. Ханжина (доверенность от 24.11.2017 N 58),
рассмотрев жалобу ООО "РОС-М" (далее - Заявитель) на действия
ГУП г. Москвы "Московский центр внедрения достижений науки и техники
"МОСКВА" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по эксплуатации и техническому обслуживанию системы диспетчеризации инженерного оборудования в строении N 75 ГУП МЦВДНТ "МОСКВА" (Закупка N 0573200002618000013) (далее - Аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
По мнению Заявителя, в аукционной документации установлены неправомерные требования к товарам.
По результатам рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 12.03.2018 N ТФ/11386/18, Комиссия Управления установила следующее.
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно доводам жалобы, в Приложении N 5 к Техническому заданию аукционной документации установлены требования к товарам, а именно:
· п. 2 "Блок реле": "напряжение питания 200; 220В (АС), при частоте 50;60 Гц", при этом в графе "единица измерения" указано "В, Гц". В соответствии с инструкцией по заполнению заявки установлено: "В случае, если значения или диапазоны значений параметра указаны одновременно с использованием символов "точка с запятой", "запятая", - участнику закупки необходимо представить в заявке значения или диапазоны значений, разделенных символом "точка с запятой"". Таким образом, требуемое значение показателя противоречит положениям инструкции по заполнению заявки, поскольку, исходя из требуемой единицы измерения, необходимо указать значение напряжения и частоты, в то время как возможные в соответствии с инструкцией варианты значений допускают указание напряжения или частоты. Аналогичное требование установлено по товару п.16 "Трубки теплоизоляционные" (параметр "Пожарная безопасность Г1; Г2, РП1; РП3");
· п. 43 "Клеммник": "Диапазон сечений < 0,5...3 мм2". В соответствии с инструкцией по заполнению заявки установлено: "Символ "<" - означает что, участнику следует предоставить в заявке конкретный показатель, менее указанного значения", "Символы "многоточие", "тире" установленные между значениями, следует читать как необходимость указания диапазона значений, не включая крайние значения". В соответствии с вышеуказанными требованиями к товару, необходимо одновременно указать конкретное единичное значение и диапазон значений, что не представляется возможным, а также не представляется возможным однозначно определить крайнее граничное значение диапазона;
· установлены избыточные требования к товарам, в частности: установлено требование о предоставлении участниками закупок в первой части заявки конкретного значения параметров "диаметр головки; номер шлица; диаметр шлица; шаг резьбы; внутренний диаметр резьбы; высота головки; масса шурупа" товара п.51 "Шурупы с потайной головкой", что, по мнению Комиссии Управления является неправомерным, поскольку, в силу ГОСТ 1145-80 "Шурупы с потайной головкой. Конструкция и размеры" такие параметры, как диаметр головки, номер шлица, диаметр шлица, шаг резьбы, внутренний диаметр резьбы, высота головки, масса шурупа установлены в зависимости от диаметра резьбы, длины шурупа, марки стали.
Таким образом, при указании участником закупки диаметра резьбы, длины шурупа, марки стали, а также с учетом выраженного согласия участника закупки на использование при выполнении работ товаров на условиях аукционной документации и соответствующих требованиям установленных документацией государственных стандартов, Заказчику заведомо известны, в том числе такие показатели, как диаметр головки, номер шлица, диаметр шлица, шаг резьбы, внутренний диаметр резьбы, высота головки, масса шурупа. Аналогичные требования установлены по товарам пп. 30, 58, 104 Приложения N 5 к Техническому заданию аукционной документации.
· установлены излишние требования к товарам, в частности, п.11 "Провод" (электрическое сопротивление изоляции не менее 1.0 Мом*км), п.22 "Пленка полиэтиленовая" (статистический коэффициент трения от 0,1 до 0,5 У.е). Аналогичные требования установлены по товарам пп. 4, 5, 8, 12, 15, 18, 22, 27, 30, 36, 46, 50, 51, 56, 58, 59, 60, 67, 70, 78-84, 89-98, 100, 101, 104, 106-111, 113, 115-125, 127, 128, 133-137 Приложения N 5 к Техническому заданию аукционной документации.
Конкретные значения по вышеуказанным и подобным характеристикам не представляется возможным установить на этапе подготовки заявки на участие в аукционе, что препятствует корректному заполнению первой части заявки на участие в аукционе и может привести к ограничению количества участников аукциона. Кроме того, обжалуемые значения характеристик не указываются на упаковках товаров. Закупка товара для определения его качественных и количественных характеристик путем лабораторных испытаний проводит к дополнительным затратам и лишает возможности подать заявку в связи с невозможностью проведения таких испытаний в короткий срок.
В соответствии с ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представителем Заказчика не представлены документы и сведения, согласно которым конкретные значения по вышеуказанным и подобным характеристикам возможно указать участнику закупки без проведения испытаний конкретной партии товара. Вместе с тем, например, конкретный показатель характеристики "электрическое сопротивление изоляции" для товара п.11 "Провод" согласно положениям ГОСТ 31947-2012 "Провода и кабели для электрических установок на номинальное напряжение до 450/750 В включительно. Общие технические условия" определяют методом испытаний по ГОСТ 3345-76 "Кабели, провода и шнуры. Метод определения электрического сопротивления изоляции".
Комиссия Управления приходит к выводу, что вышеприведенные примеры подробного изложения в аукционной документации требований к характеристикам товаров, которые представляют собой в том числе показатели результатов технологических испытаний товаров, а также характеристиками компонентного состава товаров, являются неправомерными, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участников закупки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ, для предоставления вышеуказанных сведений в составе первой части заявки на участие в аукционе.
Таким образом, требования Заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, могут иметь признаки ограничения доступа к участию в закупке;
· п.10 "Перфорированные лотки" установлено требование "Исполнение 1; 2; 3; 4", что, по мнению Заявителя, вводит участников закупки в заблуждение, поскольку не позволяет определить потребность Заказчика в определении конструкции товара, так как в аукционной документации отсутствует требование о соответствии товара государственному стандарту;
· п.11 "Провод" установлено требование "Монтаж при температуре не -20 °С", что, по мнению Заявителя, вводит участников закупки в заблуждение, поскольку не позволяет определить потребность Заказчика, так как отсутствует минимальный и (или) максимальный диапазон возможных значений;
· п.37 "Извещатель пожарный дымовой" установлено требование "Степень защиты корпуса > IP48", а также установлено требование о соответствии товара положениям ГОСТ 14254-96 "Степени защиты, обеспечиваемые оболочками". Согласно доводам жалобы, требования установлены таким образом, что вводят участника закупки в заблуждение, поскольку требование установлено сразу к обеим характеристическим цифрам кода IP, однако максимальная степень защиты от воды (2 характеристическая цифра) согласно ГОСТ 14254-96 является 8. Аналогичное требование установлено по товару п.48 "Блок резервного питания" (Степень защиты корпуса > IP 18);
· п.56 "Болты Строительные с шестигранной головкой" установлено требование: "Длина болтов 95 или 10 мм", "По диаметру резьбы быть 10 или 8 мм", что, по мнению Заявителя, неправомерно, поскольку длина 10 мм заведомо не может быть предложена, так как в этом случае длина и диаметр болта будут идентичны.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика согласился с данным доводом жалобы в части установления неправомерных требований к товару п.56 "Болты Строительные с шестигранной головкой";
· п.66 "Фланец плоский" установлено требование: "Габариты (D*D*(b+h): (от 0,15до 0,18) х (от 0,15 до 0,18) х < 0,0027 м", что, по мнению Заявителя, неправомерно, поскольку установлена единица измерения метр;
· п.69 "Кран шаровой" установлено требование: графа требуемый параметр "Средняя наработка на отказ циклов 25000", при этом в графе "требуемое значение" указано ">24000 цикл", что, свидетельствует об установлении противоречивых требований;
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика согласился с данным доводом жалобы в части установления неправомерных требований к товару п.69 "Кран шаровой".
· в п.2 "Блок реле" установлены идентичные параметры: "напряжение питания 200; 220 В (АС), при частоте 50; 60 Гц. В, Гц", "Питание осуществляться от переменного напряжения 200; 220 В";
· п.12 "Болты тип 1" установлены параметры: "рябизна на опорной поверхности головки глубина", "номинальный диаметр резьбы", "шаг резьбы", "диаметр стержня", "размер под ключ", "высота головки", "длина болта", "длина резьбы", класс прочности", "масса болта", что, по мнению Заявителя, не позволяет достоверно определить, какой именно товар требуется заказчику, так как отсутствует требование к конструкции товара. Аналогичные требования установлены по товарам пп. 23, 26, 35, 39 Приложения N 5 к Техническому заданию аукционной документации;
· в п.15 "Проволока сварочная" установлено требование о соответствии товара ГОСТ 2246-70 "Проволока стальная сварочная. Технические условия", ГОСТ 3282-74 "Проволока стальная низкоуглеродистая общего назначения. Технические условия". При этом, товар, регламентированный ГОСТ 3282-74, не соответствует самому требуемому товару, поскольку проволока общего назначения не применяется для сварки или изготовления электродов. Согласно ГОСТ 3282-74: "Настоящий стандарт распространяется на круглую низкоуглеродистую стальную проволоку, предназначенную для изготовления гвоздей, увязки, ограждений и других целей". Аналогичное требование установлено по товару п. 17 "Цанга";
· п.27 "Электроды" установлено требование: "Требуемый параметр "Тип электрода: содержание примесей в наплавленном металле", требуемое значение "Э-42; Э-50; Э-50 А", что, по мнению Заявителя неправомерно, поскольку в одном параметре установлены сразу две характеристики;
· в п.41 "Кабельный канал. Тип 1" установлено требование о соответствии товара ГОСТ 27017-86 "Изделия крепежные. Термины и определения", ГОСТ 11371-78 "Шайбы. Технические условия", которое невыполнимо, поскольку указанные нормативные документы данный товар не регламентируют. Аналогичное требование установлено по товарам пп. 45, 51, 73 Приложения N 5 к Техническому заданию аукционной документации;
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика согласился с данным доводом жалобы в части установления неправомерных требований к товарам пп. 45, 51, 73 Приложения N 5 к Техническому заданию аукционной документации.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности доводов жалобы Заявителя и о нарушении Заказчиком
п.1,2 ч.1 и ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь Административным регламентом, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "РОС-М" на действия ГУП г. Москвы "Московский центр внедрения достижений науки и техники "МОСКВА" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п.1,2 ч.1 и ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель председателя Комиссии А.А. Князян
Члены Комиссии: Р.Г. Осипов
Д.С. Грешнева
Исп. Р.Г. Осипов; (495) 784-75-05 (166)
1. ГУП г. Москвы "Московский центр внедрения достижений науки и техники "МОСКВА"
Мира проспект, д. 119, стр.70,
г. Москва, 129223
2. ООО "РОС-М"
Хлебозаводский проезд, д. 7, стр. 9, пом. XVI, ком. 2, оф. 15, г. Москва, 115230
3. ООО "РТС-тендер"
Тараса Шевченко набережная,
д. 23-А, г. Москва, 121151
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу N 2-57-2990/77-18 об устранении нарушений
законодательства об осуществлении закупок
14.03.2018 г. Москва
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя Комиссии - помощника руководителя Московского УФАС России А.А. Князяна,
Членов Комиссии:
главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Р.Г. Осипова,
главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Д.С. Грешневой,
на основании решения Комиссии от 14.03.2018 по делу N 2-57-2990/77-18, по итогам рассмотрения жалобы ООО "РОС-М" (далее - Заявитель) на действия ГУП г. Москвы "Московский центр внедрения достижений науки и техники "МОСКВА" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по эксплуатации и техническому обслуживанию системы
диспетчеризации инженерного оборудования в строении N 75 ГУП МЦВДНТ "МОСКВА" (Закупка N0573200002618000013) (далее - Аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Заказчику, Аукционной комиссии отменить Протокол подведения итогов, Протокол рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе (далее - Протоколы).
2. Оператору электронной площадки не позднее 1 рабочего дня со дня исполнения пункта 1 настоящего предписания:
- отменить протокол проведения Аукциона;
- вернуть участникам закупки ранее поданные заявки на участие в Аукционе;
- уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в Аукционе, в том числе Заявителя, об отмене Протоколов, Протокола проведения Аукциона, о прекращении действия заявок, поданных на участие в Аукционе, и о возможности подать новые заявки на участие в Аукционе;
- прекратить блокирование операций по счетам для проведения операций по обеспечению участия в аукционах в электронной форме, открытых участникам закупки, подавшим заявки на участие в Аукционе, в отношении денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в Аукционе.
3. Заказчику:
- привести документацию об Аукционе в соответствие с требованиями Закона о контрактной системе и с учетом решения от 14.03.2018 по делу N 2-57-2990/77-18 и разместить соответствующую документацию на Официальном сайте;
- назначить новую дату окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе, дату рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе, дату проведения Аукциона, а также разместить на Официальном сайте информацию о новой дате окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе, дате рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе и дате проведения Аукциона. При этом дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе должна быть назначена в соответствии с ч.6 ст.65 Закона о контрактной системе.
4. Оператору электронной площадки не позднее 1 рабочего дня со дня исполнения пункта 3 настоящего предписания:
- назначить время проведения Аукциона и разместить на электронной площадке информацию о времени проведения Аукциона;
- уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в Аукционе, в том числе Заявителя, о новой дате окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе, дате рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе, дате и времени проведения Аукциона, а также о возможности подать новые заявки на участие в Аукционе.
5. Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки осуществить дальнейшее проведение процедуры закупки в соответствии с требованиями законодательства об осуществлении закупок и с учетом решения Московского УФАС России от 14.03.2018 по делу N 2-57-2990/77-18.
6. Заказчику в срок до 10.05.2018 представить в Московское УФАС России подтверждение исполнения настоящего предписания в письменном виде или по факсимильной связи (8 (495) 607-42-92) или электронной почте по адресу: predpisanie44fz@fas.gov.ru.
Невыполнение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, за исключением органа, указанного в ч.7.1 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - пятисот тысяч рублей в соответствии с ч.7 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Настоящее предписание может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель председателя Комиссии А.А. Князян
Члены Комиссии: Р.Г. Осипов
Д.С. Грешнева
Исп. Р.Г. Осипов; (495) 784-75-05 (166)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 14 марта 2018 г. N 2-57-2990/77-18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.04.2018