Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя Председателя Комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Е.А. Дейнеги,
Членов Комиссии:
Главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Р.Г. Осипова,
Специалиста - эксперта отдела обжалования государственных закупок Г.А. Радочинского,
при участии представителей:
ГКУ г. Москвы "Дирекция заказчика жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Восточного административного округа": С.А. Рассказова,
ООО "РОС-М": П.В. Ханжина,
в отсутствие представителей Управы района Косино - Ухтомский г.Москвы, о времени и месте заседания Комиссии уведомлены письмом Московского УФАС России N ТФ/13461/18 от 23.03.2018,
рассмотрев жалобу ООО "РОС-М" (далее - Заявитель) на действия Управы района Косино - Ухтомский г. Москвы (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по ремонту квартир ветеранов Великой Отечественной войны в районе Косино - Ухтомский города Москвы (Закупка N 0373200006218000126) (далее - электронный аукцион, аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России NТФ/13461/18 от 23.03.2018.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в утверждении аукционной документации в нарушение Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
На основании п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с - 6 ст.66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
По мнению Заявителя, в Технической части аукционной документации установлены требования к товарам, значения которых возможно установить исключительно методом испытаний определенной партии товара, в частности: Краска на водной основе (Условная вязкость краски по вискозиметру ВЗ-246), Оконный блок тип 1 (приведенное сопротивление теплопередачи), Растворы тип 1 (влажность сухих растворных смесей) и другие.
Конкретные значения по вышеуказанным и подобным характеристикам не представляется возможным установить на этапе подготовки заявки на участие в аукционе, что препятствует корректному заполнению первой части заявки на участие в аукционе и может привести к ограничению количества участников аукциона. Кроме того, обжалуемые значения характеристик не указываются на упаковках товаров. Закупка товара для определения его качественных и количественных характеристик путем лабораторных испытаний проводит к дополнительным затратам и лишает возможности подать заявку в связи с невозможностью проведения таких испытаний в короткий срок.
В соответствии с ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представителем Заказчика не представлены документы и сведения, согласно которым конкретные значения по вышеуказанным и подобным характеристикам возможно указать участнику закупки без проведения испытаний конкретной партии товара. Вместе с тем, например, конкретный показатель характеристики "Условная вязкость краски по вискозиметру типа ВЗ -246 (или ВЗ-4) при температуре (20,00,5) °С" для товара "Краска на водной основе" определяют методом испытаний по ГОСТ 8420-74 "Материалы лакокрасочные. Методы определения условной вязкости".
Комиссия Управления приходит к выводу, что вышеприведенные примеры подробного изложения в аукционной документации требований к характеристикам товаров, которые представляют собой в том числе показатели результатов технологических испытаний товаров, а также характеристиками компонентного состава товаров, являются неправомерными, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участников закупки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ, для предоставления вышеуказанных сведений в составе первой части заявки на участие в аукционе.
Таким образом, требования Заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, могут иметь признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Также, по мнению Заявителя, для товара "Труба стальная тип 1" Заказчиком установлены требования "труба стальная: должна быть водогазопроводная стальная (черная) труба электросварная с усиленным швом обыкновенная или усиленная", "уловный проход", "наружный диаметр", "толщина стенки труб", "масса 1 м труб", "плотность стали труб", что может вводить участников закупки в заблуждение, поскольку из вышеуказанных показателей, показателями, позволяющими определить соответствие закупаемого товара установленным Заказчиком требованиям, являются такие характеристики, как "труба стальная", "условный проход", что подтверждается требованиями ГОСТ 3262-75, ГОСТ 1050-88. Кроме того, выражая своё согласие на выполнение работ на условиях, предусмотренных аукционной документацией, участник закупки соглашается и на соответствие характеристик данного товара требованиям ГОСТ 3262-75, ГОСТ 1050-88. Соответственно вышеуказанные требования заказчика являются излишними. Аналогичные требования установлены по иным товарам Технической части аукционной документации.
Кроме того, по мнению Заявителя, требования в инструкции по заполнению заявки вводят участника закупки в заблуждение, а именно: "В случае если требуемый параметр начинается со слов "диапазон" либо это следует из функциональных значений материала, то участнику размещения заказа необходимо предоставить диапазон значений, который будет не уже установленного заказчиком и нормативной документацией"; "Если в графе "Требуемое значение" значения показателя перечисляются через точку с запятой после знака двоеточие то необходимо выбрать только один из перечисленных вариантов значений показателя товара. В остальных случаях при перечислении значений показателя товара через знак препинания точка с запятой - необходимо указать все перечисленные значения"; "В случае, если значения или диапазоны значений параметра указаны с использованием символа "точка с запятой", союза "и" и символа "/", - участнику закупки необходимо предоставить все значения показателя или все диапазоны значений, указанных через данные символ, союз".
На заседании Комиссии Управления представитель ГКУ г. Москвы "Дирекция заказчика жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Восточного административного округа" затруднился пояснить необходимость описания объекта закупки вышеуказанным образом.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности вышеуказанных доводов жалобы Заявителя и о нарушении Заказчиком пп.1, 2 ч.1 и ч.2 ст.33, п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.
Кроме того, на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что на участие в аукционе участниками закупки подано и допущено шесть заявок, что свидетельствует об отсутствии ограничения количества участников закупки.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что выявленные нарушения не повлияли на результат проведения закупки.
Кроме того, по мнению Заявителя, следующие положения аукционной документации нарушают положения Закона о контрактной системе, а именно:
-"В случае, если значения или диапазоны значений параметра указаны с использованием символа "запятая", союза "или" и символа "\" - участнику закупки необходимо предоставить одно из указанных значений или диапазонов значений, указанных через данный символ";
-в п."Оконный блог тип 1" установлено "должно быть в комплекте: ручка оконная", при этом, ГОСТ 5087-80 "Ручки для окон и дверей. Типы и основные размеры", которому должен соответствовать данный элемент товара, указывает: "Настоящий стандарт распространяется на ручки-скобы и ручки-кнопки для деревянных окон и дверей, применяемых в массовом строительстве жилых и общественных зданий", однако, исходя из иных требований к данному товару, следует, что требуемый оконный блок должен быть пластиковый, и требуемая ручка заведомо с оконным блоком не применима.
В соответствии с ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления представитель Заявителя затруднился пояснить, каким образом вышеуказанные положения аукционной документации вводят участника закупки в заблуждение, а также не представил доказательств, свидетельствующих о нарушении Заказчиком норм Закона о контрактной системе в части вышеуказанных доводов жалобы.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности вышеуказанных доводов жалобы Заявителя.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, ч.8 ст.106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "РОС-М" на действия Управы района Косино-Ухтомский города Москвы обоснованной в части установления излишних, завышенных требований к товарам, а также установление неправомерных требований в инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пп.1, 2 ч.1 и ч.2 ст.33, п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе государственному Заказчику не выдавать, так как выявленное нарушение не повлияло на результат проведения закупки.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель Председателя Комиссии Е.А. Дейнега
Члены Комиссии: Р.Г. Осипов
Г.А. Радочинский
Исп.: Осипов Р.Г. Тел.: (495) 784-75-05 доб. 166
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 23 марта 2018 г. N 2-57-3594/77-18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.04.2018