Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя Комиссии - главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Л.Н. Харченко,
Членов Комиссии:
Главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Р.Г. Осипова,
Ведущего специалиста-эксперта отдела проверок государственных закупок К.А. Сомова,
при участии представителей ГБУ "Жилищник района Ново-Переделкино": Селяметова Д.О., Мурадян Л.А.,
в отсутствие представителей ООО "Профмеханика", о времени и месте заседания Комиссии уведомлены письмом Московского УФАС России NТФ/13463/18 от 23.03.2018,
рассмотрев жалобу ООО "Профмеханика" (далее - Заявитель) на действия ГБУ "Жилищник района Ново-Переделкино" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по благоустройству объектов образования по адресу: ул. Шолохова, д. 19 корп. 1 (Закупка N0373200014218000159) (далее - Аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России NТФ/13463/18 от 23.03.2018.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
1. Заявитель в жалобе указывает на то, что Заказчиком в аукционной документации установлены неправомерные требования к товарам, вводящие участников закупки в заблуждение, в частности:
- п. "Беседка": "Материал опорных столбов - Стальные трубы диаметром не менее 76 со стенкой толщиной более 2.5 мм, что, по мнению Заявителя, является неправомерным, поскольку в инструкции по заполнению первой части заявки отсутствует правило чтения указанного слова "более";
- п. "Игровой модуль: мишень со счетом": "Длина игрового элемента - не менее 1000 мм", что, по мнению Заявителя, вводит участников закупки в заблуждение, поскольку из установленных требований не ясно, что подразумевает Заказчик под длиной игрового элемента, исключительно длину труб и дисков или труб, дисков и опорных столбов;
- п. "Спортивное оборудование: брусья-лабиринт": "Высота - не менее 800 мм", "Высота опорных столбов - до 900 мм", "Глубина подземной части - не менее 500 мм", что, по мнению Заявителя, является неправомерным, поскольку при высоте оборудования 500 мм и глубине опорных столбов 500 мм, значение глубины подземной части должно быть не менее 1300 мм;
- п. "Мастика клеящая морозостойкая битумно-масляная": "Температура применения -30 _ +50 оС", что, по мнению Заявителя, является неправомерным требованием, поскольку устанавливается не к свойству товара, а к условию выполнения работ;
- п. "Материал рулонный кровельный: филизол": "Масса 1 м - от 3.6 до 4.0 кг", "Масса вяжущего с наплавленной стороны - от 2.0 кг/м
", "Температура эксплуатации - [-50 _ +100] °С", что, по мнению Заявителя, является неправомерным, поскольку для Филизола марки Н значение показателя "Масса 1 м
" должно быть исключительно 3.5 кг либо 4.5 кг, кроме того, значение массы вяжущего с наплавленной стороны производителем указывается неконкретно, так например "не менее 2", а температура эксплуатации согласно данным производителя имеет значение "-50...+120" °С.
В соответствии с ч.2 ст.64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе не может содержать требования к оформлению и форме заявки на участие в таком аукционе.
Кроме того, по мнению Заявителя, Заказчиком установлены неправомерные положения инструкции по заполнению первой части заявки, в частности: "В случае отсутствия в нормативной документации значений по требуемым параметрам каких-либо из закупаемых товаров или применяемых при производстве работ, оказании услуг, поставки товаров, то по данным параметрам в графе "Значение, предлагаемое участником" допускается ставить прочерк "-", либо указывать "не нормируется", либо указать "отсутствует", поскольку обязывает участников закупки указывать только определенные символы или слова в случае отсутствия в нормативной документации значений по требуемым параметрам.
Согласно ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе, к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, на заседании Комиссии представитель Заявителя отсутствовал, а также в составе жалобы не представлено документов и сведений, подтверждающих установление Заказчиком неправомерных требований к товарам, вводящих участников закупки в заблуждение, а также невозможность формирования заявки на участие в аукционе.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе, участниками закупки подано 6 заявок на участие в аукционе.
Таким образом, указанные доводы жалобы не нашли своего подтверждения и являются необоснованными.
2. Согласно доводам жалобы, Заказчиком установлены неправомерные и избыточные требования к товарам, вводящие участников закупки в заблуждение, в частности:
- п. "Гвозди кровельные оцинкованные": "Диаметр стержня - 3.5 мм", "Высота головки - не менее 2.0 мм", что, по мнению Заявителя, противоречит положениям п.1 ГОСТ 4030-63 "Гвозди кровельные. Конструкция и размеры", поскольку минимальная высота головки при диаметре стержня 3,5 мм должна быть 2,1 мм;
- п. "Щебень для строительных работ": "Содержание зерен пластинчатой и игловатой формы - до 35 % по массе", "Содержание глины в комках и зерен слабых пород - До 10* % по массе", "Содержание пылевидных и глинистых частиц - До 3* % по массе", по мнению Заявителя, указанные требования являются избыточными, определяемыми после проведения испытаний;
- п. "Шурупы с потайной головкой": "Диаметр резьбы - От 2.5* до 3.5* мм", "Диаметр головки - 4.6; 6.5; 4.7 мм", что, по мнению Заявителя, противоречит таблице 1 ГОСТ 1145-80 "Шурупы с потайной головкой. Конструкция и размеры", поскольку у шурупов с диаметром резьбы от 2.5 до 3.5 мм диаметр головки должен быть 4.7, 5.6, 6.5 мм соответственно.
Согласно ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе, лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика согласился с указанными доводами жалобы и пояснил, что при установлении требований к товарам произошла техническая ошибка.
Заявитель также указывает на установление Заказчиком неправомерных и избыточных требований к товарам, вводящих участников закупки в заблуждение, в частности:
- п. "Игровой модуль: мишень со счетом": "Центр мишени - в центре мишени имеется круглое отверстие диаметром не менее 300 мм. Отверстие усилено круглыми кольцами в количестве 2шт с внутренним диаметром не менее 300 мм, выполненным из высокосортной влагостойкой березовой фанеры мм", что, по мнению Заявителя, вводит участников закупки в заблуждение, поскольку в аукционной документации отсутствует определение высокосортной фанеры;
- п. "Гвозди кровельные оцинкованные": "Диаметр стержня - 3.5 мм", "Длина - 40 мм", "Масса 1000 шт - Не более 2.68 кг", что, по мнению Заявителя, является неправомерным, поскольку в соответствии с п.3 ГОСТ 4030-63 теоретическая масса 1000 шт. кровельных гвоздей длиной 40 мм и диаметром стержня 3.5 мм равна 2,67 кг и данное значение является очевидным исходя из длины и диаметра стержня;
- п. "Известь негашеная": "Количество непогасившихся зерен - Не более 20% по массе", по мнению Заявителя, указанное требование является избыточным, определяемым после проведения испытаний товара. Так, согласно ГОСТ 9179-77 "Известь строительная. Технические условия", значение такого показателя как "Количество непогасившихся зерен" устанавливается с помощью методов испытаний по ГОСТ 22688 "Известь строительная. Методы испытаний";
- п. "Крошка каучуковая гранулированная": "Фракция крошки 2.0* - 5.0 мм", "Содержание гранул размером: - более 4.5 мм - Не более 10", что, по мнению Заявителя, является неправомерным, поскольку, во-первых, Заказчиком не указана единица измерения содержания гранул размером более 4.5 мм, кроме того, на рынке отсутствуют фракции крошек , так например, 2.0-4.6, 2.0-4.7, 2.0-4.8, 2.0-4.9, а также 4.5-4.6, 4.5-4.7, 4.5-4.8, 4.5-4.9;
- п. "Материал рулонный кровельный: филизол", что, по мнению Заявителя, является неправомерным, поскольку "Филизол" - это товарный знак рулонного кровельного материала производителя "Филикровля";
- п. "Песок для строительных работ": "Наибольшая крупность зерен песка - Не менее 0.315 мм, что, по мнению Заявителя, является неправомерным, поскольку ни положения ГОСТ 31424-2010 "Материалы строительные нерудные из отсевов дробления плотных горных пород при производстве щебня", ни положения ГОСТ 8736-2014 "Песок для строительных работ. Технические условия" указанный параметр не нормируют;
- п. "Смеси асфальтобетонные дорожные горячие песчаные": "Температура при отгрузке 130*-155* °С", что, по мнению Заявителя, является неправомерным, поскольку согласно п.4.1.17 ГОСТ 9128-2013 "Смеси асфальтобетонные, полимерасфальтобетонные, асфальтобетон, полимерасфальтобетон для автомобильных дорог и аэродромов. Технические условия" температура смеси асфальтобетонной измеряется исключительно при отгрузке потребителю и на склад;
- п. "Смеси асфальтобетонные дорожные горячие песчаные": "Содержание минеральной части в смеси - 93.5 %", по мнению Заявителя, указанное требование является избыточным, поскольку Исполнитель в рамках указанного аукциона будет использовать готовую смесь;
- п. "Смеси бетонные": "Марка по уплотнению - КУ1 или КУ2 или КУ3 или КУ 4", "Марка по удобоукладываемости - П1; Ж1; П2; Ж2; П3", что, по мнению Заявителя, вводит участников закупки в заблуждение, поскольку марка бетона по удобоукладываемости характеризуется исключительно одной маркой: либо по уплотнению, либо по жесткости, либо по подвижности
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что вышеуказанные требования к товарам установлены в нарушение пп.1,2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что, согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе, участниками закупки подано 6 заявок на участие в аукционе, при этом аукционной комиссией Заказчика не принимались решения об отклонении заявок участников закупки от участия в аукционе на основании несоответствия сведений, указанных в заявках требованиям к вышеуказанным товарам, что свидетельствует о том, что выявленные нарушения не повлияли на результаты закупки.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Профмеханика" на действия ГБУ "Жилищник района Ново-Переделкино" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пп.1,2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок государственному Заказчику не выдавать, так как выявленное нарушение не повлияло на результат проведения закупки.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель председателя Комиссии: Л.Н. Харченко
Члены Комиссии: Р.Г. Осипов
К.А. Сомов
Исп. К.А. Сомов (495) 784-75-05 (178)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 26 марта 2018 г. N 2-57-3660/77-18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.04.2018