Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя Комиссии - главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Л.Н. Харченко,
Членов Комиссии:
старшего государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок С.И. Казарина,
специалиста 1-го разряда отдела обжалования государственных закупок Е.А. Мироновой,
при участии представителей Администрации поселения Марушкинское: И.К. Илькина,
в отсутствие представителей ООО "БИЛДЕКС", уведомленных надлежащим образом письмом Московского УФАС России от 19.03.2018 NТФ/12592/18,
а также при участии третьих лиц: М.А. Фомина, М.А. Астраханцева,
рассмотрев жалобу ООО "БИЛДЕКС" (далее - Заявитель) на действия Администрации поселения Марушкинское (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по ремонту объектов дорожного хозяйства на территории поселения Марушкинское (Закупка N 0148300001518000020) (далее - Аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
По результатам рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 19.03.2018 NТФ/12592/18, Комиссия Управления установила следующее.
1. Заявитель обжалует установление Заказчиком противоречивых положений инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе.
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
В силу п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.3 - ч.6 ст.66 Закона о контрактной систем и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
На заседании Комиссии Управления установлено, что в инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе, которые, по мнению Заявителя, являются противоречивыми:
-"Символы "многоточие", "тире" установленные между значениями, следует читать как необходимость указания диапазона значений, не включая крайние значения";
-"Если в соответствии с нормативной документацией значение показателя предлагаемого участником товара, определяется рядом конкретных значений, то участник должен указать значение показателя из ряда конкретных значений, определенных нормативной документацией, указание значений, не соответствующих ряду конкретных значений, определенных нормативной документацией не допускается. Например, если к значению показателя Заказчиком установлено требование "1-5", а в соответствии с нормативной документацией данный показатель определяется рядом конкретных значений "1, 3, 5", в заявке участнику следует предоставить конкретное значение показателя, соответствующее ряду конкретных значений, определенному нормативной документацией, т.е. "1" или "3" или "5")";
-"В случае если требуемое числовое значение параметра товара сопровождается словами: "от" и "до", "от" или "до", то участнику закупки необходимо предоставить конкретный(-ые) показатель (-и) из данного диапазона, не включая крайние значения, за исключением: если требуемое значение фракции сопровождается словами: "от", "до" или "св.", "до", участник закупки необходимо предоставить значение в виде минимального и максимального значения, из данного диапазона, с использованием слов "от", "до" или "св.", "до" и позиций, в которых требуемое значение показателя сопровождается знаком * (звездочка), в которых Участник вправе указать крайнее значение требуемого показателя";
-"В случае отсутствия в нормативной документации значений по требуемым параметрам каких-либо из закупаемых товаров или применяемых при производстве работ, оказании услуг, поставки товаров, а также в случаях, когда требуемое Заказчиком значение показателя исключается другими значениями показателей предлагаемого участником товара, то по данным показателям участнику следует указать в заявке прочерк "-", либо "не нормируется", либо "отсутствует".
-"Значения характеристик предлагаемого участником товара должны соответствовать физическим законам и математическим правилам".
Вместе с тем из указанных положений инструкции следует, что Заказчиком предусмотрена возможность указания конкретного значения характеристики, если требуемый показатель на основании нормативной документации определяется в виде конкретного значения, а не диапазона, а также Заказчиком определено исключение, при котором значение фракции участником закупки предоставляется в виде минимального и максимального значения, из требуемого диапазона, с использованием слов "от", "до" или "св.", "до", а также исключение для значений характеристик товаров, в которых требуемое значение показателя сопровождается знаком * (звездочка), в связи с чем участник вправе указать крайнее значение требуемого показателя, что не противоречит требованиям п.2 ч.1 ст.64, п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
Согласно ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, Заявителем не предоставлены документы и сведения, подтверждающие обоснованность данных доводов жалобы, свидетельствующие об отсутствии возможности формирования и подачи заявки на участие в электронном аукционе в соответствии с вышеуказанными положениями инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе. Кроме того, Заявителем не представлены доказательства, что установленные положения инструкции в части указания, в случае отсутствия в нормативной документации значений по требуемым параметрам товаров, участником закупки прочерка "-", либо "не нормируется", либо "отсутствует", противоречат положению инструкции в части указания значений характеристик товара, соответствующих физическим законам и математическим правилам.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данных доводов жалобы.
2. По мнению Заявителя, Заказчиком в нарушение ст.33 Закона о контрактной системе неправомерно установлены требования к товару п. "Эмульсия дорожная" по 5 позициям Формы 2 аукционной документации, что позволяет предоставить товар с одинаковыми характеристиками.
В силу ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
В представленных Заказчиком возражениях на указанный довод Заказчик поясняет, что Заказчиком по товару "Эмульсия дорожная" описаны возможные марки, исходя из потребностей Заказчика в использовании эмульсии дорожных тех или иных марок на объектах выполнения работ.
Вместе с тем, Заявителем не предоставлены документы и сведения, подтверждающие обоснованность данных доводов жалобы, свидетельствующие об отсутствии возможности формирования и подачи заявки на участие в электронном аукционе, а также не представлены доказательства, свидетельствующие об ограничении количества участников закупки при установлении требований к данному товару.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данного довода жалобы.
3. Согласно доводам Заявителя, Заказчиком в аукционной документации неправомерно установлены избыточные требования к показателям товаров, используемых при выполнении работ.
На основании п.2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Заявитель в жалобе указывает на то, что Заказчиком в аукционной документации установлены избыточные требования к товарам "Эмульсия дорожная", "Смеси асфальтобетонные тип 1", которые являются взаимозависимыми в соответствии с государственными стандартами и техническими регламентами, тем самым увеличен объем требований к товарам, что создает препятствие корректному формированию заявки на участие в электронном аукционе.
Так например, по мнению Заявителя, Заказчиком неправомерно установлены требования к товарам:
-п. "Эмульсия дорожная": "Тип эмульсии по виду поверхностно-активного вещества: Анионные; катионные", "Марка эмульсии: ЭБК; ЭБПК; ЭБА; ЭБПА";
-п. "Смеси асфальтобетонные тип 1": "Тип смеси асфальтобетонной в зависимости от наибольшего размера минеральных зерен: крупнозернистые; мелкозернистые; песчаные", "Максимальный размер минеральных зерен: [до 10]; [до 20]; [до 40] мм".
Вместе с тем согласно ГОСТ Р 52128-2003 "Эмульсии битумные дорожные", ГОСТ 9128-2013 "Смеси асфальтобетонные", требование о соответствии которым установлено в аукционной документации, такая характеристика как "Тип эмульсии по виду поверхностно-активного вещества: Анионные; катионные" установлена определенным значением для каждой марки эмульсии, характеристика "Максимальный размер минеральных зерен: [до 10]; [до 20]; [до 40] мм" установлена определенным значением для каждого типа смеси асфальтобетонной. Таким образом, при указании марки эмульсии по п. "Эмульсия дорожная", типа смеси асфальтобетонной по п. "Смеси асфальтобетонные тип 1", а также с учетом выраженного согласия участника закупки на выполнение работ на условиях аукционной документации с использованием товаров, соответствующих требованиям ГОСТ, Заказчику заведомо известны показатели характеристики "Тип эмульсии по виду поверхностно-активного вещества: Анионные; катионные" товара п. "Эмульсия дорожная", характеристики "Максимальный размер минеральных зерен: [до 10]; [до 20]; [до 40] мм" товара п. "Смеси асфальтобетонные тип 1" и установление Заказчиком в Форме-2 аукционной документации требований к указанным параметрам носит необъективный характер.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился обосновать необходимость установления требований к товарам, используемым при выполнении работ, вышеуказанным образом.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что требования к товарам установлены в нарушение п.1, п.2 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что на участие в электронном аукционе участниками закупки подано 6 заявок, при этом по указанным позициям заявки участников закупки не отклонялись, что свидетельствует о том, что допущенные нарушения не повлияли на результаты закупки.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "БИЛДЕКС" на действия Администрации поселения Марушкинское обоснованной в части установления неправомерных требований к товарам.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п.1, п.2 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок Заказчику не выдавать, так как допущенные нарушения не повлияли на результат закупки.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель председателя Комиссии Л.Н. Харченко
Члены Комиссии С.И. Казарин
Е.А. Миронова
Исп. С.И. Казарин.
8-495-784-75-05, доб. 182
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 21 марта 2018 г. N 2-57-3252/77-18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.04.2018