Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя комиссии - Главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Л.Н. Харченко,
Членов комиссии:
Главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок З.У. Несиева,
Ведущего специалиста-эксперта отдела проверок государственных закупок К.А. Сомова,
при участии представителей:
ГКУ "ДИРЕКЦИЯ ОДОТСЗН Г. МОСКВЫ": Захарова А.В., Шевяхова М.Б.,
ООО ПТП "Белые росы": Лукашик В.О.,
рассмотрев жалобы ООО ПТП "Белые росы" (далее - Заявитель) на действия ГКУ "ДИРЕКЦИЯ ОДОТСЗН Г. МОСКВЫ" (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса на право заключения государственного контракта на поставку одежды детской (белье нательное) для нужд учреждений, подведомственных ДТСЗН г. Москвы для проведения летней смены 2018 (Закупка N 0373200041518000205) (далее - Конкурс) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступили жалобы Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанных конкурсов.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России исх. ТФ/14063/18 от 27.03.2018 документы и сведения.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
1. Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в установлении в конкурсной документации неправомерных критериев оценки конкурсных заявок.
Согласно п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с ч. 7 ст. 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер.
Согласно ч.8 ст.32 Закона о контрактной системе п оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в и ст.32 Закона о контрактной системе.
Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 утверждены Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила оценки), применяемые в отношении всех закупок, за исключением закупок, осуществляемых путем проведения аукциона, запроса котировок, у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), а также путем проведения запроса предложений, если заказчиком установлены иные критерии оценки заявок, не предусмотренные ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе.
Согласно п. 10 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
В соответствии с п. 11 Правил оценки для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с п. 10 Правил оценки в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
В соответствии с п. 27 Правил оценки показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть:
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
На заседании Комиссии Управления установлено, что в Приложении N2 к Конкурсной документации "Порядок оценки заявок" указано по Показателю 2 "Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами": "Порядок оценки заявок: Оценивается обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами (руководителями, специалистами и иными работниками), и их квалификация (суммируется количество руководителей подразделений и ключевых специалистов, в т.ч. водителей-экспедиторов, кладовщиков, контролеров, бухгалтеров). Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами подтверждается выпиской из штатного расписания, копиями трудовых книжек работников и/или документов об образовании и/или копиями трудовых договоров. Оценка осуществляется в соответствии с пунктом 23 Правил".
По мнению Заявителя, обеспеченность потенциального поставщика руководителями, водителями и другими специалистами может оцениваться только при конкурсе на оказание услуг или выполнение работ, но не при конкурсе на поставку товара. При поставке товара наличие (или отсутствие) людских ресурсов ровно как и специалистов не может влиять на выполнение победителем конкурса его обязательств. У товара нет таких критериев по которым можно было его оценить в людских ресурсах и количестве специалистов, т.е нет однозначной связи в данном случае между детской одеждой и количеством человек на предприятии (в т.ч специалистов). Поскольку предметом закупки является заключение контракта на поставку товаров детской одежды, установленные в конкурсной документации являются неправомерными и могут ограничить количество участников закупки.
Ст. 53 Закона о контрактной системе установлен порядок проведения процедуры рассмотрения и оценки конкурсных заявок участников закупки.
Согласно ч. 2 ст. 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.
При этом, в соответствии с ч. 5 ст. 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Таким образом, в соответствии с положениями Закона о контрактной системе конкурсной комиссией Заказчика подлежат оценке заявки тех участников закупки, которые признаны соответствующими требованиям конкурсных документаций, в том числе, требованиям Технического задания.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что оценка заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием по показателю "Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами" осуществляется в соответствии с п. 27 Правил оценки. В соответствии с вышеуказанным пунктом Правил, в Приложении N2 к Конкурсной документации четко определен предмет оценки, который обусловлен перечнем работ, предусмотренных Техническим заданием. Кроме того, подтверждение обеспеченности трудовыми ресурсами возможно выпиской из штатного расписания, копиями трудовых книжек работников в случае собственного штата работников, и документов об образовании и/или копиями трудовых договоров, в случае аутсорсинга или нанятых сотрудников, что не ограничивает количество участников закупки.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления, а также в составе жалоб Заявителем не представлено доказательств, подтверждающих обоснованность доводов жалобы о неправомерном установлении Заказчиком порядка оценки конкурсных заявок, в том числе, свидетельствующих о невозможности формирования участниками закупки своего предложения в отношении объекта закупки, а также свидетельствующих о нарушении Заказчиком положений Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данных доводов Заявителя.
2. Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
В силу п.2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно доводам жалобы, Заказчиком установлены избыточные требования к товарам, которые могут вводить в заблуждение участников закупки, а именно: Сшивка эластичной ленты в кольцо должна производиться с числом стежков [не менее 65 на 5 см шва]; Диаметр резиновых нитей (при наличии), применяемых в борту изделий, должен быть не более 0,35 мм, латексных (при наличии) - не более 0,3 мм, полиуретановые нити спандекс (при наличии) должны быть линейной плотности [48-8] текс; Для производства носок должна применяться пряжа гребенная полушерстяная по ГОСТ 17511 , I или II сорта; Устойчивость к истиранию пятки и мыска носок, количество оборотов, 50; Хлопковое волокно должно быть 1 или 2 или 3 типа. Сорт хлопкового волокна должен быть I или II. Верхняя средняя длина хлопкового волокна должна быть от 29,9* мм до 34,3 * мм; Число стежков на 5 см шва при зашивке мысков на машинах типа Оверлок в изделиях с автоматов [7-22-го] классов должно быть
50 , а в изделиях с автоматов [4-6-го] классов -
45; Полотна, применяемые для изготовления бельевых изделий, должны соответствовать ГОСТ 28554; Виды и параметры применяемых стежков, строчек, швов, применяемые швы и частота стежков, номера швейных игл и линейная плотность швейных ниток должны соответствовать требованиям ГОСТ 10399-87 и/или ГОСТ 6309-93.
По мнению Заявителя, конкретные показатели по вышеуказанным параметрам не предоставляется возможным установить на этапе подготовки заявки на участие в аукционе, поскольку достоверное значение данных показателей возможно установить только после проведения испытаний (измерений) определенной партии товара после его производства, в ходе приёмо-сдаточных испытаний для каждой партии товара.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, требования Заказчика о подробном описании в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химического состава и (или) компонентов товара и (или) показателей технологии производства, испытаний товара и (или) показателей, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что Заказчиком установлены требования к вышеуказанным товарам таким образом, что могут вводить в заблуждение участников закупки и могут препятствовать корректному заполнению заявки на участие в электронном аукционе, что является нарушением положений п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе и может повлечь ограничение количества участников закупки.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности данного довода жалобы.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1.Признать жалобу ООО ПТП "Белые росы" на действия ГКУ "ДИРЕКЦИЯ ОДОТСЗН Г. МОСКВЫ" обоснованной в части установления неправомерных требований к товарам.
2.Признать в действиях Заказчика нарушение п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3.Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок Заказчику.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель председателя Комиссии Л.Н. Харченко
Члены Комиссии З.У. Несиев
К.А. Сомов
Исп. Несиев З.У.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 29 марта 2018 г. N 2-57-3802/77-18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.04.2018