Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя Комиссии - главного специалиста - эксперта отдела обжалования государственных закупок Е.И. Ушковой,
Членов Комиссии:
Ведущего специалиста - эксперта отдела обжалования государственных закупок А.В. Кочеткова,
Главного специалиста - эксперта отдела обжалования государственных закупок А.С. Спиряковой,
при участии представителей:
Департамента развития новых территорий города Москвы: Я.А. Деминой,
Тендерного комитета: Д.Ф. Гильмановой,
АО "Проектно-изыскательский и научно-исследовательский институт "Гидропроект" имени С.Я. Жука": О.В. Клишиной, А.М. Лемешко,
рассмотрев жалобу АО "Проектно-изыскательский и научно-исследовательский институт "Гидропроект" имени С.Я. Жука" (далее - Заявитель) на действия Департамента развития новых территорий города Москвы (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса на право заключения государственного контракта на оказание услуг по осуществлению функций технического заказчика на период выполнения проектно-изыскательских работ с выполнением проектно-изыскательских работ по объекту: "Реконструкция Южно-Бутовских очистных сооружений" (Закупка N0173200001418000201) (далее - конкурс), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного конкурса.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 02.04.2018 NТФ/15271/18 документы и сведения.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
По мнению Заявителя жалобы, Заказчиком установлен неправомерный порядок оценки заявок по показателю "Опыт участника по успешному оказанию услуг, сопоставимых с предметом закупки характера и объема" критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определённого уровня квалификации".
Согласно п.9 ч.1 ст.50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
Согласно ч.8 ст.32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в п.1 и 2 ч.1 ст.32 Закона о контрактной системе.
Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 утверждены Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила оценки), применяемые в отношении всех закупок, за исключением закупок, осуществляемых путем проведения аукциона, запроса котировок, у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), а также путем проведения запроса предложений, если заказчиком установлены иные критерии оценки заявок, не предусмотренные ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе.
При этом согласно п.3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Согласно п.10 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Согласно п.11 Правил оценки для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с п.10 Правил оценки в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
В соответствии с п.29 Правил оценки для использования в целях оценки заявок (предложений) шкалы оценки заказчик в документации о закупке должен установить количество баллов, присуждаемое за определенное значение критерия оценки (показателя), предложенное участником закупки. В случае если используется несколько показателей, значение, определенное в соответствии со шкалой оценки, должно быть скорректировано с учетом коэффициента значимости показателя.
Комиссией Управления установлено, что конкурсная документация предусматривает следующий порядок оценки конкурсных заявок по критерию "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации": Показатель "Опыт участника по успешному оказанию услуг, сопоставимых с предметом закупки характера и объёма": оцениваются и учитываются сведения об опыте участника на оказание услуг/выполнение работ по проектированию объектов инженерной инфраструктуры в качестве Исполнителя, за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в конкурсе, представленные в виде исполненного без применения штрафных санкций по вине участника, контракта* (договора)* за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в конкурсе. При этом стоимость по такому исполненному контракту (договору) должна составлять не менее 20 (двадцать)% от начальной (максимальной) цены контракта настоящей закупки.
Под сопоставимыми предмету закупки оказанными услугами (выполненными работами), понимаются оказанные услуги (выполненные работы) на проектирование объектов инженерной инфраструктуры.
Сведения об опыте оказания услуг подтверждаются представлением следующих документов:
- копии исполненного, без применения штрафных санкций по вине участника государственного контракта, заключённого в соответствии с Федеральными законами от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" и/или копии гражданско-правового договора, в том числе заключённого в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" на оказание услуг /выполнение работ по проектированию объектов инженерной инфраструктуры;
- копии(й) акта(ов) приёмки оказанных услуг (выполненных работ). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе;
- копии положительного заключения Государственной экспертизы по данному контракту (договору), выданных в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса РФ. Указанный документ должен быть подписан не ранее, чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе.
При этом учитывается стоимость представленного участником закупки контракта (договора), подтверждённого представленной в составе заявки копии контракта (договора), заключённого ранее с данным участником; копиями актов приёмки оказанных услуг (выполненных работ), подтверждающих его исполнение без применения штрафных санкций по вине участника, соответствующего государственного контракта (договора) и копи(ей)ями положительн(ой)ых заключен(ия)ий экспертиз по прилагаемому объекту.
Порядок оценки заявок по показателю:
Оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе по данному показателю осуществляется в соответствии с пунктами 10, 11, 23, 27-29 Правил:
Оценка в 0 баллов:
- в составе заявки, которого не представлены документы, подтверждающие сведения об опыте оказания услуг;
- представленные сведения о наличии опыта оказания услуг подтверждены Участником в виде исполненного контракта (договора) за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в конкурсе по стоимости исполненного контракта (договора) менее 20 (двадцати) % от начальной (максимальной) цены контракта настоящей закупки и (или) оказанные услуги (выполненные работы) по исполненному контракту (договору) не являются услугами (работами) по проектированию объектов инженерной инфраструктуры, в качестве Исполнителя и (или) представленный участником контракт (договор) исполнен с применением штрафных санкций по вине участника;
- отсутствует копия положительного заключения Государственной экспертизы по данному контракту (договору), выданному в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса РФ.
В случаях, если представленные сведения о наличии опыта оказания услуг подтверждены Участником в виде исполненного без применения штрафных санкций по вине участника контракта (договора) за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в конкурсе по стоимости исполненного контракта (договора) равного или более 20 (двадцати) % от начальной (максимальной) цены контракта настоящей закупки и оказанные услуги (выполнение работы) по исполненному контракту (договору) являются услугами/ работами по проектированию объектов инженерной инфраструктуры, в качестве Исполнителя, то заявке присваивается:
Оценка в 10 баллов:
Сведения, представленные Участником об опыте оказания услуг (выполнения работ) подтверждены представлением:
- в составе заявки, которого представлены документы, подтверждающие сведения об опыте оказания услуг, а именно: представленные сведения о наличии опыта оказания услуг подтверждены Участником в виде исполненного договора за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в конкурсе, стоимость которого равна 20% начальной (максимальной) цене контракта по настоящей закупке и оказанные услуги (выполненные работы) по исполненному договору являются услугами (работами) по проектированию объектов инженерной инфраструктуры в качестве Исполнителя и представленный участником договор исполнен без применением штрафных санкций по вине участника.
Оценка в 20 баллов:
Сведения, представленные Участником об опыте оказания услуг (выполнения работ) подтверждены представлением:
- в составе заявки, которого представлены документы, подтверждающие сведения об опыте оказания услуг, а именно: представленные сведения о наличии опыта оказания услуг подтверждены Участником в виде исполненного договора за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в конкурсе, стоимость которого равна от 20,1 % от начальной (максимальной) цены контракта по настоящей закупке до 40 % от начальной (максимальной) цены контракта по настоящей закупке и оказанные услуги (выполненные работы) по исполненному договору являются услугами (работами) по проектированию объектов инженерной инфраструктуры, в качестве Исполнителя и представленный участником договор исполнен без применением штрафных санкций по вине участника.
Оценка в 50 баллов:
Сведения, представленные Участником об опыте оказания услуг (выполнения работ) подтверждены представлением:
в составе заявки, которого представлены документы, подтверждающие сведения об опыте оказания услуг, а именно: представленные сведения о наличии опыта оказания услуг подтверждены Участником в виде исполненного договора за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в конкурсе, стоимость которого равна от 40,1 % от начальной (максимальной) цены контракта по настоящей закупке и оказанные услуги (выполненные работы) по исполненному договору являются услугами (работами) по проектированию объектов инженерной инфраструктуры, в качестве Исполнителя и представленный участником договор исполнен без применением штрафных санкций по вине участника.
Оценка в 75 баллов:
Сведения, представленные Участником об опыте оказания услуг (выполнения работ) подтверждены представлением:
- в составе заявки, которого представлены документы, подтверждающие сведения об опыте оказания услуг, а именно: представленные сведения о наличии опыта оказания услуг подтверждены Участником в виде исполненного Государственного контракта за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в конкурсе, стоимость которого равна 20% начальной (максимальной) цене контракта по настоящей закупке и оказанные услуги (выполненные работы) по исполненному Государственного контракта являются услугами (работами) по проектированию объектов инженерной инфраструктуры, в качестве Исполнителя и представленный участником контракт исполнен без применением штрафных санкций по вине участника.
Оценка в 100 баллов:
Сведения, представленные Участником об опыте оказания услуг (выполнения работ) подтверждены представлением:
- в составе заявки, которого представлены документы, подтверждающие сведения об опыте оказания услуг, а именно: представленные сведения о наличии опыта оказания услуг подтверждены Участником в виде исполненного Государственного контракта за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в конкурсе, стоимость которого равна от 20,1 % от начальной (максимальной) цены контракта по настоящей закупке и оказанные услуги (выполненные работы) по исполненному Государственному контракту являются услугами (работами) по проектированию объектов инженерной инфраструктуры, в качестве Исполнителя и представленный участником контракт исполнен без применением штрафных санкций по вине участника.
Количество баллов, присваиваемых заявке (предложению) по показателю, определяется как среднее арифметическое оценок (в баллах) всех членов комиссии по закупкам.
Рейтинг заявки по критерию оценки равен оценке в баллах, полученной участником закупки по результатам оценки по критерию оценки с учётом коэффициента значимости критерия оценки.
Итоговый рейтинг заявки (предложения) вычисляется как сумма рейтингов по каждому критерию оценки заявки (предложения). Победителем признается участник закупки, заявке (предложению) которого присвоен самый высокий итоговый рейтинг. Заявке (предложению) такого участника закупки присваивается первый порядковый номер.
* Примечания:
1. Контракт - Государственный контракт на оказание услуг/выполнение работ по проектированию объектов инженерной инфраструктуры, заключенный по итогам проведения конкурентных процедур на основании Федерального Закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" или Федерального Закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" или Федерального Закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
2. Договор - иные гражданско-правовые договора на оказание услуг/выполнение работ по проектированию объектов инженерной инфраструктуры.
Заявитель в своей жалобе указывает на то, что Заказчик ограничивает круг участников закупки, а также создает преимущественные условия для некоторых участников конкурса, так как при предоставлении участником закупки подтверждающих сведений об опыте оказания услуг в виде иного гражданско-правового договора на оказание услуг/выполнение работ по проектированию объектов инженерной инфраструктуры с соблюдением всех установленных Заказчиком требований участник закупки выше 50 баллов получить не может.
В силу ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что предоставление участниками закупки в качестве подтверждения опыта копий контрактов, заключенных в рамках N44-ФЗ, N94-ФЗ, N223-ФЗ позволит Заказчику проверить достоверность представленной информации по исполненным без нарушений сроков и иных нарушений условий контракта по вине участника контрактам. При этом, Заказчик не ограничивает возможность предоставления гражданско-правовых договоров для подтверждения опыта участника закупки, за наличие у участника закупки которых также присваиваются баллы в соответствии с порядком оценки.
Также представитель Заказчика пояснил, что основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере государственных заказов.
Согласно ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, в материалах жалобы, а также на заседании Комиссии Управления, Заявителем не предоставлены документы и сведения, подтверждающие обоснованность вышеуказанного довода жалобы, а также свидетельтвующие о нарушении Закзчиком положений Закона о контрактной системе при установлении порядка оценки по показателю "Опыт участника по успешному оказанию услуг, сопоставимых с предметом закупки характера и объема" нестоимостного критерия в части наличия у участников закупки опыта исполнения контрактов, заключенных в рамках N44-ФЗ, N94-ФЗ, N223-ФЗ.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что вышеуказанный довод жалобы не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1.Признать жалобу АО "Проектно-изыскательский и научно-исследовательский институт "Гидропроект" имени С.Я. Жука" на действия Департамента развития новых территорий города Москвы необоснованной.
2.Снять ограничения, наложенные на определение поставщика (подрядчика, исполнителя) письмом Московского УФАС России (исх. NТФ/15271/18 от 02.04.2018).
Настоящее решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в течение трех месяцев со дня его принятия в установленном законом порядке.
Заместитель Председателя Комиссии Е.И. Ушкова
Члены Комиссии: А.В. Кочетков
А.С. Спирякова
Исп.. Спирякова А.С.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 4 апреля 2018 г. N 2-57-4060/77-18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.04.2018