Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя Председателя Комиссии - Главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Л.Н. Харченко,
Членов Комиссии
Главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок З.У. Несиева,
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Д.А. Сологова,
при участии представителей:
ФГБУ "ГИДРОМЕТСЕРВИС": Бутузовой Н.Ю., Рассказовой И.А.,
АНО "Центр юридического мониторинга": Пыжик О.А., Машаве О.Б.,
третьего лица: Асалханова Е.В.,
рассмотрев жалобу АНО "Центр юридического мониторинга" (далее - Заявитель) на действия ФГБУ "ГИДРОМЕТСЕРВИС" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку (приобретение) средств измерений для аэрологических исследований (Закупка N 0373100112518000002) (далее - электронный аукцион, аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о конкратной системе),
УСТАНОВИЛА:
Заявитель обжалует действия аукционной комиссии Заказчика, выразившиеся в нарушениях, допущенных при составлении аукционной документации.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 20.03.2018 NТФ/12824/18 документы и сведения.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
1. Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Комиссией Управления установлено, что согласно извещению о проведении электронного аукциона N 0373100112518000002, объектом закупки является заключение государственного контракта на поставку (приобретение) средств измерений для аэрологических исследований.
По мнению Заявителя, Заказчиком в рамках одного лота закупается оборудование, которое необходимо поставить в адрес 116 получателей, находящихся в 23 различных субъектах Российской Федерации. Данное обстоятельство, как указывает Заявитель, свидетельствует об искусственном укрупнении лота, что ограничивает количество участников закупки, поскольку создает дополнительное требование к участникам о необходимости наличия большого объема технических, кадровых и финансовых ресурсов.
Согласно ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что между закупаемыми в рамках данной закупки товарами существует функциональная связь, обусловленная достижением одной цели, максимального результата; товары являются однородными по своему потребительскому назначению, что предполагает их аналогичность и взаимозаменяемость; закупаемые товары используются для оборудования как единого комплекса в качестве единой технологической цепочки; закупка указанных товаров направлена на предотвращение несовместимости и ненадлежащей работы комплекса оборудования и системы зондирования в целом. В связи с вышеуказанным, объединение в один лот товаров в рамках оспариваемой закупки допустимо и не влечет ограничения количества участников закупки, что также подтверждается 4 поданными заявками на участие в Аукционе.
Согласно ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
На заседание Комиссии Управления, а также в составе жалобы, Заявителем не представлено доказательств, подтверждающих обоснованность доводов жалобы, в частности, свидетельствующих о невозможности подачи заявки и ограничении количества участников закупки.
Таким образом. Комиссия Управления приходит к выводу, что данный довод Заявителя жалобы не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
2. Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в установлении в аукционной документации требований к товару, которые, по мнению Заявителя, влекут за собой ограничение количества участников закупок.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
На основании п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно доводам Заявителя аукционная документация содержит требования о совместимости поставляемого оборудования с оборудованием, которое уже используется заказчиком. При этом технических параметров совместимости документация не содержит, а содержит требование о совместимости с оборудованием производителя АО "РАДИЙ". При этом, в открытых источниках нет информации об оборудовании производителя АО "РАДИЙ", что может вводить в заблуждение участников закупки.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что требование о совместимости поставляемого оборудования с оборудованием, которое уже используется заказчиком, направленно на минимизацию технических сложностей при эксплуатации поставляемого оборудования. Кроме того, в открытых источниках имеется информация о продукции АО "РАДИЙ", а именно в сети интернет доступен сайт данного производителя - www.meteo- radiy.ru.
Согласно ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
В материалах жалобы, а также на заседание Комиссии Управления Заявителем не представлено документов и сведений, подтверждающих обоснованность вышеуказанных доводов, в том числе, свидетельствующих о соответствии единственного лекарственного препарата требованиям Заказчика.
Таким образом Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данного довода жалобы Заявителя.
3. Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
Согласно п.2 ст.42 Закона о контрактной системе Заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, следующая информация: краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования. В случае, если при заключении контракта объем подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования, оказанию услуг связи, юридических услуг, медицинских услуг, образовательных услуг, услуг общественного питания, услуг переводчика, услуг по перевозкам грузов, пассажиров и багажа, гостиничных услуг, услуг по проведению оценки невозможно определить, в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке заказчик указывает цену запасных частей или каждой запасной части к технике, оборудованию, цену единицы работы или услуги. В случае, если контрактом предусматривается выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, допускается оплата такого контракта исходя из фактически выполненного объема данных работ, но не превышающего объема работ, подлежащих выполнению в соответствии с контрактом. При этом в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке должно быть указано, что оплата выполнения работы или оказания услуги осуществляется по цене единицы работы или услуги исходя из объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, по цене каждой запасной части к технике, оборудованию исходя из количества запасных частей, поставки которых будут осуществлены в ходе исполнения контракта, но в размере, не превышающем начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Согласно доводам жалобы в извещении о проведении электронного аукциона Заказчик установил 116 получателей и, как следствие, 116 адресов поставки. Вместе с тем согласно п. 1.2 проекта контракта этапы и сроки поставки Товара, а также место поставки определяются в соответствии с Графиком поставки, являющимся неотъемлемой частью Договора. В соответствии с п. 4.5. проект контракта товар поставляется Поставщиком в адрес Получателя, указанный в Графике поставки, силами и средствами Поставщика. В Приложении N 2 к проекту контракта указано, что Получателями товара являются 23 Федеральных государственных бюджетных учреждения из разных субъектов Российской Федерации и 116 аэрологических станций. Таким образом, согласно проекту договора поставку надлежит осуществлять в адрес уже 139 получателей, а не 116 как указано в Извещении. Следовательно, заказчиком в извещении о проведении аукциона указана информация о месте поставки товара, которая противоречит информации, содержащейся в аукционной документации - приложению N 2 к проекту договора, что вводит участников закупки в заблуждение.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что в документации содержится равнозначный извещению перечень мест поставки товара, количество которых составляет 116 адресов. Приложение N2 к проекту контракта "График поставки" содержит именно 116 адресов мест поставки товара, а также содержит контактную информацию по каждому из получателей. При этом, юридический адрес Получателя не всегда совпадает с адресов поставки товара.
Согласно ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, в составе жалобы, Заявителем не представлено доказательств и сведений, подтверждающих обоснованность доводов жалобы, в том числе свидетельствующие об установлении Заказчиком требований, не позволяющих сформировать участником закупки свое предложение на участие в Аукционе.
Таким образом Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данного довода жалобы Заявителя.
4. Согласно доводам Заявителя в аукционной документации Заказчиком неправомерно установлены требования к участникам закупки, которые, по мнению Заявителя, могут повлечь за собой ограничение количества участников закупки.
На основании п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В силу ч.3 ст.33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.
Комиссией Управления установлено, что Аукционной документацией не предусмотрено привлечение победителем аукциона третьих лиц к исполнению обязательств по контракту.
В силу ч.3 ст.94 Закона о контрактной системе для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта заказчик обязан провести экспертизу. Экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с Законом о контрактной системе.
Согласно доводам жалобы Заказчиком в Техническом задании, а также в п. 3.1.1 проекта контракта установлено требование о проведении поставщиком автономных испытаний поставляемого товара, что ограничивает права участников закупки поскольку для проведения указанных испытаний поставщик должен обладать штатом определенной квалификации. При этом, Закон о контрактной системе не требует от поставщика проведения экспертизы товара, которая в свою очередь является обязанностью Заказчика.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился пояснить, на основании каких норм и регламентирующих актов установлены вышеуказанные требования, а также затруднился обосновать необходимость и законность установления данных требований.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу АНО "Центр юридического мониторинга" на действия ФГБУ "ГИДРОМЕТСЕРВИС" обоснованной в части установления неправомерных требований к участникам закупки.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п.1 ч.1 ст.33, ч.3 ст.33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок Заказчику.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия в установленном законом порядке.
Заместитель председателя Комиссии Л.Н. Харченко
Члены Комиссии З.У. Несиев
Д.А. Сологов
Исп.: Несиев З.У.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 22 марта 2018 г. N 2-57-3410/77-18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.04.2018