Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия по контролю закупок
при участии сторон:
1. Уполномоченного органа - Государственного комитета по регулированию контрактной системы в сфере закупок Республики Хакасия (далее - уполномоченный орган, Госкомзакуп Хакасии):
- "_", на основании доверенности от 04.04.2018 года N 7.
2. В качестве слушателей, со стороны государственного заказчика - Верховного Совета Республики Хакасия:
- "_",
- "_",
3. В отсутствии заявителя - Общества с ограниченной ответственностью "ЭКОСТАНДАРТ" (далее - ООО "ЭКОСТАНДАРТ"), извещенного надлежащим образом о месте и времени рассмотрения жалобы,
рассмотрев жалобу N 25/КС ООО "ЭКОСТАНДАРТ" на действия комиссии уполномоченного органа - Государственного комитета по регулированию контрактной системы в сфере закупок Республики Хакасия при проведении электронного аукциона на поставку расходных материалов (картриджей) для офисной техники (закупка N 0380200000118000801), и результаты проведения внеплановой проверки действий государственного заказчика, уполномоченного органа и его комиссии, содержащие признаки нарушения Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок),
на заседании комиссии по рассмотрению жалобы велась аудиозапись,
УСТАНОВИЛА:
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия 03.04.2018 года входящий N 1720 поступила жалоба ООО "ЭКОСТАНДАРТ" на действия комиссии уполномоченного органа - Государственного комитета по регулированию контрактной системы в сфере закупок Республики Хакасия при проведении электронного аукциона на поставку расходных материалов (картриджей) для офисной техники (закупка N 0380200000118000801).
Заявитель не согласен с решением комиссии уполномоченного органа о признании его заявки несоответствующей установленным требованиям аукционной документации, и приводит следующие доводы.
В требованиях Заказчика по позиции 2 в графе "модель картриджа/чернил" есть указание на товарный знак Canon, следовательно, в соответствии требованиями документации об аукционе и законодательством о контрактной системе в сфере закупок, обществом был предложен к поставке эквивалентный товар под торговой маркой Vector, моделью же картриджа является "728" для МФУ Canon MF4410.
Податель жалобы дополнительно сообщает, что требование поставки оригинальных картриджей (того же товарного знака, что и оборудование) не предусмотрено.
Все значения указаны ООО "ЭКОСТАНДАРТ" конкретно, согласно инструкции по заполнению и каждый показатель, по мнению заявителя, удовлетворяет требованиям заказчика.
Учитывая изложенное, заявитель просит признать жалобу обоснованной, провести повторную процедуру рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, приостановить заключение контракта, провести внеплановую проверку размещения закупки, в случае выявленных нарушений - выдать заказчику предписание, направленное на устранение таких нарушений.
В адрес антимонопольного органа 06.04.2018 года вх. N 1806 поступил пакет документов от уполномоченного органа, а также представлены письменные пояснения, в которых указывается на необоснованность доводов жалобы.
Представитель Госкомзакупа Хакасии на заседании комиссии пояснил, что при рассмотрении первых частей заявок комиссия уполномоченного органа оценивала заявки участников на соответствие требованиям аукционной документации, а именно на соответствие технических характеристик, указанных в части 7 "Описание объекта закупки" аукционной документации. По позиции 2 технического задания аукционной документации подателем жалобы (участник с порядковым номером заявки 8) был предложен к поставке картридж иной модели - Vector 728, тогда как заказчику требовался картридж Canon 728, в виду чего, на основании пункта 2 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе в сфере закупок, участнику было отказано в допуске к участию в электронном аукционе.
06.04.2018 года вх. N 1807 в адрес антимонопольного органа также поступил пакет документов от государственного заказчика, в том числе письменные пояснения по доводам жалобы, в которых указано следующее.
Поскольку в техническом задании аукционной документации содержится указание на модель картриджа/чернил Canon 728 требуемого к поставке товара, следует руководствоваться подпунктом "а" пункта 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе в сфере закупок, то есть, если участником закупки предлагаются товары с теми же товарными знаками, указание на которые содержатся в документации.
Требования к товару, установленные в техническом задании, обусловлены необходимостью обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а именно необходимость к поставке оригинальных товаров.
ООО "ЭКОСТАНДАРТ" в заявке на участие в электронном аукционе предложен товар под торговой маркой Vector моделью картриджа "728", но установить соответствие предлагаемого к поставке товара требованиям, установленным Заказчиком, не представляется возможным.
Учитывая вышеизложенное, Верховный Совет Республики Хакасия приходит к выводу о том, что заявка заявителя правомерно была признана не соответствующей требованиям, установленным документацией об аукционе, и считает жалобу заявителя необоснованной.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия установила, что истребованные у государственного заказчика, уполномоченного органа документы и информация о размещении вышеуказанной закупки, представлены на рассмотрение жалобы N 25/КС в полном объеме.
В результате анализа и оценки информации и документов в рамках рассмотрения жалобы по существу, комиссия пришла к следующим выводам.
Постановлением Правительства Республики Хакасия от 05.12.2017 N 630 "Об утверждении Положения о Государственном комитете по регулированию контрактной системы в сфере закупок Республики Хакасия" утвержден Порядок взаимодействия Государственного комитета по регулированию контрактной системы в сфере закупок Республики Хакасия с заказчиками (далее - Порядок взаимодействия).
Согласно пунктов 2.1.2 - 2.1.11 Порядка взаимодействия Заказчик:
2.1.1. Осуществляет закупки в соответствии с информацией, включенной в план-график закупок.
2.1.2. Направляет заявки (за исключением случаев осуществления заказчиком закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на размещение закупки (далее - заявка) в Госкомитет не позднее чем за 10 рабочих дней до окончания месяца размещения закупки, указанного в плане-графике закупок.
2.1.3. Подает заявку по форме, утвержденной Госкомитетом, в электронном виде с использованием средств программного обеспечения "Автоматизированная информационная система "Государственный заказ Республики Хакасия", заверенную электронной подписью уполномоченного представителя заказчика.
2.1.4. Формирует планы-графики закупок в Автоматизированной информационной системе "Государственный заказ Республики Хакасия" в пределах бюджетных ассигнований по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативное правовое регулирование в сфере размещения закупок, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Утверждает план-график и план закупок, вносит изменения в план-график и план закупок, размещает их в единой информационной системе.
2.1.5. Направляет в комиссию не менее двух специалистов для включения в состав комиссии по определению поставщиков, подрядчиков, исполнителей при проведении закупок для соответствующих заказчиков.
2.1.6. Размещает в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - единая информационная система) извещение об осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в порядке и случаях, которые предусмотрены Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
2.1.7. Утверждает описание объекта закупки, обоснование начальной (максимальной) цены контракта, а также проект контракта и иные сведения и документы, входящие в состав заявки, в целях включения сведений из заявки в неизменном виде в документацию о закупке как часть документации, утвержденную непосредственно заказчиком.
2.1.8. В порядке и сроки, которые установлены Законом о контрактной системе, представляет в Госкомитет разъяснения положений документации, внесение изменений и отмену закупки.
2.1.9. В случае принятия заказчиком решения о необходимости внесения изменений в извещение о проведении конкурса (аукциона), запроса котировок или внесения изменений в конкурсную документацию (документацию об аукционе), запрос котировок или об отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в течение дня, следующего после принятия такого решения, заказчик уведомляет Госкомитет о принятом решении.
Уведомление подается в письменной или электронной форме.
2.1.10. В течение пяти рабочих дней с момента отклонения Госкомитетом заявки обязан устранить замечания, выявленные в заявке, и представить в Госкомитет доработанную заявку.
Нарушение заказчиком срока, установленного в настоящем пункте, является основанием для удаления заявки из Автоматизированной информационной системы "Государственный заказ Республики Хакасия".
2.1.11. Несет ответственность за нарушение Закона о контрактной системе, в том числе за формирование заявки не в соответствии с информацией, содержащейся в плане-графике закупок.
Согласно пунктов 2.2.1 - 2.2.5 Порядка взаимодействия Госкомитет:
2.2.1. На основании заявок, утвержденных заказчиком, формирует и размещает в единой информационной системе конкурсную документацию, документацию об аукционе, извещение о проведении запроса котировок, запроса предложений (далее - документация).
Утверждает документацию, за исключением утвержденных сведений, содержащихся в документах, представленных заказчиком в заявке на размещение закупки.
Срок размещения документации не должен превышать 10 рабочих дней с даты поступления утвержденной заявки в Госкомитет, но не ранее сроков, установленных в плане-графике закупок.
2.2.2. В случае наличия замечаний по форме заявки, по срокам, установленным в плане-графике закупок для размещения извещения, с учетом сроков, указанных в пункте 2.1.2 настоящего Порядка, отклоняет ее и возвращает заявку заказчику.
Сведения, утвержденные заказчиком в заявке на размещение закупки, изменению и дополнению Госкомитетом не подлежат, но могут быть изменены заказчиком.
2.2.3. Формирует на основании предложений заказчика состав конкурсной, аукционной, котировочной комиссии или комиссии по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений и окончательных предложений (далее - комиссия). Оформляет приказом Госкомитета решение о создании комиссии и назначении ее председателя.
2.2.4. Устанавливает требования к содержанию и составу заявки участников закупки на участие в закупке исходя из сведений, утвержденных заказчиком в заявке на размещение закупки.
2.2.5. Осуществляет иные полномочия, установленные Законом о контрактной системе, за исключением полномочий, реализуемых заказчиками.
Пунктом 3 Порядка взаимодействия установлено, что Госкомитет и заказчики несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации, за действия (бездействие), приведшие к нарушению норм законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в соответствии с разграничением функций, предусмотренных настоящим Положением, в том числе в части утверждения документации о закупках.
05.03.2018 года на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru и на электронной торговой площадке ООО "РТС-тендер" размещена информация (извещение, аукционная документация, техническое задание, обоснование НМЦ) о проведении электронного аукциона на поставку расходных материалов (картриджей) для офисной техники (закупка N 0380200000118000801).
Начальная (максимальная) цена контракта - 217 568 рублей 38 копеек.
Заказчиком электронного аукциона является Верховный Совет Республики Хакасия.
Документация об аукционе в электронной форме N ЭА/18-001008 от 05.03.2018 г. утверждена председателем Госкомзакупа Хакасии, руководителем Аппарата Верховного Совета Республики Хакасия (в соответствии с п.2.1.7 Порядка взаимодействия, утвержденного Постановлением Правительства от 05.12.2017 N 630).
Согласно Протокола рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от от 26.03.2018 N 0380200000118000801-1 на участие в электронном аукционе поступило 9 (девять) заявок. Комиссия уполномоченного органа рассмотрела первые части заявок на участие в электронном аукционе, на соответствие требованиям, установленным документацией об аукционе и приняла решение:
Допустить к участию в аукционе в электронной форме и признать участником аукциона в электронной форме участников с порядковыми номерами заявок 1, 2, 3, 6, 9.
Участникам с порядковыми номерами заявок 4 и 8 отказано в допуске к участию в электронном аукционе на основании пункта 2 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе в сфере закупок, в нарушение подпункта б) пункта 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе в сфере закупок, инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе: первая часть заявки на участие в электронном аукционе содержит информацию, не соответствующую значениям, установленным документацией об аукционе в электронной форме по позиции N 2 (модель картриджа) части 7 "Описание объекта закупки".
Участнику с порядковым номером заявки 5 отказано в допуске к участию в электронном аукционе на основании пункта 2 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе в сфере закупок, в нарушение подпункта б) пункта 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе в сфере закупок, инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе: первая часть заявки на участие в электронном аукционе содержит информацию, не соответствующую значениям, установленным документацией об аукционе в электронной форме по позиции N 2 (модель картриджа), N 4 (модель чернил) части 7 "Описание объекта закупки".
Участнику с порядковым номером заявки 7 отказано в допуске к участию в электронном аукционе на основании пункта 1 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе в сфере закупок, в нарушение подпункта б) пункта 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе в сфере закупок, инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе: первая часть заявки на участие в электронном аукционе не содержит конкретных характеристик, соответствующих значениям, установленным документацией об аукционе в электронной форме по позиции N 1 (отсутствует характеристика увеличенная емкость) части 7 "Описание объекта закупки"; на основании пункта 2 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе в сфере закупок, в нарушение подпункта б) пункта 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе в сфере закупок, инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе: первая часть заявки на участие в электронном аукционе содержит информацию, не соответствующую значениям, установленным документацией об аукционе в электронной форме по позиции N 1 (модель картриджа), N 4 (модель чернил) части 7 "Описание объекта закупки".
Протоколом проведения электронного аукциона 29.03.2018 N0380200000118000801-2 установлено следующее:
Порядковый номер участника |
Предложенная цена |
Время подачи предложения |
1 |
182 757,18 руб. |
29.03.2018 07:13:03 (по московскому времени) |
3 |
183 845,03 руб. |
29.03.2018 07:10:10 (по московскому времени) |
2 |
189 284,28 руб. |
29.03.2018 07:03:55 (по московскому времени) |
6 |
199 074,93 руб. |
29.03.2018 06:57:48 (по московскому времени) |
9 |
213 216,98 руб. |
29.03.2018 06:53:26 (по московскому времени) |
Согласно Протокола подведения итогов электронного аукциона от 03.04.2018 N0380200000118000801-3 комиссия рассмотрела вторые части заявок участников электронного аукциона, и установила, что соответствуют требованиям, установленным документацией об аукционе в электронной форме заявки участников с порядковыми номерами 1 - ООО "Системы Плюс", 3 - ООО "Системные решения", 2 - ООО "Киасофт", 6 - ИП Плотин В.И., 9 - ООО "Планета Бизнеса".
По доводу заявителя о неправомерном отказе ООО "ЭКОСТАНДАРТ" в допуске к участию в электронном аукционе, комиссия Хакасского УФАС России приходит к следующим выводам.
В Инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе (приложение к информационной карте) установлено, что первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать:
конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Таким образом, в аукционной документации заказчиком установлены требования к содержанию первой части заявки в соответствии с подпунктом б) пункта 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе в сфере закупок установлено, что участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
Отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 настоящей статьи, не допускается (часть 5 статьи 67 Закона о контрактной системе в сфере закупок).
Согласно части 7 "Описание объекта закупки" аукционной документации по позиции 2 к поставке требовался товар со следующими характеристиками:
N п/п |
Модель принтера/ МФУ |
Модель картриджа/ чернил |
Характеристики товара |
Ед. изм. |
Кол-во |
2. |
МФУ Canon MF4410 |
Canon 728 |
Технология печати: лазерная. Количество страниц (ч/б): средний ресурс картриджа не менее 2100 страниц при 5%-ном заполнении страницы формата A4. |
шт. |
7 |
Комиссия антимонопольного органа проанализировала заявку подателя жалобы (участник с порядковым номером заявки 8) и установила, что по позиции 2 технического задания аукционной документации участник предлагает к поставке картридж Vector 728 в МФУ Canon MF 4410, страна происхождения - Российская Федерация, и, как указывает заявитель в жалобе, такой товар является эквивалентным требуемому заказчиком.
Вместе с тем, аукционной документацией не предусмотрена возможность поставки товара, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации. При этом, согласно пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком.
Как следует из письменных пояснений заказчика, представленных в адрес антимонопольного органа 06.04.2018 года, к поставке в Верховный Совет Республики Хакасия требуются оригинальные картриджи для принтеров HP LaserJet 2055, а также МФУ Canon MF 4410 и МФУ Lexmark MX517de, которые в настоящее время используются заказчиком.
Таким образом, заявка подателя жалобы - ООО "ЭКОСТАНДАРТ" не соответствует установленным требованиям технического задания аукционной документации, и комиссия уполномоченного органа на основании пункта 2 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе в сфере закупок правомерно отказала в допуске к участию в аукционе такому участнику.
На основании вышеизложенного, довод заявителя о неправомерном отказе ему в допуске к участию в электронном аукционе не нашел своего подтверждения, что дает основание признать жалобу ООО "ЭКОСТАНДАРТ" необоснованной.
В соответствии с положениями части 3.30 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Административный регламент), утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14, комиссией антимонопольного органа при рассмотрении жалобы N 25/КС также осуществлялась внеплановая проверка соблюдения законодательства о контрактной системе в сфере закупок. Эта проверка проводилась в соответствии с положениями части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Согласно части 15 статьи 99 Закон о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку по следующим основаниям - получение обращения участника закупки либо осуществляющих общественный контроль общественного объединения или объединения юридических лиц с жалобой на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего. Рассмотрение такой жалобы осуществляется в порядке, установленном главой 6 настоящего Федерального закона. В случае, если внеплановая проверка проводится на основании жалобы участника закупки, по результатам проведения указанной проверки и рассмотрения такой жалобы принимается единое решение.
В результате проведения внеплановой проверки установлены следующие нарушения.
1. Пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно пункта 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе в сфере закупок, при заключении контракта на поставку товара первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать указанную в одном из следующих подпунктов информацию:
а) согласие участника такого аукциона на поставку товара в случае, если этот участник предлагает для поставки товар, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, и (или) такой участник предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией;
б) конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Как следует из описания объекта закупки (часть 7 аукционной документации), к поставке требуются картриджи CE505X для принтера HP LaserJet 2055, Canon 728 для МФУ Canon MF4410, 51B5X00 для МФУ Lexmark MX517de, а также для принтера Epson Photo L800/L805 комплект чернил следующих моделей: T6731 Black, T6732 Cyan, T6733 Magenta, T6734 Yellow, T6735 Light Cyan, T6736 Light Magenta.
При этом, указанные в описании объекта закупки товарные знаки, модели не сопровождаются словами "или эквивалент", что допустимо в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, поскольку, как пояснил заказчик, расходные материалы закупаются к машинам и оборудованию, уже используемым заказчиком.
Таким образом, к поставке требуются оригинальные расходные материалы для офисной техники, в отношении которых в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак, модель. Следовательно, заказчику необходимо было установить требование к содержанию первых частей заявок в соответствии с подпунктом а) пункта 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
В свою очередь, как уже указывалось ранее, в аукционной документации заказчиком установлены требования к содержанию первой части заявки в соответствии с подпунктом б) пункта 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе в сфере закупок, что, в силу вышеизложенных обстоятельств, является нарушением пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок и содержит признаки состава административного нарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
В свою очередь, пунктами 1 и 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок установлено, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Во исполнение вышеуказанных правил, в описании объекта закупки (часть 7 аукционной документации) заказчиком указаны требования соответствия нормативным документам (лицензии, допуски, разрешения, согласования): ГОСТ: ГОСТ Р 51317.3.3-99, ГОСТ 30804.3.2-2013 (Разд 6,7), ГОСТ CISPR 24-2013, ГОСТ Р 51318.22-99(Кл.Б), ГОСТ 13.0.002-84, ГОСТ 13.2.015-2001, ГОСТ 13.2.013-93, ГОСТ 13.2.014-2001, ГОСТ 13.1.701-95.
Вместе с тем, ГОСТ Р 51317.3.3-99 утратил силу с 1 июля 2009 года в связи с изданием Приказа Ростехрегулирования от 25.12.2008 N 659-ст. Взамен введен в действие ГОСТ Р 51317.3.3-2008.
Безусловно, при описании объекта закупки заказчику целесообразно указать ссылку на конкретный ГОСТ. Вместе с тем, указывать недействующий или несуществующий ГОСТ заказчик не вправе (письмо Министерства экономического развития Российской Федерации от 24.04.2017 N Д28и-1732).
Учитывая изложенное, действия заказчика, допустившего нарушение пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок, содержат признаки состава административного нарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. Комиссией Хакасского УФАС России при проведении внеплановой проверки установлены также следующие существенные противоречия в аукционной документации, а именно в инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе (приложение к информационной карте), которые могли повлиять на результаты определения поставщика.
Так, при подаче сведений участниками закупки должны применяться обозначения (единицы измерения, наименования показателей, технических, функциональных параметров) в соответствии с обозначениями, установленными в Части 7 "Описание объекта закупки" - (далее - Описание объекта закупки) настоящей документации (абзац 5 инструкции).
Вместе с тем, при подготовке заявки участник закупки должен исходить из того, что он готовит заявку с учетом требований к техническим характеристикам и показателям, установленным в документации об аукционе в ч. 7 "Описание объекта закупки" после полного изучения содержания документации, руководствуясь общепринятыми обозначениями и наименованиями в соответствии с требованиями действующих нормативных актов (абзац 13 инструкции).
Таким образом, из содержания вышеуказанных положений инструкции не представляется возможным однозначно определить какую именно информацию, указанную в части 7 "Описание объекта закупки" следует представить участнику в первой части заявки: исключительно наименование и технические характеристики из табличной части технического задания, либо же в целом всю информацию, обозначенную в части 7 "Описание объекта закупки". Комиссия антимонопольного органа полагает, что такие противоречия могут привести к неоднозначной оценке заявок участников, в виду чего, подлежат устранению.
Кроме того, в абзаце 14 инструкции указано, что "в случае если в составе первой части заявки на участие в аукционе в форме участником аукциона не указаны конкретные значения показателей товара, при рассмотрении заявок на участие в аукционе такой участник не допускается аукционной комиссией к участию в аукционе".
Вместе с тем, разработанное и утвержденное заказчиком описание объекта закупки (часть 7 документации об аукционе) не содержит такого понятия как "значение показателей товара", а также не указано что является показателями товара, что также может ввести участников закупки в заблуждение и привести к необоснованному отказу в допуске к участию в электронного аукционе, в виду чего, при формировании описания объекта закупки заказчику следует использовать общепринятые обозначения и понятия, установленные Законом о контрактной системе в сфере закупок.
В соответствии с пунктом 3.35 Административного регламента установлено, что в случаях если при рассмотрении жалобы или проведения внеплановой проверки выявлены нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, комиссия выдает предписание об устранении допущенных нарушений.
Комиссия вправе не выдавать предписание только в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе, которые не повлияли или не могли повлиять на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Согласно пункта 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Комиссией антимонопольного органа установлено, что выявленные нарушения повлияли на результаты определения поставщика, в связи с чем, комиссия приходит к выводу о необходимости выдачи предписания, направленного на устранение таких нарушений.
В соответствии с частью 3.33 Административного регламента, пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок по результатам проведения указанной проверки и рассмотрения жалобы принимается единое решение.
На основании вышеизложенного и руководствуясь положениями пункта 1 и пункта 2 части 1 статьи 33, пункта 1 и пункта 2 части 1 статьи 64, пункта 1 части 3 статьи 66, части 4 и части 5 статьи 67, части 15 статьи 99, части 1 статьи 107 Закона о контрактной системе в сфере закупок, пунктов 3.30, 3.33. 3.35 Административного регламента, комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия по контролю закупок,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу N 25/КС ООО "ЭКОСТАНДАРТ" на действия комиссии уполномоченного органа - Государственного комитета по регулированию контрактной системы в сфере закупок Республики Хакасия при проведении электронного аукциона на поставку расходных материалов (картриджей) для офисной техники (закупка N 0380200000118000801) необоснованной.
2. Признать государственного заказчика - Верховный Совет Республики Хакасия нарушившим пункт 1 и пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
4. Государственному заказчику - Верховному Совету Республики Хакасия, уполномоченному органу - Государственному комитету по регулированию контрактной системы в сфере закупок Республики Хакасия и его комиссии, а также оператору электронной площадки ООО "РТС-тендер" выдать предписание об устранении выявленных нарушений.
4. Передать материалы жалобы должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Примечание: решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы, может быть обжаловано в Арбитражном суде Республики Хакасия в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии: |
|
Члены комиссии: |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия от 10 апреля 2018 г. N 31/КС
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.04.2018