Резолютивная часть объявлена 06.04.2018 г.Ханты-Мансийск
Изготовлено в полном объеме 11.04.2018
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Управления) по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
Председателя комиссии:
- Демкин А.В. - Руководитель Управления;
Членов комиссии:
- Миронов А.Г. - Заместитель руководителя Управления;
- Плеханов А.Н. - Начальник отдела Управления.
от Заявителя - не явились, уведомлены надлежащим образом;
от Заказчика - Кириллова Л,С. По доверенности N32 от 06.04.2018, Чэн С.В. по доверенности N33 от 06.04.2018;
от Уполномоченного органа - Кондратьева А.В. по доверенности N395 от 12.12.2017, Зеленская Ю.А. по доверенности N393 от 12.12.2017.
рассмотрев жалобу ООО "СпецУниверсал" (ИНН 6829034757, ОГРН 1076829006088) от 30.03.2018 N429-ж на действия Заказчика - МКУ "УКС СУРГУТСКОГО РАЙОНА" при проведении электронного аукциона, предметом которого является выполнение работ по строительству объекта "Водозаборные очистные сооружения N1. Водоочистная станция 16000 м3/сут. Реконструкция станции обезжелезивания N1 в г. Лянтор" (извещение N0187300014718000196) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении электронного аукциона.
По мнению Заявителя его права и интересы нарушены действиями Заказчика, Уполномоченного органа, сформировавших описание объекта закупки с нарушением требований Закона о контрактной системе.
В доводах жалобы Заявитель указал следующее.
1. В нарушение прямого предписания Закона о контрактной системе Заказчик не предусмотрел, в аукционной документации, права участника закупки в составе первой части заявки согласиться на использование товара, в отношении которого в данной документации содержится указание на товарный знак.
В соответствии с пп. "а" п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе при заключении контракта на выполнение работы, для осуществления которой используется товар, в отношении которого в документации об аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) участник закупки в составе первой части заявки на участие в аукционе предоставляет на выбор либо согласие, предусмотренное п. 2 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение), либо согласие, предусмотренное п. 2 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, указание на товарный знак, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным документацией.
В соответствии с пп. "б" п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе (при условии отсутствия в документации указания на товарный знак) участник предоставляет конкретные показатели используемого товара и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии).
Таким образом, в зависимости от наличия в аукционной документации товарных знаков на используемые товары, участник закупки предоставляет
а) согласие с товарным знаком заказчика, без указания конкретных показателей;
б) товарный знак и конкретные показатели эквивалентного товара;
в) конкретные показатели и товарный знак (при наличии), в случае отсутствия в документации указания на товарный знак.
Согласно Разделу 3 аукционной документации первая часть заявки должна содержать:
при заключении муниципального контракта на выполнение работ, для использования которых используется товар:
- согласие участника закупки на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, при проведении такого аукциона на выполнение работ, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Инструкция по заполнению первой части заявки приведена в разделе 5 настоящей документации.
В пункте 5 Инструкции (Раздел 5 Документации) указано:
В соответствии с частью 3 статьи 66 ФЗ N 44-ФЗ первая часть заявки на участие в электронном аукционе (предложение участника в отношении объекта закупки) должна содержать, в том числе, конкретные показатели поставляемого (используемого при оказании услуг, выполнении работ) товара. В предложении указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки, если такие требования предъявляются в разделе 6 "Описание объекта закупки" настоящей документации.
В разделе 6 "Описание объекта закупки" содержится Перечень технологического оборудования по строительству объекта с установленными Заказчиком требованиями к техническим, функциональным характеристикам (потребительским свойствам), к размерам и иные показатели, связанные с определением соответствия товара, используемого при выполнении работ, потребностям заказчика. В названом Перечне Заказчиком сделано примечание:
* В случае наличия в конкурсной документации указаний на товарные знаки товаров, оборудования без сопровождения словами "или эквивалент", к таким товарам и оборудованию применяются требования об эквивалентности, предусмотренные Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Очевидно, что в документации нет условия, о праве участника закупки согласиться с товарными знаками, многочисленные указания на которые содержаться в требованиях Заказчика к товарам, используемым для выполнения работ.
Считаю необходимым внесение изменений в аукционную документацию, для устранения нарушений Закона о контрактной системе.
2. В проекте контракта отсутствует приложение для включения в контракт при его подписании, информации о товаре, предложенной победителем.
Несмотря на то, что в составе первой части заявки на участие в аукционе Заказчик требует указывать на товарный знак и конкретные показатели товара, Заказчик, составляя проект контракта, не предусмотрел в нем приложения (или отдельного раздела, пункта, итп) для включения в проект при подписании контракта предложенной победителем информации о товаре, которая конкретизируется в части 2 статьи 70 Закона о контрактной системе, как "(товарный знак и (или) конкретные показатели товара)".
При этом, внесение изменений в проект контракта после окончания срока подачи заявок, за исключениями прямо указанными в Законе о контрактной системе, запрещено.
Если у Заказчика существует действительная потребность в конкретных показателях товара, которые он запросил в аукционной документации и Заказчик планирует осуществить проверку при приемке товара, то в Документацию необходимо внести изменения в части установления возможности для включения в контракт при его подписании информации о товаре, предложенном победителем аукциона.
3. В документации об Аукционе не установлена группа работ, в отношении которых требуется подтверждение опыта выполнения работ участником закупки.
Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 Закона о контрактной системе, указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 и частью 2 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию: 1) финансовых ресурсов для исполнения контракта; 2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта; 3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации; 4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
В соответствии с частью 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1 и 2, 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Согласно пункту 2 Приложения N 1 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление N 99) при выполнении работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей к участникам закупки устанавливаются дополнительные требования, а именно: наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных (требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных:
- работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства;
- работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки).
В пункте 6 Раздела 2 аукционной документации Заказчик установил:
* Требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных:
работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства;
работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки).
Учитывая изложенное, полагаю, что указанное положение Документации противоречат требованиям Закона о контрактной системе, поскольку Постановлением N99 предусмотрено подтверждение выполнения работ по соответствующей группе, а не двум группам работ, или по любой группе как следует из Документации.
Считаю необходимым внесение изменений в аукционную документацию, для устранения нарушений Закона о контрактной системе.
4. Инструкция по заполнению заявки создает неопределенность и непонимание участниками требований к характеристикам объекта закупки.
Нормы Закона о контрактной системе, изложенные в ч.2 ст.8, п.2 ч.1.ст.33, ч.3 ст. 33, указывают на то, что требования документации об аукционе к товарам, используемым при выполнении работ, с учетом целей и принципов контрактной системы, должны быть направлены на обеспечение обоснованной потребности заказчика, не выходить за рамки стандартных требований для таких товаров, не допускать ограничения круга участников закупки, в том числе по причине невозможности подтверждения их соответствия требованиям документации об аукционе и действующим государственным стандартам.
Вопреки названным нормам Заказчик устанавливает в пункте 17 Раздела 5 Документации (Инструкция) условие противоречащее основным принципам законодательства о контрактной системе:
17. Ввиду того, что технические регламенты, стандарты и иные требования, предусмотренные законодательством Российской Федерации о техническом регулировании не могут в полной мере охватить все необходимые заказчику функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики объекта закупки, в том числе товара, используемого при выполнении работ и оказании услуг, документация содержит ИНЫЕ показатели, требования, условные обозначения и терминологию.
При этом ни Инструкция ни иной раздел Документации не разъясняет, о каких ИНЫХ показателях, обозначениях, требованиях идет речь. Как не содержится ссылок и на то где с этими ИНЫМИ показателями, обозначениями, требованиями можно познакомиться.
Источник всего ИНОГО не назван Заказчиком, в нарушение требований Закона о контрактной системе Заказчик не объясняет в чем состоит потребность применения в Документации показателей, требований, условных обозначений и терминологии, отличных от стандартных.
Вместе с тем, Заказчик в Документации указывает и на необходимость соответствия объекта закупки стандартам, техническим требованиям. Так пунктом 15 Раздела 5 Документации предусмотрено:
15. Предложение участника в отношении объекта закупки должно полностью соответствовать требованиям к такому объекту, установленным заказчиком разделе 6 "Описание объекта закупки" настоящей документации.
Раздел 6, в свою очередь содержит требования о соответствии конкретным ГОСТ, СП, ТУ.
То есть, участнику закупки для подготовки заявки необходимо не только указать конкретные показатели, присущие каждому товару, указанному Заказчиком, но еще и определить, какими требованиями: стандартными или ИНЫМИ пользоваться, какие положения Инструкции и других разделов Документации применять, предлагая показатели по каждому товару.
Таким образом, совокупность условий Документации предусматривает ситуацию, при которой участник может предложить к использованию характеристику товара, не соответствующую либо ИНЫМ требованиям, Заказчика, либо положениям стандартов, регламентов, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Такое формирование требований к товарам позволяет аукционной комиссии Заказчика отклонять заявки по формальным основаниям - как не соответствующие требованиям Документации.
Инструкция по заполнению заявки должна действительно разъяснять участнику смысл требований Заказчика, а не вводить участника в заблуждение, создавая риск отклонения заявки. Кроме того, такие требования, учитывая, что конкретные показатели товаров не включаются в проект контракта при его заключении (как указывал в доводе N2 жалобы) предоставляют Заказчику неограниченные возможности отказа в принятии товаров и работ, поскольку сведения из документов производителей товара, с высокой вероятностью могут не соответствовать ИНЫМ показателям, требованиям Заказчика.
Исходя из изложенного, Заказчиком нарушена ч.1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
5. Документация содержит противоречивые сведения о сроках выполнения работ.
В проекте контракта окончание работ определено Заказчиком - 15 декабря 2020года. В тоже время, Раздел 6 Описание объекта закупки, сведения которого, исходя из условий Документации, являются для участника обязательными, называет другую дату - Продолжительность строительства 36,0 месяцев.
Считаю, что аукционная документации Заказчика должна информировать о едином сроке выполнения работ.
В ходе рассмотрения доводов сторон Комиссией Управления установлено следующее.
1. В соответствии с требованиями части 1 и 2 статьи 24 Закона о контрактной системе Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Извещение и аукционная документация о проведении электронного аукциона, предметом которого является выполнение работ по строительству объекта "Водозаборные очистные сооружения N1. Водоочистная станция 16000 м3/сут. Реконструкция станции обезжелезивания N1 в г. Лянтор" (извещение N0187300014718000196) размещены на официальном сайте единой информационной системы 14.03.2018.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно пункту 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар, первая часть заявки должна содержать
а) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, либо согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара и, если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в таком аукционе на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара;
б) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Перечень основного технологического оборудования по строительству объекта содержит позиции как с указанием товарного знака так и без товарного знака.
В соответствии с частью 1 раздела 3 аукционной документации первая часть заявки должна содержать согласие участника закупки на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, при проведении такого аукциона на выполнение работ, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара
Требование о предоставлении показателей в соответствии с подпунктом "а" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе аукционной документацией не установлено.
Комиссия Управления приходит к выводу о том, что при формировании требований к составу первой части заявки Заказчик должен был установить требования предусмотренные подпунктами "а" "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе с указанием по каждому подпункту конкретных позиций Перечня основного технологического оборудования по строительству объекта, в отношении которых участникам необходимо заполнить заявки.
На основании вышеизложенного, в действиях Заказчика установлено нарушение пункта 3 части 3 статьи 66, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
2. В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
Частью 2 статьи 70 Закона о контрактной системе установлено, что в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанного в части 8 статьи 69 настоящего Федерального закона протокола заказчик размещает в единой информационной системе без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения цены контракта, предложенной участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), указанной в заявке на участие в таком аукционе его участника, в проект контракта, прилагаемый к документации о таком аукционе.
Иные изменения проекта контракта при его заключении Законом о контрактной системе не предусмотрены.
Изучив проект контракт, размещенный в составе аукционной документации, Комиссия Управления установила, что соответствующие приложения к проекту контракта, в аукционной документации отсутствуют, что по мнению Комиссии является нарушением части 2 статьи 70 Закона о контрактной системе.
3. Частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к опыту работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации.
В приложении N 1 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" установлено, что в случае осуществления закупки на выполнение работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей, Заказчик устанавливает следующее требование: "наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение соответствующих <*> работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке. При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка".
При этом, согласно сноске "*" в приложении N 1 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 установлено, что требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных:
- работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства;
- работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки).
В части 6 раздела 2 аукционной документации установлено дополнительное требование к участникам закупки о наличии опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных (работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства) за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке. При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка".
Частью 2 раздела 3 аукционной документации установлено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать: "документы, подтверждающие соответствие участника аукциона дополнительным требованиям (в случае если данные требования предусмотрены частью 6 раздела 2 аукционной документации).
Таким образом, Заказчиком в аукционной документации не указана группа соответствующих работ, в соответствии с которой участнику закупки необходимо предоставить документы, установленные в части 6 раздела 2 аукционной документации.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу о наличии в действиях Заказчика нарушения пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
4. По четвертому доводу Заявителя Комиссией Управления нарушения в действиях Заказчика не установлены.
5. В соответствии с пунктом 2.1 проекта контракта срок окончания работ 15.12.2020.
Пунктом 15.1 проекта контракта установлено, что контракт вступает в силу с момента подписания и действует до 31.12.2020.
В проекте организации строительства указана продолжительность строительства 36 месяцев.
По мнению Заявителя указанное является противоречивыми сведениями о сроках выполнения работ.
По мнению Комиссии Управления продолжительность строительства 36 месяцев не указывает на срок выполнения работ, поскольку является проектным сроком, в то время как проектом контракта и планом-графиком предусмотрены конкретные сроки выполнения работ по контракту, которыми является декабрь 2020 года.
На основании вышеизложенного, нарушения в действиях Заказчика не установлены.
6. В соответствии с пунктом 3.30 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (Зарегистрировано в Минюсте России 27.02.2015 N 36262) Комиссия при рассмотрении жалобы проводит в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе и настоящим Регламентом внеплановую проверку соблюдения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при определении поставщика (подрядчика, исполнителя). Внеплановая проверка проводится одновременно с рассмотрением жалобы.
При этом проверяется соответствие действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, в том числе не указанных в жалобе, а также документов по организации и осуществлению закупки, являющейся предметом жалобы, требованиям законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссия Управления установлено следующее.
В соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию о наименовании и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона, а также требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В силу части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае: непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона, или предоставления недостоверной информации (пункт 1); несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона, требованиям документации о таком аукционе (пункт 2).
Отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 статьи 67 Закона, не допускается (часть 5 статьи 67 Закона о контрактной системе).
Правила описания объекта закупки закреплены в статье 33 Закона о контрактной системе .
В силу части 1 означенной статьи заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, помимо иных, следующими правилами: 1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование; 2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Все указанные выше правила призваны гарантировать удовлетворение объективных потребностей заказчика при экономии бюджетных средств посредством обеспеченной конкуренции на торгах.
При этом документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться (часть 2 статьи 33 Закона о контрактной системе).
Как разъяснено в пункте 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017 (далее - Обзор ВС РФ), по общему правилу указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
Таким образом, описание объекта закупки обусловлена наличием конкретных, недвусмысленных, определенных требований к товару. Установление особых характеристик товара должно быть обусловлено реальной потребностью заказчика в использовании такого товара с учетом специфики его применения.
При этом любые действия заказчика, необоснованно ограничивающие конкуренцию, мешающие (исключающие) достижению эффективности закупки (статья 6 Закона о контрактной системе) находятся под прямым запретом закона.
К таким действиям относится включение в аукционную документацию условий о качественных характеристиках товара, которые не отвечают реальным потребностям заказчика и приводят к созданию необоснованной сложности при составлении участниками закупки аукционных заявок, то есть по сути имеющих своей целью спровоцировать ошибки участников закупки, тем самым ограничивая конкуренцию.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в письме Федеральной антимонопольной службы России от 01.07.2016 N ИА/44536/16, в целях обеспечения возможности участникам закупки надлежащим образом заполнить заявку и указать требуемые показатели заказчик устанавливает в документации о закупке инструкцию по заполнению заявок, в которой целесообразно: 1) указать на раздел и (или) пункт документации о закупке, в котором содержатся показатели, предусмотренные частью 2 статьи 33 Закона N 44-ФЗ, в отношении которых участники закупки делают предложение в своих заявках; 2) определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, а также порядок их указания участниками закупки в своих заявках (в виде одного значения показателя или диапазона значений показателя); 3) определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены значения, которые не могут изменяться, и соответственно подлежат указанию участниками закупки в своих заявках без каких-либо изменений; 4) сопоставить требования технических регламентов, стандартов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, с показателями, значения которых подлежат указанию в заявке (в случае установления заказчиком в документации о закупке требования о соответствии таких показателей значениям, установленным Стандартами).
В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 05.04.2018 N0187300014718000196-1 участникам закупки с порядковыми номерами 2 и 3 было отказано в допуске к участию в аукционе по следующим основаниям: "В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 67 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон) участник закупки не допускается к участию в аукционе в электронной форме на основании несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона, требованиям документации об аукционе в электронной форме раздел (Раздел 3 "Требования к содержанию и составу заявки на участие в аукционе в электронной форме", Раздел 5 "Инструкция по заполнению заявки на участие в аукционе в электронной форме", Раздел 6 "Описание объекта закупки", Приложение 6.1 "Сведения о товарах"): - участником закупки по позиции 12 "модуль обработки промывных вод фильтров" (резервуар усреднения) по показателю "объем" предложено "237,021 м3", тогда как требовалось "не менее 215 не более 225".
При анализе технического задания по позиции 12 "модуль обработки промывных вод фильтров" (резервуар усреднения) Комиссией Управления установлено следующее.
Габаритные размеры резервуара усреднения без ограждения
Длина, мм |
не менее 14000 не более 14200 |
Ширина, мм |
не менее 4000 не более 4200 |
Высота, мм |
не менее 4000 не более 4200 |
Количество, мм |
1 |
Объем, м3 |
не менее 215 не более 225 |
Согласно инструкции по заполнению первой части заявки если в описании объекта закупки значение показателя установлено как верхний и/или нижний предел, сопровождась при этом в графе "Значение" соответственно фразами "не более" и/или "не менее", участником в предложении устанавливается конкретное значение.
Таким образом, если участник закупки укажет длина - 14200, ширина - 4200, высота - 4200, то объем соответственно будет равен 250,488, что в свою очередь не будет соответствовать показателю по объему, указанному в техническом задании заказчиком. Аналогичным образом не будет соответствовать заявка по параметру объем, если участник предложит длина - 14100, ширина - 4100, высота - 4100, так как объем будет по данным параметрам равен 237,021.
Такое описание закупки по сути провоцирует добросовестных участников торгов к ошибкам, обусловленным неоправданным двояким смыслом изложения требований к товарным позициям (характеристикам), отраженным в техническом задании, созданием в документации "формальных ловушек" (Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 06.03.2018 N Ф07-15621/2017 по делу N А56-20070/2017).
Частью 3 статьи 7 Закона о контрактной системе установлено, что информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
На основании вышеизложенного, Заказчиком нарушены положения части 3 статьи 7, пункта 1 и 2 части 1 статьи 33, пункта 1 и 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Согласно части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Таким образом, Комиссия Управления пришла к выводу о необходимости выдачи обязательного для исполнения предписания.
Рассмотрев материалы дела, изучив представленные документы представителей сторон, руководствуясь положениями статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
решила:
1. Признать жалобу ООО "СпецУниверсал" (ИНН 6829034757, ОГРН 1076829006088) от 30.03.2018 N429-ж на действия Заказчика - МКУ "УКС СУРГУТСКОГО РАЙОНА" при проведении электронного аукциона, предметом которого является выполнение работ по строительству объекта "Водозаборные очистные сооружения N1. Водоочистная станция 16000 м3/сут. Реконструкция станции обезжелезивания N1 в г. Лянтор" (извещение N0187300014718000196) частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика - МКУ "УКС СУРГУТСКОГО РАЙОНА" нарушение пункта 3 части 3 статьи 66, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях Заказчика - МКУ "УКС СУРГУТСКОГО РАЙОНА" нарушение части 2 статьи 70 Закона о контрактной системе.
4. Признать в действиях Заказчика - МКУ "УКС СУРГУТСКОГО РАЙОНА" нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
5. Признать в действиях Заказчика - МКУ "УКС СУРГУТСКОГО РАЙОНА" нарушение части 3 статьи 7, пункта 1 и 2 части 1 статьи 33, пункта 1 и 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
6. Выдать Заказчику - МКУ "УКС СУРГУТСКОГО РАЙОНА", Уполномоченному органу - АДМИНИСТРАЦИЯ СУРГУТСКОГО РАЙОНА, аукционной комиссии обязательное для исполнения предписание.
7. Передать уполномоченному должностному лицу Ханты-Мансийского УФАС России материалы дела для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц, допустивших нарушение требований Закона о контрактной системе к административной ответственности.
8. Направить данное решение сторонам и опубликовать на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).
Председатель Комиссии Демкин А.В.
Члены Комиссии: Миронов А.Г.
Плеханов А.Н.
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА УПРАВЛЕНИЕ Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре ул. Мира, 27, г. Ханты-Мансийск, 628002 тел. (3467) 38-80-81 e-mail: to86@fas.gov.ru
2018 г. N 03/ПА- . |
Оператор электронной площадки: ООО "РТС-тендер" 121151, г. Москва, набережная Тараса Шевченко, д.23А тел.: (495)7339519, (800) 7755800 e-mail: ko@rts-tender.ru Заявитель: ООО "СпецУниверсал" 392008, г.Тамбов, Моршанское шоссе, д.26, оф.11 Тел.: (4752) 450768 e-mail: zakupki99@bk.ru Заказчик: МКУ "УКС СУРГУТСКОГО РАЙОНА" 628433, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, Сургутский район, п.Белый Яр, ул.Маяковского, 1/а Тел.: (3462) 529455 e-mail: uks05-plan@mail.ru Уполномоченный орган: АДМИНИСТРАЦИЯ СУРГУТСКОГО РАЙОНА 628408, Ханты - Мансийский автономный округ-Югра, г.Сургут, ул.Энгельса, 10 Тел.: (3462) 526534 e-mail: Zakaz@admsr.ru |
ПРЕДПИСАНИЕ
об устранении нарушений законодательства
Резолютивная часть объявлена 06.04.2018 г.Ханты-Мансийск
Изготовлено в полном объеме 11.04.2018
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Управления) по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
Председателя комиссии:
- Демкин А.В. - Руководитель Управления;
Членов комиссии:
- Миронов А.Г. - Заместитель руководителя Управления;
- Плеханов А.Н. - Начальник отдела Управления.
на основании своего решения от 06.04.2018 о рассмотрении жалобы ООО "СпецУниверсал" (ИНН 6829034757, ОГРН 1076829006088) от 30.03.2018 N429-ж на действия Заказчика - МКУ "УКС СУРГУТСКОГО РАЙОНА" при проведении электронного аукциона, предметом которого является выполнение работ по строительству объекта "Водозаборные очистные сооружения N1. Водоочистная станция 16000 м3/сут. Реконструкция станции обезжелезивания N1 в г. Лянтор" (извещение N0187300014718000196), руководствуясь положениями статьи 99, статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Комиссия Управления
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
В целях устранения нарушений законодательства о контрактной системе Заказчику - МКУ "УКС СУРГУТСКОГО РАЙОНА", Уполномоченному органу - АДМИНИСТРАЦИЯ СУРГУТСКОГО РАЙОНА, аукционной комиссии совершить следующие действия:
1. Отменить протоколы, составленные в ходе проведения электронного аукциона, предметом которого является выполнение работ по строительству объекта "Водозаборные очистные сооружения N1. Водоочистная станция 16000 м3/сут. Реконструкция станции обезжелезивания N1 в г. Лянтор" (извещение N0187300014718000196).
2. С учетом принятого решения от 06.04.2018 по рассмотрению жалобы ООО "СпецУниверсал" от 30.03.2018 N429-ж:
- внести изменения в документацию электронного аукциона, предметом которого является выполнение работ по строительству объекта "Водозаборные очистные сооружения N1. Водоочистная станция 16000 м3/сут. Реконструкция станции обезжелезивания N1 в г. Лянтор" (извещение N0187300014718000196) и привести документацию электронного аукциона в соответствие с требованиями Закона о контрактной системе;
- продлить срок подачи заявок на участие в закупке таким образом, чтобы со дня размещения изменений в документацию электронного аукциона до даты окончания срока подачи заявок этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней;
- разместить информацию об отмене протоколов и внесении изменений в документацию электронного аукциона в сети "Интернет" на официальном сайте www.zakupki.gov.ru и сайте оператора электронной площадки.
3. В срок до 03.05.2018 исполнить п.1 и п.2 данного предписания.
4. В срок до 04.05.2018 представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре информацию об исполнении предписания с приложением подтверждающих документов.
5. Оператору электронной площадки совершить следующие действия:
- вернуть участникам закупки ранее поданные заявки на участие в Аукционе;
- уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в Аукционе, в том числе Заявителя, об отмене Протоколов, о прекращении действия заявок, поданных на участие в Аукционе;
- прекратить блокирование операций по счетам для проведения операций по обеспечению участия в открытых аукционах в электронной форме, открытых участникам закупки, подавшим заявки на участие в Аукционе, в отношении денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в Аукционе.
6. Официальному сайту www.zakupki.gov.ru и оператору электронной площадки обеспечить исполнение Заказчиком, Уполномоченным органом, аукционной комиссией пунктов 1, 2, 3 настоящего предписания.
Председатель Комиссии Демкин А.В.
Члены Комиссии: Миронов А.Г.
Плеханов А.Н.
За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Примечание: настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 6 апреля 2018 г. N 03/ПА
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.04.2018