Резолютивная часть объявлена 06.04.2018 г.Ханты-Мансийск
Изготовлено в полном объеме 11.04.2018
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Управления) по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
Председателя комиссии:
- Демкин А.В. - Руководитель Управления;
Членов комиссии:
- Миронов А.Г. - Заместитель руководителя Управления;
- Плеханов А.Н. - Начальник отдела Управления;
- Воросцова Е.Е. - Эксперт отдела Управления.
от Заявителя - не явились, уведомлены надлежащим образом;
от Заказчика - не явились, уведомлены надлежащим образом.
рассмотрев жалобу ООО "МЧС ГО ЭКРАН" (ИНН 6662001832 ОГРН 1026605404760) от 30.03.2018 N423-ж на действия Заказчика - МУП Г. НИЖНЕВАРТОВСКА "ГОРВОДОКАНАЛ" при проведении запроса котировок, предметом которого является поставка средств индивидуальной защиты (извещение N0587300001418000012) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении запроса котировок.
В доводах жалобы Заявитель указал следующее.
Согласно части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - закон о контрактной системе), заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент". В описание объекта закупки не должны включаться требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Согласно части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара.
Не смотря на вышеуказанные нормы Закона о контрактной системе, Заказчик установил требования, совокупность которых на конкретные товары, конкретных производителей, а именно респираторы 9926Р, понолицевые маски 6000, фильтры 6057, изготовитель компания "3-М" США.
Описание объекта закупки:
Полумаска фильтрующая (респиратор) противоаэрозольная 3Мтм 9926Р (или эквивалент) |
Удобный, плотно прилегающий респиратор чашеобразной формы с клапаном выдоха. Применяется для защиты органов дыхания от пыли сернокислого алюминия, угля, паров перманганата калия. Гост Р 12.4.191-99. Респиратор 3-М с защитой от пыли, аэрозолей (до 12 ПДК), неприятного запаха и кислых газов (до ПДК), от диоксида серы - до 5 ПДК. второй степени защиты с угольным фильтром и клапаном выдоха. Год изготовления -2018. |
Наименований закупочной позиции 3Мтм 9926Р, соответствует только продукции компании 3-М, не позволяя предложить эквивалент. ГОСТ Р 12.4.191-99 "Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Средства индивидуальной защиты органов дыхания. Полумаски фильтрующие для защиты от аэрозолей. Общие технические условия", не устанавливает требований именно к чашеобразной форме полумаски фильтрующей, указанный ГОСТ не устанавливается требований к уровню защиты от кислых газов, от диоксида серы., не устанавливает требований к наличию угольного фильтра в составе полумаски противоаэрозольной, кроме того ГОСТ Р 12.4.191-99 прекратил действие. Респиратор 3-М - указанное наименование изготовителя "3-М" не позволяет предложить аналог, другого производителя.
Съёмные блоки к маскам 3-М 6057 |
В комплекте с масками обеспечивают защиту органов дыхания от пыли во время приготовления раствора извести. Патрон 3M ABE1 для защиты от органических, неорганических и кислых газов и паров (ацетон, хлор, сероводород, цианистый водород, оксид серы. С полумасками - защита до 50 ПДК. С полными масками - защита до 200 ПДК. Год изготовления -2018. |
Наименование закупочной позиции "Съёмные блоки к маскам 3-М 6057", не позволяет предложить какой-либо эквивалент. В описании продукции так же имеется ссылка на торговую марку изделия - "патрон 3-М АВЕ1", что не позволяет предложить аналог иного производителя.
Полнолицевая маска 3Мтм 6000 (или эквивалент) |
Прочная и комфортная полнолицевая маска, изготовлена из термопластика, оснащена клапаном вдоха и выдоха. Маска обеспечивает длительную защиту от аэрозолей, пыли. Полнолицевые маски серии 3M_ 6000 обеспечивают эффективную защиту органов дыхания, зрения, лица от воздействия газов/паров и аэрозолей и отличаются экономичностью, надежностью в эксплуатации, долгим сроком службы. Большая поликарбонатная линза устойчива к царапинам и ударам, а также и к некоторому химическому воздействию; обеспечивает панорамный обзор. Полнолицевая маска 3-М должна быть доукомплектована защитной пленкой для линзы. Байонетное крепление компании 3-М обеспечивает плотное присоединение фильтра к маске одним щелчком. С маской используются фильтры компании 3-М противоаэрозольные, противогазовые или комбинированные, в зависимости от производственных условий. Клапан выдоха 3M_ Cool Flow_ обеспечивает меньшее сопротивление дыханию при выдохе; меньшее накопление тепла и влаги; облегченное дыхание; поток выдыхаемого воздуха направлен вниз - линза не запотевает. Материал лицевой части: мягкий, не вызывающий раздражения эластомер. Материал линзы: ударопрочный поликарбонат, стойкий к царапинам и запотеванию. Степень защиты: до 200 ПДК при использовании противоаэрозольных фильтров высокой эффективности Год изготовления -2018. |
Наименование закупочной позиции "Полнолицевая маска 3Мтм 6000" (зарегистрированный товарный знак 3-М), не позволяет предложить какой-либо эквивалент. Действующий и обязательный к применению ТР ТС 019/2011 не устанавливает каких-либо требований к материалам, из которых должны изготавливаться полнолицевые маски, таким образом требование к материалам: маска изготовлена из термопластика, материал лицевой части - эластомер, материал линзы - ударопрочный поликарбонат. Все эти требования избыточны, и не позволяют предложить аналоги, с улучшенными техническими характеристиками.
В технических характеристиках полнолицевой маски имеется несколько ссылок на товарный знак компании 3-М: Полнолицевые маски серии 3M_ 6000, Полнолицевая маска 3-М, Байонетное крепление компании 3-М, С маской используются фильтры компании 3-М, Клапан выдоха 3M_ Cool Flow_ (Действующий ГОСТ 12.4.293-2015, а именно п.3.10 Клапаны вдоха и выдоха, не устанавливает каких-либо ограничений или требований к материалам изготовления клапанов, либо к их пропиткам). Установленные требования к поставке изделия компании 3-М, ограничивают право Заявителя на предложение к поставке продукции иного производителя.
Фильтр противогазовый (тип ФК-5Б марки В3Р3D) с маской ППМ Бриз 4301-М с гофротрубкой и сумкой. |
Фильтр противогазовый, тип ФК-5Б. Для защиты в комплекте с промышленными противогазами органов дыхания от хлора. ГОСТ Р 12.4.251-2009, ТУ 2568-337-05808014-2011. Для использования в СИЗОД по ГОСТ 12.4.041-2001. Фильтр противогазовый в металлическом корпусе для защиты от хлора в комплекте с промышленным противогазом. Фильтр: Год изготовления 2018. Металлический корпус. Время защитного действия: Хлор- не менее 30 минут Сероводород- не менее 60 минут Масса не более 1350 грамм. Гарантийный срок хранения 5 лет. Лицевая часть: модель имеет стекло панорамного обзора, переговорное устройство, самозатягивающееся оголовье, независимый обтюратор. Наличие подмасочника препятствует запотеванию стекла и уменьшает содержание CO2 во вдыхаемом воздухе. Конструкция предусматривает возможность использования маски людьми, носящими очки; гарантирует хорошую слышимость и разборчивость речи, не снижает работоспособность человека при выполнении работ любой степени тяжести в течение всей рабочей смены. Маска может использоваться с любыми из фильтров Бриз. Неразъемное соединение панорамного стекла с лицевой частью, выполненное методом комбинированного литья обеспечивает высокую технологичность и качество изделия. Сопротивление воздушному потоку при расходе 30 дм куб./мин не более 50,0 Па Коэффициент подсоса тест-вещества под маску не более 0,05 % Содержание диоксида углерода во вдыхаемом воздухе не более 1,0 % Масса панорамной маски не более 650 г Площадь поля зрения не менее 70 % Температурный диапазон использования от -40 до +50 °С Гарантийный срок хранения не менее 6 лет. Гофротрубка: Изготовлена из резины, имеет поперечные складки (гофры). Температурный режим от -40 °С до + 50 °С Сумка предназначена для хранения, ношения и защиты от повреждений противогаза. Сумка изготовлена из прочного материала, имеет плечевой ремень с пряжками для регулирования длины, поясную тесьму, корпус с одним отделением, клапан, внешний карман для размещения составных частей комплекта противогаза. |
Наименование закупочной позиции "Фильтр противогазовый (тип ФК-5Б марки В3Р3D) с маской ППМ Бриз 4301-М" ("Бриз" - торговая марка изготовителя ООО "Бриз-Кама, г.Владимир), не позволяет предложить какой-либо эквивалент.
Требование "Маска может использоваться с любыми из фильтров Бриз" - является нестандартным, не установлено в действующем ТР ТС 019/2011.
Неразъемное соединение панорамного стекла с лицевой частью, выполненное методом комбинированного литья. Действующий и обязательный к применению ТР ТС 019/2011 не устанавливает каких-либо требований к материалам, из которых должны изготавливаться полнолицевые маски, а так же к способам изготовления лицевых частей. Все эти требования избыточны, и не позволяют предложить аналоги, с улучшенными техническими характеристиками.
Масса панорамной маски не более 650 г. Действующий ГОСТ 12.4.293-2015 и ТР ТС 019/2011, не устанавливают каких-либо ограничений или требований к массе панорамной маски. Это требование избыточно и неправомерно.
Сумка _ с внешним карманом для размещения составных частей комплекта противогаза. Действующий ТР ТС 019/2011 не устанавливает каких-либо требований к виду и модификации сумок для противогазов. Данное требование избыточно и неправомерно.
Сменные противогазовые фильтры (марка A1B1E1K1) |
Сменные противогазовые фильтры (марка A1B1E1K1) на СИЗОД: изолирующая полумаска "Бриз-2201 (РПГ-67) ТУ 2568-004-54598330-2006. Для защиты в комплекте с изолирующей полумаской органов дыхания от паров органических веществ с температурой кипения выше 65°С, газов и паров неорганических веществ, кроме оксида углерода, кислых газов и паров, паров амина аммиака. Корпус фильтра изготовлен из специальной пластмассы и снаряжен поглощающим слоем (шихтой) из сорбента. Сопротивление воздушному потоку при расходе 30 дм куб./мин не более 100 Па Масса полумаски с фильтрами (в сборе) не более 350 г Гарантийный срок хранения не менее 3 лет Температурный диапазон использования от -40 до +50 °С Время защитного действия по тест-веществу: - циклогексан при концентрации 3,5 мг/дм куб. не менее 70 мин. - хлор при концентрации 3,0 мг/дм куб. не менее 20 мин. - сероводород при концентрации 1,4 мг/дм куб. не менее 40 мин. - диоксид серы при концентрации 2,7 мг/дм куб. не менее 20 мин. - аммиак при концентрации 0,7 мг/дм куб. не менее 50 мин. Год изготовления -2018. |
Наименование закупочной позиции "Сменные противогазовые фильтры (марка A1B1E1K1) на СИЗОД: изолирующая полумаска "Бриз-2201 (РПГ-67) ТУ 2568-004-54598330-2006" ("Бриз" - торговая марка изготовителя ООО "Бриз-Кама, г.Владимир), не позволяет предложить какой-либо эквивалент.
Корпус фильтра изготовлен из специальной пластмассы. Действующие ГОСТ 12.4.235-2012, ТР ТС 019/2011 не устанавливают требований к изготовлению корпуса фильтров именно из пластмассы. Данное требование избыточно, не обосновано действующими стандартами, и ограничивает право участников, готовых предложить к поставке фильтры в металлическом корпусе.
Масса полумаски с фильтрами (в сборе) не более 350 г. Действующий ТР ТС 019/2011 не устанавливает ограничений к массе полумаски в сборе. Данное требование избыточно, не обосновано действующими стандартами, и ограничивает право участников готовых предложить изделие в сборе, массой более 350 г.. Часть 7 пункта 4.4. ТР ТС 019/2011 устанавливает следующее требование - масса фильтров, присоединяемых непосредственно к полумаске, не должна превышать 300 г., таким образом если полумаска в комплекте с фильтрами имеет массу более 350 г., она будет отвечать требованиям ТР ТС 019/2011.
Также отметим, что на функциональном рынке аналогичные и взаимозаменяемые товары под другими товарными знаками и другими наименованиями производят:
- АО "Сорбент", г.Пермь (официальный сайт http://protivogaz.ru) - противогаз Рубеж, противогаз УНИКС, Респиратор УНИКС, полумаска Кама-профи, фильтры ДОТ 120 А1В1Е1 к респиратору РПГ-67;
- АО "Тамбовмаш", г.Тамбов (официальный сайт http://www.tambovmash.ru) - противогазы ППФ-5-М, фильтры к респиратору РПГ-67 ;
Все выше указанные изделия имеют характеристики не хуже, тех которые установлены Заказчиком, обладают всеми необходимыми обязательными сертификатами (сертификат соответствия в системе Таможенного союза на соответствие требованиям ТР ТС 019/2011), но при этом имеют характеристики отличные от продукции кампании 3-М (США) и ООО "Бриз-Кама" что не допускает возможности участия в запросе котировок.
Заказчику на электронную почту указанную в документации к запросу котировок, был направлен запрос на разъяснение документации. В связи с тем что при проведении запроса котировок 44-ФЗ не установлено предоставление обязательного ответа, Заказчик на запрос не отвечал, изменений в документацию не проследовало (запрос на разъяснение в приложении к жалобе)
Считаем, что вышеуказанные действия по своей совокупности нарушают ФЗ О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В ходе рассмотрения доводов Заявителя Комиссией Управления установлено следующее.
1. В соответствии с требованиями части 1 и 2 статьи 24 Закона о контрактной системе Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Согласно части 1 статьи 72 Закона о контрактной системе под запросом котировок понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором информация о закупаемых для обеспечения государственных или муниципальных нужд товарах, работах или услугах сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении запроса котировок и победителем запроса котировок признается участник закупки, предложивший наиболее низкую цену контракта.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Извещение о проведении запроса котировок, предметом которого является поставка средств индивидуальной защиты (извещение N0587300001418000012) размещено на официальном сайте единой информационной системы 20.03.2018.
Согласно техническому заданию Заказчику требуются
- по пунктам 1, 2 Фильтры комбинированные;
- по пункту 3 Полумаска фильтрующая (респиратор) противоаэрозольная 3Мтм 9926Р (или эквивалент);
- по пункту 4 Съёмные блоки к маскам 3-М 6057;
- по пункту 5 Полнолицевая маска 3Мтм 6000 (или эквивалент);
- по пункту 6 Комбинезон защитный ТАЙВЕК СНF5 (или эквивалент);
- по пункту 7 Фильтр противогазовый (тип ФК-5Б марки В3Р3D) с маской ППМ Бриз 4301-М с гофротрубкой и сумкой;
- по пункту 8 Сменные противогазовые фильтры (марка A1B1E1K1).
В письменных пояснениях Заказчик указал, что по пунктам 1, 2, 4, 7, 8 технического задания приобретаются товары как расходный материал к уже имеющимся у Заказчика средствам индивидуальной защиты.
По оспариваемому Заявителем пункту 3 Заявитель предложил эквивалент с требуемыми характеристиками.
Котировочная заявка ООО "МЧС ГО ЭКРАН" была признана соответствующей требованиям извещения о проведении запроса котировок, ООО "МЧС ГО ЭКРАН" победителем.
Котировочная комиссия не рассматривает и отклоняет заявки на участие в запросе котировок, если они не соответствуют требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, либо предложенная в таких заявках цена товара, работы или услуги превышает начальную (максимальную) цену, указанную в извещении о проведении запроса котировок, или участником запроса котировок не предоставлены документы и информация, предусмотренные частью 3 статьи 73 настоящего Федерального закона. Отклонение заявок на участие в запросе котировок по иным основаниям не допускается (часть 7 статьи 78 Закона о контрактной системе).
Частью 8 статьи 78 Закона о контрактной системе установлено, что результаты рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок оформляются протоколом, в котором содержатся информация о заказчике, о существенных условиях контракта, о всех участниках, подавших заявки на участие в запросе котировок, об отклоненных заявках на участие в запросе котировок с обоснованием причин отклонения (в том числе с указанием положений настоящего Федерального закона и положений извещения о проведении запроса котировок, которым не соответствуют заявки на участие в запросе котировок этих участников, предложений, содержащихся в заявках на участие в запросе котировок, не соответствующих требованиям извещения о проведении запроса котировок, нарушений федеральных законов и иных нормативных правовых актов, послуживших основанием для отклонения заявок на участие в запросе котировок), предложение о наиболее низкой цене товара, работы или услуги, информация о победителе запроса котировок, об участнике запроса котировок, предложившем в заявке на участие в запросе котировок цену контракта такую же, как и победитель запроса котировок, или об участнике запроса котировок, предложение о цене контракта которого содержит лучшие условия по цене контракта, следующие после предложенных победителем запроса котировок условий. Протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок подписывается всеми присутствующими на заседании членами котировочной комиссии и в день его подписания размещается в единой информационной системе. Указанный протокол составляется в двух экземплярах, один из которых остается у заказчика, другой в течение двух рабочих дней с даты подписания указанного протокола передается победителю запроса котировок с приложением проекта контракта, который составляется путем включения в него условий исполнения контракта, предусмотренных извещением о проведении запроса котировок, и цены, предложенной победителем запроса котировок в заявке на участие в запросе котировок.
На основании вышеизложенного, нарушения Закона о контрактной системе в действиях Заказчика и котировочной комиссии не установлены.
Рассмотрев материалы дела, изучив представленные документы представителей сторон, руководствуясь положениями статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
решила:
1. Признать жалобу ООО "МЧС ГО ЭКРАН" (ИНН 6662001832 ОГРН 1026605404760) от 30.03.2018 N423-ж на действия Заказчика - МУП Г. НИЖНЕВАРТОВСКА "ГОРВОДОКАНАЛ" при проведении запроса котировок, предметом которого является поставка средств индивидуальной защиты (извещение N0587300001418000012) необоснованной.
2. Направить данное решение сторонам и опубликовать на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).
Председатель Комиссии Демкин А.В.
Члены Комиссии: Миронов А.Г.
Плеханов А.Н.
Воросцова Е.Е.
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 6 апреля 2018 г. N 03/ПА
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.04.2018