Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю (далее - Камчатское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Ведущей заседание Комиссии - временно исполняющей обязанности руководителя управления Кодерле И.В.,
членов Комиссии:
начальника отдела антимонопольного контроля и закупок Парфирьевой С.Н.,
главного специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и закупок Ермоловой О.В.,
ведущего специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и закупок Громова С.А.,
в присутствии представителя заказчика - государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Камчатское краевое бюро судебно-медицинской экспертизы" (далее - Заказчик): Серезвиной Е.Е. (по доверенности от 09.04.2018),
в отсутствие заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Химмедсервис Яр" (далее - Заявитель), извещенного о месте и времени рассмотрения жалобы по адресу электронной почты, представившего ходатайство о рассмотрении жалобы в свое отсутствие (письмо от 06.04.2018 N 1026),
рассмотрев жалобу Заявителя на действия Заказчика при определении поставщика путем электронного аукциона (далее - ЭА) на поставку химических реактивов (номер извещения 0338200003318000014), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
26.03.2018 Заказчиком начата процедура определения поставщика путем ЭА на поставку химических реактивов (закупка N 0338200003318000014) (далее - Закупка). Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 46 049,70 рублей.
04.04.2018 в Камчатское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при разработке документации об ЭА. По мнению Заявителя описание объекта Закупки не соответствует требованиям части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе. В обоснование жалобы Заявитель привел следующие доводы:
1) в соответствии с описанием объекта Закупки необходимо поставить: формалин, ГОСТ 1625-2016, остаточный срок годности не менее 12 месяцев, тогда как согласно указанному ГОСТу гарантийный срок хранения технического формалина марки ФМ - три месяца со дня изготовления, марки ФБМ - 36 часов; хлороформ (трихлорметан) классификации не ниже ХЧ, ГОСТ 20015-88, тогда как согласно указанному ГОСТу хлороформ может быть только очищенным или техническим, хлороформ классификации ХЧ выпускается в соответствии с техническими условиями;
2) количество поставляемого хлороформа 100,5 л не кратно упаковке (бутыли по 1,5 кг емкостью 1 л);
3) в документации об ЭА указано, что вместе с товаром предоставляются копии действительных сертификатов соответствии или деклараций о соответствии, паспортов качеств, однако в Едином перечне продукции, подлежащей обязательной сертификации и в Едином перечне продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 N 982, химические реактивы формалин и хлороформ (трихлорметан) отсутствуют.
Заказчик представил письменные пояснения по жалобе (письмо N 374 от 09.04.2018), в которых пояснил, что указанные в описании требования к объекту Закупки, изложенные в жалобе Заявителя, установлены ошибочно.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия выявила следующие обстоятельства.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующим правилом: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
1. В соответствии с ГОСТ 1625-2016 формалин выпускают двух марок: ФМ и ФБМ, гарантийный срок хранения формалина марки ФМ - 3 месяца, марки ФБМ - 36 часов. В соответствии с ГОСТ 20015-88 хлороформ изготовляют двух марок: очищенный и технический.
В пункте 2.2 документации об ЭА описание объекта Закупки (формалин) не содержит указание на марку формалина и установлен остаточный срок годности 12 месяцев. Для хлороформа установлена характеристика товара: "классификация не ниже - "Х.Ч.". Соответствие ГОСТ 20015-88".
Комиссия установила, что изготовление хлороформа марки ХЧ (химически чистый) ГОСТом 20015-88 не предусмотрено. Изготовление указанной марки хлороформа осуществляется в соответствии ТУ 6-09-4263-76.
Следовательно, в описании объекта Закупки указаны характеристики химических реактивов (формалин и хлороформ), совокупности которых не может соответствовать ни один товар.
Таким образом, описание объекта Закупки в документации об ЭА не соответствуют правилам описания объекта закупки, в нарушение пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
2. В силу пункта 3 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки может включать в себя спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работы, тестирования, требования, в том числе в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), маркировки, этикеток, подтверждения соответствия, процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии.
В соответствии со статьей 481 ГК РФ:
если иное не предусмотрено договором купли-продажи и не вытекает из существа обязательства, продавец обязан передать покупателю товар в таре и (или) упаковке, за исключением товара, который по своему характеру не требует затаривания и (или) упаковки (часть 1);
если договором купли-продажи не определены требования к таре и упаковке, то товар должен быть затарен и (или) упакован обычным для такого товара способом, а при отсутствии такового способом, обеспечивающим сохранность товаров такого рода при обычных условиях хранения и транспортирования (часть 2).
В соответствии с пунктом 2.2 документации об ЭА "Описание объекта закупки, количество товара" установлено требование к упаковке хлороформа (трихлорметана), который должен быть расфасован в бутылки не менее 1,5 кг в количестве 100, 5 л.
Поскольку расфасовка, указанная в документации об ЭА, не кратно общему количеству поставляемого товара, указанное требование к упаковке, не позволяет установить количество единиц упаковки, необходимых для мелкой расфасовки поставляемого товара.
Таким образом, требование к упаковке хлороформа (трихлорметана) установлено документации не в соответствии с ГК РФ, в нарушение пункта 3 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
3. ГОСТом 20015-88 установлено требование: "Хлороформ принимают партиями. Партиями считают любое количество продукта однородного по показателям качества, сопровождаемое одним документом о качестве". Содержание документа о качестве указано в пункте 2.2 данного стандарта. Аналогичное требование о наличии и содержании документа о качестве содержится в ГОСТ 1625-2016.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 N 982 (далее - Постановление) утверждены:
единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации;
единый перечень продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии (далее - Перечни).
Как следует из указанного Постановления, обязательная сертификация продукции либо подтверждение соответствия продукции в форме декларации носит обязательный характер.
В пункте "2.3. Качество поставляемого товара" документации об ЭА установлено следующее требование: "Вместе с товаром предоставляются копии действительных сертификатов соответствия или деклараций о соответствии, паспортов качества".
Между тем, химические реактивы, входящие в предмет Закупки (формалин и хлороформ) в Перечни не входят, при этом требование о предоставлении документов, подтверждающих качество поставляемого товара, изложено в документации об ЭА таким образом, что обязательным является предоставление, наряду с паспортом качества, либо сертификата соответствия, либо декларации о соответствии.
Требования к товару о предоставлении документов, подтверждающих качество товара, не предусмотренных законодательством Российской Федерации, могут повлечь за собой ограничение количества участников закупки, в нарушение пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Указанные нарушения содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
На основании изложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе и Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения пунктов 1, 3 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
3. Предписание не выдавать в связи с тем, что электронный аукцион признан несостоявшимся.
4. Передать материалы о выявленных нарушениях должностному лицу, уполномоченному рассматривать дела об административных правонарушениях, для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства в отношении должностного лица Заказчика.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Ведущая заседание Комиссии: ______________________ И.В. Кодерле
Члены комиссии: ______________________ С.Н. Парфирьева
______________________ О.В. Ермолова
______________________ С.А. Громов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю от 11 апреля 2018 г. N 21-06/95-18Ж
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.04.2018