Резолютивная часть решения оглашена 06 апреля 2018 года Решение изготовлено в полном объеме 09 апреля 2018 года. На заседании производилась аудиозапись. |
|
Комиссия Псковского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев жалобу ООО "Перспектива" на положения конкурсной документации на строительство здания жилого дома (номер извещения: 0157300003518000001) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с п.1 ч.15 ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
13 марта 2018 года Заказчиком объявлен открытый конкурс на строительство здания жилого дома (номер извещения: 0157300003518000001).
Извещение о проведении вышеуказанного открытого конкурса размещено в единой информационной системе на сайте www.zakupki.gov.ru 13.03.2018 09:23
Начальная (максимальная) цена контракта - 59 861 404,30 рубля.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе 02.04.2018 10:00.
30.03.2018 года в адрес Псковского УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх.N213з от 30.03.2018 года).
Рассмотрение жалобы состоялось 06 апреля 2018 года в 10 часов 00 минут.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика (жалоба в материалах дела, вх.N213з от 30.03.2018 года).
Не правомерно выбран способ определения поставщика (подрядчика) и требование о предоставлении участником закупки свидетельства СРО.
Представители уполномоченного органа не согласились с доводами жалобы, сообщили следующее (письменные возражения, N02-14/0643 от 05.04.2018 года, в материалах дела).
Способ закупки в форме открытого конкурса определён, в соответствии с положениями Закона о контрактной системе, а также правовой позицией Министерства Финансов РФ от 09.06.2017.года N24-03-08/36404.
Членство в СРО является обязательным условием для выполнения работ являющихся объектом закупки.
В результате рассмотрения жалобы Комиссия установила следующие нарушения:
1. В соответствии с частью 2 статьи 48 Закона о контрактной системе заказчик во всех случаях осуществляет закупку путем проведения открытого конкурса, за исключением случаев, предусмотренных статьями 56, 57, 59, 72, 83, 84 и 93 Закона о контрактной системе.
Согласно части 2 статьи 59 Закона о контрактной системе заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации. Перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион) (далее - Перечень) утвержден Распоряжением
Правительства Российской Федерации от 31.10.2013 N2019-р.
По мнению Заявителя, Заказчиком неправомерно выбран способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса вместо электронного аукциона, в связи с тем, что в объект закупки входят, в том числе, работы строительные относимые к коду Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (далее - ОКПД2) 41.2, 42, 43 и включенные в Перечень.
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что объектом закупки является в том числе и услуги в области архитектуры, связанные с проектами жилищного строительства, относимые к коду ОКПД2 71.11.21.000, не включенные в Перечень.
Согласно частям 1 и 2 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику или иному правообладателю Проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.
По части 3.4 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации проектная документация всех объектов, указанных в пункте 5.1 статьи 6 настоящего Кодекса, объектов, строительство, реконструкция которых финансируются за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, подлежит государственной экспертизе.
Согласно ОК 034-2014 (КПЕС 2008) в категорию 71.11.22.000 ОКПД 2, на которую имеется указание в техническом задании, включены услуги в области архитектуры, связанные с проектами строительства нежилых зданий и сооружений.
Указанные услуги включены в класс 71: услуги в области архитектуры и инженерно-технического проектирования, технических испытаний, исследований и анализа.
Указанный класс объединяет подклассы, классы, группы, подгруппы и виды, включающие услуги (работы) в области архитектуры, связанные с проектами строительства нежилых зданий и сооружений, услуги в области геологических, геофизических и взаимосвязанных изыскательских работ, услуги по проведению экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, услуги по техническим испытаниям и анализу.
При этом класс 71 не входит в перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион).
Принимая во внимание позицию Министерства финансов России, изложенную в письме от 09.06.2017 N24-03-08/36404, Перечень N471-р содержит наименования объектов закупок, кодов ОКПД 2, заказчики для цели выбора способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) самостоятельно определяют код ОКПД 2 путем соотнесения объекта закупки к соответствующему коду и наименованию позиции ОКПД 2 с учетом специфики закупки в области применения.
При этом Минфин России обращает внимание, что не допускается выбор заказчиком кода по ОКПД 2 с целью изменения способа определения поставщика или иных неправомерных действий, которые могут возникнуть в случае указания неверного кода, поскольку в силу части 5 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчик не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки, при выборе способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Перечень содержит: "Здания и работы по возведению зданий" (код 41.2 ОКПД 2), "Сооружения и строительные работы в области гражданского строительства" (код 42 ОКПД 2), "Работы строительные специализированные" (код 43, кроме 43.13).
При этом архитектурно-строительное проектирование содержится в нескольких кодах ОКПД 2, в том числе в кодах 42, 71 классов, подкласса 41.1.
Вместе с тем, представители Заявителя на заседание Комиссии явку не обеспечили и не представили доказательства, подтверждающих, что Заказчиком неправомерно выбран способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса вместо электронного аукциона, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика соответствуют законодательству Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
2. Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе Конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать предусмотренные статьей 51 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
Согласно подпункту "г" пункта 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе, заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию, в том числе, документы, подтверждающие соответствие участника открытого конкурса требованиям к участникам конкурса, установленным заказчиком в конкурсной
документации в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе или копии таких документов.
В соответствии с частью 5 статьи 51 Закона о контрактной системе требовать от участника открытого конкурса иные документы и информацию, за исключением предусмотренных частью 2 статьи 51 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
Частью 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) установлено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено ГрК РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 52 ГрК РФ работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей.
Вместе с тем, в соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 N372-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 01.07.2017 года не допускается осуществление предпринимательской деятельности по выполнению инженерных изысканий, по осуществлению архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства на основании выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
В соответствии с частью 4 статьи 55.17 ГрК РФ предоставление сведений, содержащихся в реестре членов саморегулируемых организаций, осуществляется по запросам заинтересованных лиц в виде выписок из реестра в срок не более чем три рабочих дня со дня поступления указанного запроса. Срок действия выписки из реестра членов саморегулируемой организации составляет один месяц с даты ее выдачи.
Пунктом 4.1. раздела 4 Инструкции для участников закупки установлено требование к участнику закупки о наличии свидетельства о допуске на выполнение работ по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком).
При этом, согласно пункта 5.9. Инструкции для участников закупки заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать, в том числе копии документов, подтверждающих соответствие участника закупки требованиям, установленным законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки в соответствии с п.6.4. Инструкции, а именно нотариально заверенная копия свидетельства о допуске на выполнение работ по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком).
Таким образом, действия Заказчика, установившего в конкурсной документации вышеуказанное требование о предоставлении нотариально заверенной копии свидетельства СРО, не соответствуют пункту 1 части 1 статьи 31, пункту 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, нарушают часть 2 статьи 51 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В ходе проведения внеплановой проверки установлены следующие нарушения:
1. В соответствии с частью 1 статьи 49 Закона о контрактной системе, извещение о проведении открытого конкурса размещается заказчиком в единой информационной системе не менее чем за двадцать дней до даты вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе или открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе.
Согласно статье 191 Гражданского кодекса Российской Федерации, течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
Комиссией установлено, что извещение о проведении открытого конкурса N0157300003518000001 размещено в ЕИС 13.03.2018 16:24, при этом, срок окончания подачи заявок на участие в конкурсе установлен 02.04.2018 10:00.
Таким образом, установленный в документации об аукционе срок окончания подачи заявок на участие в конкурсе не соответствует положениям Закона о контрактной системе, и составляет менее 20 (двадцати) дней до даты вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе.
2. Согласно пункту 7 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единое требование об отсутствии у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменении в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации (в ред. Федерального закона от 28.12.2016 N489-ФЗ "О внесении изменений в статью 31 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд").
Разделом 4 Инструкции для участников закупки установлены требования к участникам закупки товара, работы, услуги.
Вместе с тем, Федеральный закон от 28.12.2016 N489-ФЗ "О внесении изменений в статью 31 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" вступил в силу с 09.01.2017 года.
Согласно пункту 7.1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующее единое требование к участникам закупки: "участник закупки - юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
При этом, Заказчиком в Конкурсной документации не установлено требование к участникам закупки, предусмотренное пунктом 7.1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Таким образом, действия Заказчика, установившего в Конкурсной документации ненадлежащим образом единое требование к участникам Конкурса, предусмотренное пунктом 7, 7.1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, а также не установившего единое требование к участию в Конкурсе, предусмотренное пунктом 7.1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, нарушают часть 1 статьи 31 Закона о контрактной системе. Указанное нарушение содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
3. В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Согласно части 8 статьи 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 N 1042 "Об утверждении правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (далее - Правила).
Вместе с тем, Комиссия изучив, проект государственного контракта документацию об аукционе, установила, что в проекте контракта отсутствует ссылка на нормативный акт (наименование, номер, дата), устанавливающий ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств и порядок его определения, что исключает возможность изменения сторонами контракта указанных условий.
Учитывая изложенное, действия Заказчика нарушают часть 4 статьи 34 Закона о контрактной системе, что содержит признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании вышеизложенного и руководствуясь частями 1, 2, 4 статьи 105, на основании части 3, части 15 и части 22 статьи 99, части 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1.Признать жалобу ООО "Перспектива" обоснованной в части.
2. Установить в действиях Заказчика - Администрации Гдовского района нарушения части 1 статьи 31, части 4 статьи 34, части 1 статьи 49, части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе, путем отмены всех протоколов, составленных при осуществлении определения поставщика (подрядчика) и внесение изменений в извещение и положения конкурсной документации, с учетом настоящего решения.
4. Материалы дела передать уполномоченному сотруднику Псковского УФАС России для проведения административного расследования в отношении виновного должностного лица, утвердившего конкурсную документацию.
5. Материалы дела, в части обоснования начальной (максимальной) цены контракта передать в уполномоченный контрольный орган.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления федеральной антимонопольной службы по Псковской области от 6 апреля 2018 г. N 44-20/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.04.2018