Резолютивная часть решения объявлена 4 апреля 2018 года
Решение изготовлено в полном объеме 9 апреля 2018 года г. Ярославль
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по контролю в сфере закупок (далее также - Комиссия) в составе: председатель Комиссии - временно исполняющий обязанности руководителя управления Гудкевич Е.В., члены Комиссии - начальник отдела контроля закупок Лебедева С.Н., специалист-эксперт отдела контроля закупок Ковалькова А.С.,
с участием:
от заявителя - ООО "Экологический консалтинг" (далее также - заявитель), директор Шорманов К.О.;
от заказчика - ФГКУ комбинат "Новый" Росрезерва, представитель по доверенности Смирнов А.А.;
рассмотрев жалобу ООО "Экологический консалтинг" на действия котировочной комиссии заказчика - ФГКУ комбинат "Новый" Росрезерва, при проведении запроса котировок на право заключения контракта на разработку проекта нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу (извещение N0371100001618000036) (далее - запрос котировок, единая комиссия заказчика) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) Заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N 727/14,
установила:
в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области поступила жалоба ООО "Экологический консалтинг" на действия котировочной комиссии заказчика - ФГКУ комбинат "Новый" Росрезерва, при проведении запроса котировок на право заключения контракта на разработку проекта нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу (извещение N0371100001618000036).
По мнению заявителя, его права и законные интересы нарушены тем, что единая комиссия заказчика неправомерно отклонила его заявку на участие в запросе котировок на основании части 7 статьи 78 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ, в связи с непредставлением последним декларации о принадлежности к субъектам малого предпринимательства.
На основании вышеизложенного просит признать жалобу обоснованной.
Представитель заказчика с доводами жалобы не согласился, представил письменные пояснения по существу жалобы и просит признать жалобу необоснованной.
Заслушав мнения сторон, изучив представленные документы и материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.
Заказчиком - ФГКУ комбинат "Новый" Росрезерва, в единой информационной системе 20.03.2018 размещено извещение N 0371100001618000036 о проведении запроса котировок на право заключения контракта на разработку проекта нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.
Исходя из части 1 статьи 72 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ под запросом котировок понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором информация о закупаемых для обеспечения государственных или муниципальных нужд товарах, работах или услугах сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении запроса котировок и победителем запроса котировок признается участник закупки, предложивший наиболее низкую цену контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 73 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ в извещении о проведении запроса котировок должна содержаться, в том числе информация, указанная в пунктах 1 - 6 статьи 42 настоящего Федерального закона.
Исходя из пункта 4 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ, в извещении об осуществлении закупки должно содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, в том числе ограничение участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), установленное в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 1 статьи 30 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 настоящей статьи, путем:
1) проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей;
2) осуществления закупок с учетом положений части 5 настоящей статьи.
Согласно части 3 статьи 30 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в части 1 настоящей статьи, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации.
В извещении о проведении запроса котировок N 0371100001618000036, сформированном с использованием программных средств единой информационной системы, установлено ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 73 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ в извещении о проведении запроса котировок должна содержаться в числе прочего форма заявки на участие в запросе котировок, в том числе подаваемой в форме электронного документа.
Согласно части 3 статьи 73 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ заявка на участие в запросе котировок должна содержать наименование, место нахождения (для юридического лица), фамилию, имя, отчество (при наличии), место жительства (для физического лица), банковские реквизиты участника закупки, а также следующие информацию и документы:
1) согласие участника запроса котировок исполнить условия контракта, указанные в извещении о проведении запроса котировок, наименование и характеристики поставляемого товара в случае осуществления поставки товара;
2) предложение о цене контракта;
3) документы, подтверждающие право участника запроса котировок на получение преимуществ в соответствии со статьями 28 и 29 настоящего Федерального закона, или копии таких документов;
4) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника запроса котировок;
5) декларацию о принадлежности участника запроса котировок к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 настоящего Федерального закона;
6) документы, подтверждающие соответствие предлагаемых участником запроса котировок товара, работы или услуги условиям допуска, запретам на допуск, ограничениям допуска в случае, если такие условия, запреты, ограничения установлены заказчиком в извещении о проведении запроса котировок в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, либо заверенные копии данных документов.
Поскольку законодателем в пункте 2 части 1 статьи 73 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ предусмотрено императивное требование о включении в состав извещения о проведении запроса котировок формы заявки на участие в запросе котировок, в части 3 статьи 73 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ установлены обязательные требования к содержанию данной заявки, Комиссия Ярославского УФАС полагает, что форма заявки, установленная заказчиком в извещении о проведении запроса котировок, должна включать в себя информацию и документы, предусмотренные пунктом 5 части 3 статьи 73 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ, и является обязательной для участников закупки.
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ, контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Иными словами, исходя из принципа обеспечения конкуренции, любое заинтересованное лицо имеет возможность стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при осуществлении закупок для государственных или муниципальных нужд независимо от наличия или отсутствия у него знания законодательства о контрактной системе. Следовательно, заказчикам необходимо выражать в закупочной документации свои требования понятным и доступным для большинства участников закупки способом, не требующим дополнительного обращения к положениям законодательства о контрактной системе.
Пункт "Перечень документов, предоставляемых участником запроса котировок" извещения о проведении запроса котировок изложен заказчиком следующим образом:
Перечень документов предоставляемых участниками запроса котировок |
|
В разделе "Порядок подачи котировочной заявки" извещения о проведении запроса котировок указано, что неотъемлемой частью данного извещения является приложение N1 (Форма котировочной заявки, в том числе подаваемой в форме электронного документа).
В приложении N1 (Форма котировочной заявки, в том числе подаваемой в форме электронного документа) к извещению о проведении запроса котировок заказчиком указана следующая информация:
Котировочная заявка
Дата: "____" ____________ 20___г.
Кому: Федеральное государственное казенное учреждение комбинат "Новый" Росрезерва
Наименование участника закупки:________________________________________________
____________________________________________________________________ _________
Местонахождение и юридический адрес:__________________________________________
ИНН/КПП Участника _________________________________________________________
Идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника запроса котировок_______________________________
Банковские реквизиты: ________________________________________________________
____________________________________________________________________ _________
____________________________________________________________________ _________
Контактное лицо: _____________________________________________________________
телефон_______________ факс__________________ E-mail ________________________
Уважаемые господа!
1. Изучив Извещение о запросе котировок заключить государственный контракт на _________________________________________________________________________ __,
(наименование предмета закупки) а также применимые к данному запросу котировок законодательство и нормативно-правовые акты _______________________________________________________________
(наименование Участника закупки)
в лице, ______________________________________________________________________
(наименование должности руководителя и его Ф.И.О.)
сообщает о согласии участвовать в запросе котировок на установленных условиях и направляет настоящую заявку.
2. Мы согласны исполнить условия контракта, указанные в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с установленными требованиями по цене: (предложенная участником закупки цена контракта)рублей.
Цена контракта включает цену поставляемого товара и все иные расходы Исполнителя, связанные с исполнением контракта, в том числе расходы на погрузку, перевозку, разгрузку на территории заказчика, страхование, на уплату таможенных пошлин, НДС, иные налоги, сборы и другие обязательные платежи и прочие затраты Исполнителя.
3. С местом оказания услуг согласны.
4. Со сроком оказания услуг согласны.
5. Со сроками и условиями оплаты согласны.
Приложение:______
__________________ ___________________ ____________________
(подпись, печать) (должность) (расшифровка подписи)
Следовательно, ни в пункте "Перечень документов предоставляемых участниками запроса котировок" извещения о проведении запроса котировок, ни в приложении N1 к нему (Форма котировочной заявки, в том числе подаваемой в форме электронного документа), заказчиком не установлено требование о предоставлении участниками закупки в составе заявки декларации о своей принадлежности к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.
Как установлено на заседании Комиссии Ярославского УФАС России, заявка на участие в запросе котировок, поданная ООО "Экологический консалтинг", заполнена в соответствии с формой котировочной заявки, установленной заказчиком в извещении о проведении запроса котировок, не предусматривающей возможности декларирования участником закупки своей принадлежности к субъектам малого предпринимательства.
Как пояснил на заседании Комиссии представитель заявителя, последний является субъектом малого предпринимательства и, выразив в своей котировочной заявке согласие исполнить условия контракта, указанные в извещении о проведении запроса котировок, в соответствии с установленными требованиями, он, в том числе, подтвердил свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства.
Согласно пункту 3 статьи 1 ГК РФ при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.
Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Следовательно, исходя из презумпции добросовестности и разумности участников гражданских правоотношений и общего принципа доказывания, лицо, от которого требуются разумность или добросовестность при осуществлении права, признается действующим разумно и добросовестно, пока не доказано обратное. Бремя доказывания лежит на лице, утверждающем, что управомоченный употребил свое право исключительно во зло другому лицу.
Доказательств того, что заявитель не является субъектом малого предпринимательства, заказчиком не было представлено на заседание Комиссии.
Исходя из частей 7, 8 статьи 78 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ, Котировочная комиссия не рассматривает и отклоняет заявки на участие в запросе котировок, если они не соответствуют требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, либо предложенная в таких заявках цена товара, работы или услуги превышает начальную (максимальную) цену, указанную в извещении о проведении запроса котировок, или участником запроса котировок не предоставлены документы и информация, предусмотренные частью 3 статьи 73 настоящего Федерального закона. Отклонение заявок на участие в запросе котировок по иным основаниям не допускается.
Согласно протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок от 27.03.2018 NП1 для закупки N0371100001618000036 единой комиссией заказчика было принято решение об отклонении четырёх из шести поданных на участие в данном запросе котировок заявок, в том числе заявки ООО "Экологический консалтинг" на основании части 7 статьи 78 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ, поскольку участником запроса котировок не представлена декларация о принадлежности к субъектам малого предпринимательства. Пояснение: "Согласно извещению о проведении запроса котировок установлено, что настоящая закупка проводится для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных организаций. Участником закупки не выполнено требование пункта 5 части 3 статьи 73 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ".
Таким образом, учитывая, что форма котировочной заявки и иные разделы извещения о проведении запроса котировок не содержат требования о представлении участниками закупки в составе котировочной заявки декларации о своей принадлежности к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям, комиссия считает, что, отклонив котировочные заявки участников закупки, в том числе ООО "Экологический консалтинг" по приведённым в тексте решения основаниям, единая комиссия заказчика допустила нарушение части 7 статьи 78 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ.
В ходе внеплановой проверки Комиссией Ярославского УФАС России в действиях заказчика выявлены нарушения пункта 5 части 3, части 4 статьи 73 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 73 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ в извещении о проведении запроса котировок должна содержаться, в том числе информация, указанная в пунктах 1 - 6 статьи 42 настоящего Федерального закона (в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта), а также в пункте 8 данной статьи (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 настоящего Федерального закона), требования, предъявляемые к участникам запроса котировок, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками запроса котировок в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, равно как и требование, предъявляемое к участникам запроса котировок в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Исходя из пункта 4 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ, в извещении об осуществлении закупки должно содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, в том числе ограничение участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), установленное в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 1 статьи 30 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 настоящей статьи, путем:
1) проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей;
2) осуществления закупок с учетом положений части 5 настоящей статьи.
Согласно части 3 статьи 30 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в части 1 настоящей статьи, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации.
В извещении о проведении запроса котировок N 0371100001618000036, сформированном с использованием программных средств единой информационной системы, заказчиком установлены ограничения в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 73 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ в извещении о проведении запроса котировок должна содержаться в числе прочего форма заявки на участие в запросе котировок, в том числе подаваемой в форме электронного документа.
Согласно части 3 статьи 73 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ заявка на участие в запросе котировок должна содержать наименование, место нахождения (для юридического лица), фамилию, имя, отчество (при наличии), место жительства (для физического лица), банковские реквизиты участника закупки, а также следующие информацию и документы:
1) согласие участника запроса котировок исполнить условия контракта, указанные в извещении о проведении запроса котировок, наименование и характеристики поставляемого товара в случае осуществления поставки товара;
2) предложение о цене контракта;
3) документы, подтверждающие право участника запроса котировок на получение преимуществ в соответствии со статьями 28 и 29 настоящего Федерального закона, или копии таких документов;
4) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника запроса котировок;
5) декларацию о принадлежности участника запроса котировок к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 настоящего Федерального закона;
6) документы, подтверждающие соответствие предлагаемых участником запроса котировок товара, работы или услуги условиям допуска, запретам на допуск, ограничениям допуска в случае, если такие условия, запреты, ограничения установлены заказчиком в извещении о проведении запроса котировок в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, либо заверенные копии данных документов.
В соответствии с частью 4 статьи 73 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ требовать от участника запроса котировок предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частью 3 настоящей статьи информации и документов, не допускается.
В приложении N1 "Форма котировочной заявки, в том числе подаваемой в форме электронного документа" к извещению о проведении запроса котировок заказчиком как необходимая к заполнению установлена информация об ИНН/КПП участника запроса котировок, контактном лице, телефоне, факсе E-mail).
Пункт "Перечень документов, предоставляемых участником запроса котировок" извещения о проведении запроса котировок изложен заказчиком следующим образом:
Перечень документов предоставляемых участниками запроса котировок |
|
Таким образом, из анализа положений извещения о проведении запроса котировок следует, что заказчик в извещении о проведении рассматриваемого запроса котировок:
1) не установил требование о предоставлении участником закупки декларации о своей принадлежности к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям, учитывая, что в извещении о проведении запроса котировок установлены ограничения в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации, что, соответственно, является нарушением пункта 5 части 3 статьи 73 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ;
2) установил требование о предоставлении участниками закупки в составе заявки ИНН/КПП участника закупки, данных о контактном лице, номера телефона, факса, E-mail, что, соответственно, является нарушением пункта 4 части 3 статьи 73 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ.
На основании изложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ, Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) Заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N 727/14, Комиссия Ярославского УФАС России по контролю в сфере закупок,
решила:
1. Признать жалобу ООО "Экологический консалтинг" (ИНН 7602060264, ОГРН 1077602001564) на действия единой комиссии заказчика - ФГКУ комбинат "Новый" Росрезерва (ИНН 7607022960, ОГРН 1027600986951), при проведении запроса котировок на право заключения контракта на разработку проекта нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу (извещение N0371100001618000036) обоснованной.
2. Признать единую комиссию заказчика - ФГКУ комбинат "Новый" Росрезерва, нарушившей часть 7 статьи 78 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ.
3. По результатам внеплановой проверки признать заказчика - ФГКУ комбинат "Новый" Росрезерва, нарушившим пункт 5 части 3, часть 4 статьи 73 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ.
4. Выдать заказчику - ФГКУ комбинат "Новый" Росрезерва, предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Е.В. Гудкевич
Члены Комиссии С.Н. Лебедева
А.С. Ковалькова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 4 апреля 2018 г. N 05-02/71ж-18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.04.2018