Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия):
председатель Комиссии: <...>. - начальник отдела контроля закупок;
заместитель председателя Комиссии: <...>. - старший государственный инспектор отдела контроля закупок;
члены Комиссии: <...>. - ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок; кворум соблюден,
рассмотрев жалобу ИП <...>. (далее - Заявитель) на положения документации об электронном аукционе "Осуществление закупки изделий медицинского назначения (Лот N6)" (номер извещения в Единой информационной системе в сфере закупок - 0313300035018000036, далее - Аукцион), в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон),
на заседании Комиссии 03.04.2018 г.
в присутствии:
представителя Заявителя: <...>. (доверенность от 01.01.2018 г. N ИПКС-2018-119),
представителей заказчика - БУЗ УР "Вавожская РБ МЗ УР" (далее - Заказчик): <...>. (доверенность от 02.04.2018 г. N 1), <...>. (доверенность от 02.04.2018 г. N 3),
на заседании Комиссии 04.04.2018 г.
в присутствии:
представителя Заявителя: <...>. (доверенность от 01.01.2018 г. N ИПКС-2018-119),
представителя Заказчика: <...>. (доверенность от 02.04.2018 г. N 1),
УСТАНОВИЛА:
28.03.2018 г. в Удмуртское УФАС России поступила жалоба ИП <...>. на положения документации об Аукционе.
По мнению Заявителя, пункт 3.4 технического задания документации об Аукционе не соответствует требованиям статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64, а также части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе.
На заседании Комиссии Удмуртского УФАС представители Заказчика с доводами жалобы не согласились по основаниям, указанным в письменных пояснениях от 02.04.2018 г. N 1ж, от 03.04.2018 г. N 428, а также устно пояснили, что требования к закупаемому товару обусловлены имеющейся потребностью Заказчика и не ограничиваю количество участников закупки.
Рассмотрев жалобу, заслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, осуществив в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, Комиссия Удмуртского УФАС России установила следующее.
20.03.2018 г. Заказчик разместил в Единой информационной системе в сфере закупок на официальном сайте www.zakupki.gov.ru извещение о проведении Аукциона, а также аукционную документацию. Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 99 690, 00 рублей.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в Аукционе от 29.03.2018 г. для участия в Аукционе поданы 2 заявки; решением аукционной комиссии оба участника Аукциона, подавшие заявки, допущены к участию в Аукционе.
Согласно протоколу проведения Аукциона от 02.04.2018 г. минимальное предложение о цене контракта - 63303, 15 рублей - подано участником закупки, заявке которого присвоен номер 1.
В соответствии с протоколом подведения итогов Аукциона от 03.04.2018 г. аукционная заявка N 1 признана соответствующей требованиям документации об Аукционе.
На момент рассмотрения жалобы Заявителя контракт по итогам определения поставщика Заказчиком не заключен.
1. Рассмотрев довод жалобы Заявителя о несоответствии положений документации об Аукционе требованиям Закона о контрактной системе к описанию объекта закупки, Комиссия признаёт его обоснованным на основании следующего.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчики должны использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться (часть 2 статьи 33 Закона о контрактной системе).
В соответствии с условиями извещения о проведении Аукциона, а также документации об Аукционе объектом закупки являются перчатки.
Требования Заказчика к закупаемому товару указаны в таблице 1 раздела II "Описание объекта закупки: Техническое задание" документации об Аукционе, среди которых:
Пункт 3.4 "Перчатки 3": Вид отделки внутренней поверхности: увлажняющий компонент(ы) для обеспечения ухода и восстановления раздраженной и поврежденной кожи рук (указать) (с информацией о наличии компонента в РУ и на упаковке).
В соответствии со статьёй 38 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ) перчатки медицинские являются медицинским изделием.
На территории Российской Федерации разрешается обращение медицинских изделий, зарегистрированных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти (часть 4 статьи 38 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ).
Согласно части 11 статьи 38 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ в государственный реестр медицинских изделий и организаций (индивидуальных предпринимателей), осуществляющих производство и изготовление медицинских изделий, вносятся следующие сведения:
1) наименование медицинского изделия;
2) дата государственной регистрации медицинского изделия и его регистрационный номер, срок действия регистрационного удостоверения;
3) назначение медицинского изделия, установленное производителем;
4) вид медицинского изделия;
5) класс потенциального риска применения медицинского изделия;
6) код Общероссийского классификатора продукции для медицинского изделия;
7) наименование и место нахождения организации - заявителя медицинского изделия;
8) наименование и место нахождения организации - производителя (изготовителя) медицинского изделия или фамилия, имя и (если имеется) отчество, место жительства индивидуального предпринимателя - производителя (изготовителя) медицинского изделия;
9) адрес места производства или изготовления медицинского изделия;
10) сведения о взаимозаменяемых медицинских изделиях.
В соответствии с постановлениями Правительства РФ от 27.12.2012 N 1416 "Об утверждении Правил государственной регистрации медицинских изделий" документом, подтверждающим факт государственной регистрации медицинского изделия, является регистрационное удостоверение на медицинское изделие (далее - регистрационное удостоверение). Форма регистрационного удостоверения утверждается регистрирующим органом.
Согласно форме регистрационного удостоверения на медицинское изделие, утверждённой Приказом Росздравнадзора от 16.01.2013 N 40-Пр/13 "Об утверждении формы регистрационного удостоверения на медицинское изделие", в регистрационном удостоверении на медицинское изделие указывается:
- наименование медицинского изделия (с указанием принадлежностей, необходимых для применения медицинского изделия по назначению),
- полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование юридического лица, в том числе фирменное наименование, организационно-правовая форма и адрес (место нахождения),
- информация о производителе,
- информация о месте производства товара,
- номер регистрационного удостоверения,
- вид медицинского изделия,
- класс потенциального риска применения медицинского изделия,
- код Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности.
Из указанных положений действующего законодательства Российской Федерации, регулирующего условия обращения медицинских изделий, не следует, что регистрационное удостоверение на медицинское изделие наименование должно содержать исчерпывающий перечень технических, качественных и функциональных характеристик медицинского изделия.
Указанные нормативно-правовые акты также не содержат положений, согласно которым наименование медицинского изделия должно отражать полную информацию о технических, качественных и функциональных характеристиках медицинского изделия, в том числе о материале, из которого изготовлено медицинское изделие.
Из чего следует, что медицинское изделия с различными наименованиями, указанными в регистрационном удостоверении, могут обладать идентичными техническими, качественными и функциональными характеристиками.
Закон о контрактной системе не содержит положений, позволяющих устанавливать в документации об электронном аукционе в качестве показателя товара, являющегося объектом закупки, требования к содержанию документа, подтверждающего факт государственной регистрации медицинского изделия, поскольку содержание регистрационного удостоверения не определяет наличие (отсутствие) тех или иных функциональных, технических и качественных, эксплуатационных характеристик медицинского изделия, и само по себе не может быть признано подобной характеристикой.
В связи с изложенным, условия пункта 3.4 таблицы 1 раздела II "Описание объекта закупки: Техническое задание" документации об Аукционе о том, что показателем товара является указание в регистрационном удостоверении информации о наличии увлажняющего компонента на внутренней поверхности перчатки, не соответствует требованиям пункта 1 части 1, а также части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Комиссией также установлено, что в качестве показателя товара Заказчиком в пункте 3.4 таблицы 1 раздела II "Описание объекта закупки: Техническое задание" документации об Аукционе установлено требование к информации, содержащейся на упаковке товара, в части сведений о наличии увлажняющего компонента на внутренней поверхности перчатки.
В соответствии с положениями ГОСТ Р ИСО 15223-1-2014 (пункт 3.4) указанное требованием является требованием к маркировке товара.
Закон о контрактной системе не содержит положений, позволяющих Заказчику устанавливать в документации об электронном аукционе в качестве показателя товара требование к его маркировке. Указанные действия Заказчика не соответствуют требованиям пункта 1 части 1, а также части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.
При таких обстоятельствах, когда положения пункта 3.4 таблицы 1 раздела II "Описание объекта закупки: Техническое задание" документации об Аукционе в части требования к информации, содержащейся в регистрационном удостоверении, а также на упаковке товара, не соответствуют требованиям пункта 1 части 1, а также части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, Комиссия приходит к выводу о том, что при описании объекта закупки в указанной части Заказчиком допущено нарушение требований пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
2. Рассмотрев довод жалобы, касающийся положений документации об Аукционе, ограничивающих количество участников закупки, Комиссия Удмуртского УФАС России признаёт его необоснованным на основании следующего.
Согласно части 1 статьи 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок (часть 2 статьи 8 Закона о контрактной системе).
Положения Закона о контрактной системе не обязывают заказчика осуществлять закупку с указанием характеристик товара поставку, которого может осуществить максимально широкий круг лиц. Осуществление закупки в рамках Закона о контрактной системе направлено на обеспечение государственных или муниципальных нужд, а, следовательно, на удовлетворение потребности заказчика в поставке товара отвечающего существующей потребности.
Включение заказчиком в документацию о закупке требований к товару, вследствие наличия которых не каждый товар, выпущенный в оборот на соответствующем рынке, может быть поставлен Заказчику в рамках определенной закупки не является ограничением количества участников закупки, так как, в соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона о контрактной системе участником закупки является любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя. При этом, Закон о контрактной системе не устанавливает ограничений, связанных с участием в закупках исключительно производителей товаров, а следовательно, участником закупки может быть любое лицо, которое отвечает требованиям действующего законодательства и осуществившее действия, направленные на участие в закупке, в частности, подача заявки для участия в закупке, приобретение товара, необходимого заказчику, у производителя, поставка товара собственного производства, соответствующего требованиям документации о закупке.
В жалобе Заявителя отсутствует информация, позволяющая установить, что требования к товару, содержащиеся в таблице 1 раздела II документации об электронном аукционе "Описание объекта закупки: Техническое задание", явились препятствием для подачи заявки непосредственно ИП <...>. для участия в закупке, также не представлены документы, подтверждающие отсутствие возможности приобрести ИП <...>. товар, отвечающий указанным требованиям документации об Аукционе, в связи с чем, факт ограничения количества участников закупки и нарушения требований части 2 статьи 8 Закона в рассматриваемой ситуации не подтвержден.
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией Удмуртского УФАС России установлено следующее нарушение требований Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона и инструкцию по её заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно пункту 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе при заключении контракта на поставку товара, первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующую информацию:
а) согласие участника такого аукциона на поставку товара в случае, если этот участник предлагает для поставки товар, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, и (или) такой участник предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией;
б) конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Положения пункта 1 части 1, части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе позволяют Заказчику устанавливать в документации об электронном аукционе в качестве показателей товара исключительно требования к техническим, качественным, функциональным характеристикам самого товара (объекта закупки).
Комиссией установлено, что пункт 14.3 раздела I, а также пункт 3.4 таблицы 3 документации об Аукционе содержит требование указывать участниками закупки в первой части аукционной заявки информацию о содержании регистрационного удостоверения на медицинское изделие, являющееся объектом закупки, а также информацию о маркировке товара в части сведений о наличии увлажняющего компонента на внутренней поверхности перчатки.
Указанные положения документации об Аукционе, предусматривающие требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, непредусмотренных частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе сведений, нарушают требования пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
В действиях Заказчика, утвердившего документацию об Аукционе с нарушением требований пунктов 1, 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, содержатся признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
На основании изложенного и, руководствуясь частями 1, 3, 4 статьи 105, частью 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе Комиссия Удмуртского УФАС России по контролю в сфере закупок,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП <...>. (далее - Заявитель) на положения документации об электронном аукционе "Осуществление закупки изделий медицинского назначения (Лот N6)" (номер извещения в Единой информационной системе в сфере закупок - 0313300035018000036) обоснованной в части доводов о несоответствии описания объекта закупки требованиям Закона.
2. Признать заказчика - БУЗ УР "Вавожская РБ МЗ УР" нарушившим пункты 1, 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику - БУЗ УР "Вавожская РБ МЗ УР" предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Удмуртского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении виновного должностного лица заказчика - БУЗ УР "Вавожская РБ МЗ УР" по части 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Председатель Комиссии
Заместитель председателя Комиссии: |
______ <...>
_______ <...> |
Члены Комиссии: |
_______ <...>
|
<...>
(3412) 57-22-58
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике от 4 апреля 2018 г. N ОП07-06/2018-82
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.04.2018