Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю по контролю закупок (далее - Комиссия Приморского УФАС России)
УСТАНОВИЛА:
В Приморское УФАС России поступила жалоба от ИП Гаврилова М.А. на действия Заказчика - филиала Федерального государственного бюджетного учреждения науки "Национальный научный центр морской биологии" Дальневосточного отделения Российской академии наук - Научно-образовательный комплекс "Приморский океанариум" при проведении электронного аукциона на оказание услуг по эксплуатации и техническому обслуживанию и текущему ремонту систем охранной, тревожной сигнализации, периметральной сигнализации системы контроля и управления доступом, системы видеонаблюдения, установленных на объектах "Приморский Океанариум" - филиал ННЦМБ ДВО РАН (извещение N 0320400000417000113) (далее - аукцион).
По мнению заявителя, заказчик допустил нарушение требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе), так как документация об аукционе не соответствует требованиям Закона N 44-ФЗ, а именно:
- описание объекта закупки не соответствует требованиям Закона N 44-ФЗ.
- требование к обеспечению контракта не соответствует нормам Закона N 44-ФЗ.
Извещение о проведении аукциона не соответствует требованиям документации об аукционе.
Заслушав пояснения сторон присутствующих при рассмотрении жалобы, рассмотрев материалы дела, сопоставив их с фактическими документами, и проведя внеплановую проверку, Комиссия Приморского УФАС России установила следующее.
Частью 5 ст. 63 Закона о контрактной системе установлено, что в извещении о проведении электронного аукциона должна содержаться информация, установленная ст. 42 Закона о контрактной системе.
Пунктом 7 ст. 42 Закона о контрактной системе установлено, что в извещении об осуществлении закупки должна содержаться информация о размере и порядке внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок на участие в закупке, а также условия банковской гарантии (если такой способ обеспечения заявок применим в соответствии с настоящим Федеральным законом).
Статьей 44 Закона о контрактной системе установлены требования к обеспечению заявок при проведении конкурсов и аукционов.
Частью 2 ст. 44 Закона о контрактной системе установлено, что обеспечение заявки на участие в электронных аукционах может предоставляться участником закупки только путем внесения денежных средств.
Согласно ч. 16 ст. 44 Закона о контрактной системе участие в электронном аукционе возможно при наличии на лицевом счете участника закупки, открытом для проведения операций по обеспечению участия в таком аукционе на счете оператора электронной площадки, денежных средств, в отношении которых не осуществлено блокирование операций по лицевому счету в соответствии с ч. 18 настоящей статьи, в размере не менее чем размер обеспечения заявки на участие в таком аукционе, предусмотренный документацией о таком аукционе.
Согласно ч. 17 ст. 44 Закона о контрактной системе поступление заявки на участие в электронном аукционе является поручением участника закупки оператору электронной площадки блокировать операции по лицевому счету этого участника, открытому для проведения операций по обеспечению участия в таком аукционе, в отношении денежных средств в размере обеспечения указанной заявки.
В подразделе "Порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок" раздела "Обеспечения заявок" извещения о проведении электронного аукциона Заказчиком указано следующее: "Обеспечение заявки".
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика нарушают п. 7 ст. 42, ч. 5 ст. 63 Закона о контрактной системе в том, что в подразделе "Порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок" раздела "Обеспечения заявок" извещения о проведении электронного аукциона Заказчиком не установлен порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок на участие в закупке.
Статьей 45 Закона о контрактной системе предусмотрено, что заказчики в качестве обеспечения заявок принимают банковские гарантии, выданные банками, включенными в предусмотренный статьей 176.1 НК РФ перечень банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения. Согласно требованиям, банковская гарантия оформляется в письменной форме на бумажном носителе или в форме электронного документа с учетом требований, установленных законодательством РФ в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 08.11.2013 N 1005 "О банковских гарантиях, используемых для целей Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Правила проведения электронных аукционов и заключение по ним договоров регулируются Законом о контрактной системе, из положений которой следует, что любые документы, которые заказчик вправе требовать от участника должны предоставляться через электронную площадку в виде электронных документов, подписанных электронной цифровой подписью участника. Обязанность заказчика требовать документы на бумажном носителе при проведении электронного аукциона законом не предусмотрена, так же как и обязанность по проверке подлинности предоставляемых участниками документов.
Таким образом, заказчик неправомерно установил в проекте контракта требование о предоставлении банковской гарантии на бумажном носителе.
Пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона N 44-ФЗ установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ установлено требование об использовании при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Согласно извещению о проведении аукциона объектом закупки является оказание услуг эксплуатации и техническому обслуживанию и текущему ремонту систем охранной, тревожной сигнализации, периметральной сигнализации системы контроля и управления доступом, системы видеонаблюдения.
Вместе с тем, согласно описанию объекта закупки указанному в документации об аукционе услуги по эксплуатации систем охранной, тревожной сигнализации, периметральной сигнализации системы контроля и управления доступом, системы видеонаблюдения не являются объектом закупки.
Представители заказчика пояснили, что в извещении о проведении аукциона допущена ошибка.
Тем самым описание объекта закупки не соответствует требованиям статьи 33 Закона N 44-ФЗ и тем самым заказчик допустил нарушение пункта 1 части 1 статьи 64 Закона N 44-ФЗ.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 99, 106 Закона N 44-ФЗ, Комиссия Приморского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Гаврилова М.А. на действия Заказчика - филиала Федерального государственного бюджетного учреждения науки "Национальный научный центр морской биологии" Дальневосточного отделения Российской академии наук - Научно-образовательный комплекс "Приморский океанариум" при проведении электронного аукциона на оказание услуг по эксплуатации и техническому обслуживанию и текущему ремонту систем охранной, тревожной сигнализации, периметральной сигнализации системы контроля и управления доступом, системы видеонаблюдения, установленных на объектах "Приморский Океанариум" - филиал ННЦМБ ДВО РАН (извещение N 0320400000417000113) обоснованной.
2. Признать по результатам рассмотрения жалобы и проведенной внеплановой проверки, что заказчик допустил нарушение:
- части 5 статьи 63 и пункта 7 статьи 42 Закона N 44-З, т. к. извещение о проведении аукциона не содержит сведения предусмотренные Законом N 44-ФЗ;
- пункта 1 части 1 статьи 64 Закона N 44-ФЗ, т. к. описание объекта не соответствует требованиям Закона N 44-ФЗ;
- статьи 45 Закона N 44-ФЗ, т.к. установил неправомерные требования о порядке представления банковской гарантии.
3. Выдать заказчику, аукционной комиссии и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений Закона N 44-ФЗ, допущенных при проведении открытого аукциона.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю от 6 апреля 2018 г. N 340/04-2018
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.04.2018