Комиссия Костромского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Костромского УФАС России, Комиссия по рассмотрению жалобы, Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: Ревельцев О.В., заместитель руководителя управления;
Члены Комиссии: Гаранина А.А., специалист отдела антимонопольного контроля и информационного анализа;
Руденко Л.Э., государственный инспектор отдела контроля в сфере закупок, торговли и рекламы,
при ведении аудиозаписи заседания, в присутствии: <_>., рассмотрев жалобу ООО ОФ "Аргус-Кострома" на положения аукционной документации для аукциона в электронной форме на право заключения контракта на оказание услуг по охране территории, зданий и сооружений ОГБУ "Губернский двор" (извещение N 0841200000718000275), и в результате проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федерального закона N 44-ФЗ) внеплановой проверки,
УСТАНОВИЛА:
Согласно представленным материалам, 16.03.2018 г. на официальном сайте государственных и муниципальных закупок в сети "Интернет" http://www.zakupki.gov.ru Уполномоченным учреждением, ОГКУ "АГЗКО", размещено извещение и документация о проведении аукциона в электронной форме на право заключения контракта на оказание услуг по охране территории, зданий и сооружений ОГБУ "Губернский двор" (извещение N 0841200000718000275) (далее - Аукционная документация).
23.03.2018 г. в адрес Костромского УФАС России от участника закупки - ООО ОФ "Аргус-Кострома" (далее - Заявитель) поступила жалоба по вышеуказанной процедуре определения исполнителя (вх. N 1035 от 26.03.2018).
Заявитель в своей жалобе обжалует действия заказчика который, по его мнению, утвердил документацию о проведении аукциона в электронной форме с нарушениями требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
Заявитель в своей жалобе приводит следующее:
"1. В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ о контрактной системе, Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, в том числе, следующими правилами:
использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно части 2 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 указанной статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В подпункте 2 пункта "Услуги по охране объекта включают в себя" Раздела 2 "Описание объекта закупки" аукционной документации указано, что "Охрана объекта и имущества на объекте с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны с принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию:
- установка соответствующего охранного оборудования и выведение сигналов на пульт центрального наблюдения охранной организации, обеспечение реагирования на тревожные сигналы группами быстрого реагирования, оснащенными оружием и спецсредствами - в течение срока оказания услуг;
- установка 3 камер видеонаблюдения и средства мониторинга и записи видеоинформации на центральном посту физической охраны (на въезде в учреждение).".
Таким образом, фактически объектом закупки в данном случае является оказание услуг по физической охране объекта и проведение ряда технических мероприятий по организации охраны с помощью технических средств охраны, в том числе, системы охранного телевидения.
При это при описании объекта закупки заказчик не указывает технических характеристик требуемого оборудования, позволяющих однозначно определить какое оборудование исполнитель должен использовать при оказании услуг, а также не использует технические регламенты и не приводит обоснований их неиспользования. Кроме того, при описании используются характеристики, не п.
Не используется терминология и характеристики, определяемые в соответствии с: ГОСТ Р 53704-2009 Системы безопасности комплексные и интегрированные. Общие технические требования; ГОСТ Р 51558-2014. Средства и системы охранные телевизионные. Классификация. Общие технические требования. Методы испытаний; ГОСТ Р 52435-2015 Технические средства охранной сигнализации. Классификация. Общие технические требования и методы испытаний; ГОСТ Р 52551-2016 Системы охраны и безопасности. Термины и определения.
Обоснований необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии заказчиком не приводится.
2. В пункте "Исполнитель обязуется" Раздела 2 "Описание объекта закупки" установлены следующие обязанности Исполнителя: "- Обеспечить охранника, осуществляющего патрулирование территории, газовым оружием или электрошоковым устройством, палкой резиновой, наручниками, средством навигации ГЛОНАС/СР8. Средство навигации должно позволять круглосуточно регистрировать местонахождение объекта навигационной деятельности (охранника) с точностью не хуже 3 метров, скорость и направление движения объекта, просматривать историю его перемещении, получать тревожный сигнал.
Исполнитель предоставляет заказчику программное обеспечение, позволяющее в on-line режиме:
1) получать навигационную информацию и осуществлять наблюдение за местонахождением объекта и его передвижением на карте с отрисовкой маршрута движения охранника на карте;
2) интерпретировать полученную от объектов информации в разнообразных отчетах (таблицы, графики);
3) сохранять данные о местонахождении объекта и .маршрутах его движения в течение не менее 6 месяцев.
Отсюда следует, что в данном случае заказчик включил в лот "оказание охранных" услуг также и поставку программного обеспечения.
В силу статьи 11 Закона "О частной детективной и охранной деятельности" охранная организация обладает специальной правоспособностью и не вправе оказывать услуги, не предусмотренным лицензией на право осуществления частной охранной деятельности.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона N 135-ФЗ "О защите конкуренции", при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов, участниками запроса котировок, участниками запроса предложений путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений.
Таким образом, заказчику при формировании лота необходимо учитывать не только технологическую и функциональную взаимосвязь, но и способность потенциальных участников закупки (в том числе производителей товара) поставить товар (оказать услугу).
В данном случае, поставка программного обеспечения заказчику частной охранной организацией невозможно в силу прямого запрета Законом РФ "О частной детективной и охранной деятельности".
Согласно требованиям, установленным Федеральным законом N 44- ФЗ, документация об аукционе должна обеспечивать четкое восприятие существа (предмета) заказа, не может содержать противоречивой или непонятной информации и должна полностью информировать потенциальных участников аукциона о требованиях, которым должны соответствовать подаваемые им заявки.
Заказчик в нарушение пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе при описании объекта закупки в Конкурсной документации не установил обоснование неиспользования показателей, требований, терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств), качественных характеристик используемого при оказании охранных услуг оборудования.
Таким образом, формирование объекта закупки подобным образом, нарущает требования статьей 33 и части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе."
В ходе заседания Комиссии Костромского УФАС России представитель Заказчика с доводами жалобы не согласился и к заседанию Комиссии представил возражения на доводы жалобы, в которых утверждает о том, что в процессе формирования аукционной документации нарушения законодательства Российской Федерации им допущено не было.
Выслушав доводы сторон, изучив представленные документы, и проведя внеплановую проверку в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Костромского УФАС России пришла к следующим выводам.
В соответствии со статьей 6 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости и прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, а также обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
При этом заказчики в силу части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений (часть 2 статьи 24 Закона о контрактной системе).
Под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором (часть 1 статьи 59 Закона о контрактной системе).
Наряду с извещением о проведении такого аукциона заказчик разрабатывает аукционную документацию в соответствии с требованиями статьи 64 закона о контрактной системе.
В силу статьи 33 Закона о контрактной системе при описании объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Заказчиком установлено в объекте закупки оказание услуг по охране объектов заказчика. В виду чего при описании объекта закупки определено соответствие со следующими нормативными документами: Закон РФ от 11.03.1992 года N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации", Постановлением Правительства РФ от 23.06.2011 N 498 "О некоторых вопросах осуществления частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности", Термины и определения в соответствии ГОСТ Р 52551-2016 "Системы охраны и безопасности. Термины и определения", Постановлением Правительства РФ от 21.07.1998 N814 "О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации". Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ (ред. от 31.12.2017) "О лицензировании отдельных видов деятельности" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2018), Постановление Правительства РФ от 14.08.1992 N 587 (ред. от 25.07.2017) "Вопросы частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности". Данные положения отражены в разделе 2 "Описание объекта закупки" аукционной документации.
Участником закупки, подавшем жалобу, не представлено доказательств о нарушении заказчиком положений закона о контрактной системе в указанной части, поскольку объектом закупки являются предоставление услуг, а не поставка технических средств охраны.
В части "Исполнитель обязуется" Раздела 2 "Описание объекта закупки" установлены следующие обязанности Исполнителя: Исполнитель предоставляет заказчику программное обеспечение, позволяющее в on-line режиме:
1) получать навигационную информацию и осуществлять наблюдение за местонахождением объекта и его передвижением на карте с отрисовкой маршрута движения охранника на карте;
2) интерпретировать полученную от объектов информации в разнообразных отчетах (таблицы, графики);
3) сохранять данные о местонахождении объекта и маршрутах его движения в течение не менее 6 месяцев.
Что само по себе не приемлемо в ходе оказание им охранных услуг. заявителем на заседании комиссии по рассмотрению жалобы были приведены исчерпывающие доводы о невозможности передать в пользование продукт (программное обеспечение), поскольку не является исключительным собственником интеллектуальной собственности на программное обеспечение.
Представитель заказчика в ходе рассмотрения жалобы согласился с некорректностью формулировки в вышеназванной части положений аукционной документации. В обязанности исполнителя предполагается предоставление возможности представителю заказчика получать информацию об объекте навигационной деятельности (охраннике) и осуществлении в режиме он-лайн наблюдения за его передвижением.
Таким образом, учитывая тот факт, что заявителем жалобы не было реализовано его законное право в силу части 3 статьи 65 закона о контрактной системе на разъяснение положений аукционной документации, а заявка им на принятие участие в определении исполнителя по данному контракту была подана, комиссией усматривается отсутствие в нарушении прав участников закупки
На основании изложенного, руководствуясь статьями 99, 106, Закона о контрактной системе, Комиссия Костромского УФАС России по контролю в сфере закупок,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО ОФ "Аргус-Кострома" частично обоснованной;
2. Признать за заказчиком нарушение пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе;
3. Выдать обязательное для исполнения предписание заказчику об устранении выявленных нарушений.
Решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в арбитражный суд в течение трех месяцев в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Председатель Комиссии О.В. Ревельцев
Члены Комиссии А.А. Гаранина
Л.Э. Руденко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Костромской области от 30 марта 2018 г. N 05-08-31/2018
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.04.2018