Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок в составе (далее по тексту - Комиссия):
при участии представителей:
- заказчика в лице МКУ "ЦОДА КГО"
- заявителя в лице ООО "УралСпецСтрой"
рассмотрев жалобу ООО "УралСпецСтрой" (620100, Свердловская обл., г. Екатеринбург, ул. Куйбышева, д. 80/2, офисный центр "Малахит", оф. 101) о нарушении заказчиком в лице МКУ "ЦОДА КГО" (624860, Свердловская область, город Камышлов, улица К.Маркса, д. 51), его комиссией при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на ремонт дорог, согласно заключений ценовых экспертиз в количестве 7 шт. Общая протяженность дорог 10 942 м. (извещение N 0862600012618000014) Федерального Закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии со ст. 99, 106 Закона о контрактной системе,
У С Т А Н О В И Л А:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области поступила жалоба ООО "УралСпецСтрой" (вх. N 01-6694 от 05.04.2018 г.) о нарушении заказчиком в лице Муниципального казенного учреждения "Центр обеспечения деятельности администрации Камышловского городского округа", его комиссией при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на ремонт дорог, согласно заключений ценовых экспертиз в количестве 7 шт. Общая протяженность дорог 10 942 м. (извещение N 0862600012618000014) Закона о контрактной системе, соответствующая требованиям ст. 105 Закона о контрактной системе.
В своей жалобе заявитель указал, что заказчик неправомерно отказал в принятии банковской гарантии и признал ООО "УралСпецСтрой" уклонившимся от заключения контракта, просит признать жалобу обоснованной.
Представитель заказчика с доводами жалобы не согласилась, просила признать ее необоснованной.
Проведя анализ всех представленных материалов, Комиссия Свердловского УФАС России пришла к следующим выводам.
27.02.2018 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в сети "Интернет" (http://zakupki.gov.ru) (далее по тексту - единая информационная система) заказчиком размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0862600012618000014 и аукционная документация на ремонт дорог, согласно заключений ценовых экспертиз в количестве 7 шт. Общая протяженность дорог 10 942 м.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 45 509 478 ,90 рублей.
В соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона от 22.03.2018 N0862600012618000014-3 ООО "УралСпецСтрой" был признан победителем электронного аукциона (извещение N 0862600012618000014). Указанный протокол размещен в единой информационной системе 22.03.2018 г.
Согласно ч. 2 ст. 70 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанного в части 8 статьи 69 настоящего Федерального закона протокола заказчик размещает в единой информационной системе без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения цены контракта, предложенной участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), указанной в заявке на участие в таком аукционе его участника, в проект контракта, прилагаемый к документации о таком аукционе.
27.03.2018 победителю электронного аукциона ООО "УралСпецСтрой", через оператора электронной площадки ЗАО "Сбербанк-АСТ" (http://www.sberbank-ast.ru) был направлен на подпись проект контракта.
Согласно ч. 3 ст. 70 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронного аукциона размещает в единой информационной системе проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя такого аукциона, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта и подписанный усиленной электронной подписью указанного лица. В случае, если при проведении такого аукциона цена контракта снижена на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта, победитель такого аукциона предоставляет обеспечение исполнения контракта в соответствии с частью 1 статьи 37 настоящего Федерального закона, обеспечение исполнения контракта или информацию, предусмотренные частью 2 статьи 37 настоящего Федерального закона, а также обоснование цены контракта в соответствии с частью 9 статьи 37 настоящего Федерального закона при заключении контракта на поставку товара, необходимого для нормального жизнеобеспечения (продовольствия, средств для скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, оказываемой в экстренной или неотложной форме, лекарственных средств, топлива).
02.04.2018 в рамках регламентированного срока, заказчику через оператора электронной площадки был направлен проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени ООО "УралСпецСтрой", а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта, подписанный усиленной электронной подписью указанного лица - банковская гарантия N 18777-447-165752 от 28.03.2018, выданная ПАО Бинбанк.
В соответствии с ч. 7 ст. 70 Закона о контрактной системе в течение трех рабочих дней с даты размещения в единой информационной системе проекта контракта, подписанного усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя электронного аукциона, и предоставления таким победителем обеспечения исполнения контракта заказчик обязан разместить контракт, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, в единой информационной системе.
Согласно ч. 5 ст. 45 Закона о контрактной системе заказчик рассматривает поступившую в качестве обеспечения исполнения контракта банковскую гарантию в срок, не превышающий трех рабочих дней со дня ее поступления.
В соответствии с п. 2 ч. 6 ст. 45 Закона о контрактной системе основанием для отказа в принятии банковской гарантии заказчиком является несоответствие банковской гарантии условиям, указанным в частях 2 и 3 настоящей статьи.
В соответствии с п. 3 ч. 6 ст. 45 Закона о контрактной системе основанием для отказа в принятии банковской гарантии заказчиком является несоответствие банковской гарантии требованиям, содержащимся в извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документации о закупке, проекте контракта, который заключается с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Вместе с тем, банковская гарантия N 18777-447-165752 от 28.03.2018, выданная ПАО Бинбанк, не соответствовала требованиям к содержанию банковской гарантии, установленным аукционной документацией и Закона о контрактной системе, а именно:
в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 45 Закона о контрактной системе частично не указаны обязательства принципала, надлежащее исполнение которых обеспечивается банковской гарантией;
в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 45 Закона о контрактной системе срок действия банковской гарантии указан без учета требований ст. 96 Закона о контрактной системе, незаконно включено требование п. 3.1 "либо представлены гаранту (получены Гарантом) по окончании срока действия настоящей гарантии", что противоречит положениям части 3 статьи 45 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ устанавливающей, что "в случае, предусмотренном извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, проектом контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в банковскую гарантию включается условие о праве заказчика на бесспорное списание денежных средств со счета гаранта, если гарантом в срок не более чем пять рабочих дней не исполнено требование заказчика об уплате денежной суммы по банковской гарантии, направленное до окончания срока действия банковской гарантии." и ч. 2 статьи 374 Гражданского кодекса РФ устанавливающей, что Требование бенефициара должно быть представлено гаранту до окончания срока действия независимой гарантии. Банковская гарантия оформляется в письменной форме на бумажном носителе или в форме электронного документа, на условиях, определенных гражданским законодательством и статьей 45 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с учетом дополнительных требований, установленных Постановлением Правительства РФ от 08.11.13 г. N 1005. При толковании приведенных правовых норм АС СЗО (например, в Постановлении от 18.01.2017 по делу N А56-6478/2016) исходит из следующего. Из буквального смысла данной нормы не следует, что в указанный срок требование должно быть вручено гаранту. В соответствии с пунктом 1 статьи 194 ГК РФ, если срок установлен для совершения какого-либо действия, оно может быть выполнено до двадцати четырех часов последнего дня срока, а в силу пункта 2 названной нормы письменные заявления и извещения, сданные в организацию связи до двадцати четырех часов последнего дня срока, считаются сделанными в срок;
2) представленная безотзывная банковская гарантия N 18777-447-165752 от 28.03.2018 г. ПАО "БИНБАНК" не соответствует требованиям, содержащимся в документации о закупке, а именно:
не соответствует пункту 8.8. проекта муниципального контракта, так как не указано, что предоставленная банковская гарантия обеспечивает исполнение всех обязательств по Контракту, включая обязательства по уплате в пользу Муниципального заказчика всех предусмотренных Контрактом неустоек (штрафов, пеней), начисленных в связи с неисполнением и/или ненадлежащим исполнением предусмотренных Контрактом обязательств, по возмещению всех убытков, причиненных в связи с исполнением либо неисполнением, либо ненадлежащим исполнением обязательств Подрядчика по Контракту, и иные обязательства.
Срок действия банковской гарантии "01.03.2018" не покрывает срока действия гарантийных обязательств Подрядчика.
Так Техническим заданием (Приложение N 1 к проекту контракта) , Описание объекта закупки указано :
17. Гарантия на выполненные работы |
Срок гарантии на выполненные работы: по ремонту асфальтобетонного покрытия составляет 2 (два) года с момента подписания актов приёмки-передачи выполненных работ. |
В аукционной документации указано:
11.3. |
Требования к обеспечению исполнения контракта, в том числе Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на 2 месяца (п. 8.4 контракта). |
Пунктом 8.4. проекта контракта установлено, что срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на 2 (два) месяца. Банковская гарантия должна быть безотзывной и содержать информацию, предусмотренную ст. 45 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ.",
Пунктом 3.1. проекта контракта установлено, что настоящий контракт считается заключенным с момента размещения в единой информационной системе настоящего контракта, подписанного усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Заказчика, после выполнения условий, предусмотренных ч. 7 ст. 70 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", и действует до 31.12.2018 г., а в части исполнения принятых по контракту обязательств, в том числе по расчетам и гарантийным обязательствам- до полного их исполнения сторонами.
Пунктом 3.2. проекта контракта установлено, что Срок выполнения работ:
- Начало работ: со дня заключения контракта.
- Окончание работ: 01 августа 2018 года",
"Подрядчик обязан: 5.2.28. Выполнять иные обязательства, предусмотренные настоящим Контрактом и действующим законодательством Российской Федерации.",
"7. ГАРАНТИИ КАЧЕСТВА.
7.1. Гарантии качества распространяются на все конструктивные элементы и работы, выполненные Подрядчиком и (или) субподрядчиками по настоящему контракту.
7.2. На работы, выполненные на объекте Подрядчиком и (или) субподрядчиками, устанавливаются гарантийные сроки устранения дефектов, которые составляют:
- по ремонту асфальтобетонного покрытия составляет 2 (два) года с момента подписания актов приемки - передачи выполненных работ.
В течение гарантийного срока Подрядчик обеспечивает за свой счет устранение и исправление недостатков, в том числе разрушений и дефектов, в соответствии с контрактом.
При этом началом срока действия гарантийных обязательств Подрядчика считается дата подписания Акта приемки готового к эксплуатации объекта. Гарантийные обязательства оформляются в виде гарантийного паспорта на основании действующего законодательства Российской Федерации.
7.3 Если в период гарантийной эксплуатации объекта обнаружатся дефекты, то Подрядчик обязан их устранить за свой счет и в установленные Заказчиком сроки. Для участия в составлении акта, фиксирующего дефекты, Подрядчик обязан направить своего представителя не позднее 3 дней со дня получения письменного извещения Заказчика. Если гарантийные обязательства не выполняются в установленные сроки, Заказчик вправе привлечь для выполнения этих работ другого Подрядчика и оплатить их за счет средств Исполнителя, нарушившего гарантийные обязательства.
7.4 При отказе Подрядчика от составления или подписания акта обнаруженных дефектов Заказчик составляет односторонний акт с привлечением экспертов, все расходы по которым, при установлении вины Подрядчика, предъявляется ему в полном объёме."
Таким образом, банковская гарантия, должна превышать срок действия гарантийных обязательств расчитываемый как, срок окончания работ по контракту (01.08.2018) прибавить 10 рабочих дней на приемку прибавить 2 года.
Согласно ч. 7 ст. 45 Закона о контрактной системе в случае отказа в принятии банковской гарантии заказчик в срок, установленный частью 5 настоящей статьи, информирует в письменной форме или в форме электронного документа об этом лицо, предоставившее банковскую гарантию, с указанием причин, послуживших основанием для отказа.
03.04.2018 заказчик отказал в принятии банковской гарантии N 18777-447-165752 от 28.03.2018, в связи с несоответствием указанной банковской гарантии требованиям, содержащимся в аукционной документации и Закона о контрактной системе (на основании п.2, 3 ч. 6 ст. 45 Закона о контрактной системе).
На основании части 4 статьи 96 Закона о контрактной системе контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В силу части 5 статьи 96 Закона о контрактной системе в случае непредоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта.
На основании изложенного заказчик составил и разместил в единой информационной системе протокол отказа от заключения контракта от 03.04.2018 N0862600012618000014-4.
Таким образом, Комиссия УФАС России в действиях заказчика в лице МКУ "ЦОДА КГО" нарушений Закона о контрактной системе не усматривает.
На основании вышеизложенного и руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N 727/14, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия,
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу ООО "УралСпецСтрой" признать необоснованной.
2. В действиях заказчика в лице МКУ "ЦОДА КГО", его комиссии нарушение Закона о контрактной системе не выявлено.
3. Заказчику в лице МКУ "ЦОДА КГО", его комиссии предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 10 апреля 2018 г. N 488-З
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.04.2018