Резолютивная часть решения оглашена 03 апреля 2018 года
В полном объеме решение изготовлено 06 апреля 2018 года
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А.
|
- |
начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Урванцевой Д.С. |
- |
специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Кулезневой Е.В. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу ООО "Аптека "Вербена-Фарма" на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона на поставку цефуроксима для нужд ФГБУ "ФЦССХ" Минздрава России (г. Челябинск) с участником закупки, являющимся субъектом малого предпринимательства, социально ориентированной некоммерческой организацией (изв. N0369100032518000168), в присутствии представителей ФГБУ "ФЦССХ" Минздрава России (г. Челябинск) (далее - заказчик) Ишимова П.Н., Депринды Н.В., Люблийнера Е.М., Родионовой Н.А., действующих на основании доверенностей N 38 от 02.04.2018, N 23 от 20.02.2018, N 24 от 20.02.2018, N 44 от 14.09.2016,
в отсутствие представителей ООО "Аптека "Вербена-Фарма" (далее - заявитель, Общество),
УСТАНОВИЛА:
В Челябинское УФАС России 27.03.2018 поступила жалоба ООО "Аптека "Вербена-Фарма" на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона на поставку цефуроксима для нужд ФГБУ "ФЦССХ" Минздрава России (г. Челябинск) с участником закупки, являющимся субъектом малого предпринимательства, социально ориентированной некоммерческой организацией (изв. N0369100032518000168) (далее - аукцион).
Согласно представленным документам, заказчик 26.02.2018 объявил о проведении аукциона путем опубликования в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru извещения о закупке.
Начальная (максимальная) цена контракта - 1 003 320,00 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе - 06.03.2018 в 09:00.
На дату рассмотрения жалобы контракт не заключен.
В жалобе заявитель выражает сомнения относительно правомерности принятого аукционной комиссией решения о признании заявки ООО "Торговый дом "Виал" соответствующей требованиям аукционной документации.
Представители заказчика с доводами, изложенными в жалобе, не согласились, представили письменные пояснения и на заседании Комиссии указали следующее.
Аукционной комиссией принято решение о соответствии заявок ООО "Торговый дом "Виал", ООО "ФАРМ-МАГНАТ", ООО "Аптека "Вербена-Фарма", ООО "САВ-Мед" требованиям аукционной документации.
ООО "Торговый дом "Виал" к поставке предложен лекарственный препарат иностранного происхождения.
ООО "ФАРМ-МАГНАТ", предложив к поставке лекарственные препараты с торговыми наименованиями "Цефуроксим", "Цефурус" производства ОАО "Красфарма" (Россия), ОАО "Синтез" (Россия), не представило сертификат о происхождении товара на препарат "Цефурус". Соответственно, страна происхождения данного лекарственного средства не подтверждена.
ООО "Аптека "Вербена-Фарма" в составе второй части заявки, в отношении лекарственного препарата "Цефуроксим" производства ОАО "Красфарма" (Россия), представлены регистрационное удостоверение и сертификат о происхождении товара.
ООО "САВ-Мед" в составе второй части заявки, в отношении лекарственного препарата "Цефуроксим" производства ОАО "Биосинтез" (Россия), представлены регистрационное удостоверение, сертификат о происхождении товара со сроком действия до 12.03.2018. На момент рассмотрения аукционной комиссией заявок на участие в аукционе срок действия сертификата истек. В связи с чем, данный сертификат не мог быть рассмотрен аукционной комиссией как документ, подтверждающий страну происхождения лекарственного средства.
Фактически Постановление Правительства РФ от 30.11.2015 N 1289 не подлежит применению. В данном случае, у аукционной комиссии отсутствовали правовые основания для отклонения заявок участников (в том числе заявки ООО "Торговый дом "Виал").
Заслушав пояснения сторон, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии с частями 1, 3, 4 статьи 14 Закона о контрактной системе при осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.
Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок размещает перечень иностранных государств, с которыми Российской Федерацией заключены международные договоры, указанные в части 1 статьи 14 Закона о контрактной системе, и условия применения национального режима в единой информационной системе.
В целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. Порядок подготовки и размещения обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений в единой информационной системе, а также требования к его содержанию устанавливаются Правительством Российской Федерации. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 7 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 Закона о контрактной системе, указываются условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
В силу пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе, или копии этих документов.
Как установлено материалами дела, заказчиком осуществляется закупка лекарственного препарата с международным непатентованным наименованием (далее - МНН) "Цефуроксим".
Данный препарат включен в утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 23.10.2017 N 2323-р перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов на 2018 год.
Постановление Правительства РФ от 30.11.2015 N 1289 "Об ограничениях и условиях допуска происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление Правительства РФ от 30.11.2015 N 1289) применяется в отношении лекарственных препаратов, включенных в указанный перечень.
В соответствии с пунктом 1 Постановления заказчик отклоняет все заявки (окончательные предложения), содержащие предложения о поставке лекарственных препаратов, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в том числе о поставке 2 и более лекарственных препаратов, страной происхождения хотя бы одного из которых не является государство - член Евразийского экономического союза, при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее 2 заявок (окончательных предложений), которые удовлетворяют требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке и которые одновременно:
- содержат предложения о поставке лекарственных препаратов, страной происхождения которых являются государства - члены Евразийского экономического союза;
- не содержат предложений о поставке лекарственных препаратов одного и того же производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц, соответствующую признакам, предусмотренным статьей 9 Федерального закона "О защите конкуренции", при сопоставлении этих заявок (окончательных предложений).
Согласно пункту 2 Постановления Правительства РФ от 30.11.2015 N 1289 подтверждением страны происхождения лекарственного препарата является сертификат о происхождении товара, выдаваемый уполномоченным органом (организацией) государства - члена Евразийского экономического союза по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г., и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными указанными Правилами.
Информация об установлении ограничения, предусмотренного Постановлением Правительства РФ от 30.11.2015 N 1289, содержится в извещении о проведении электронного аукциона, пункте 33 информационной карты аукциона.
Как установлено материалами дела, на участие в закупке подано четыре заявки.
Участником с номером заявки 1 к поставке предложены лекарственные препараты с торговыми наименованиями "Цефуроксим", "Цефурус" производства ОАО "Красфарма" (Россия), ОАО "Синтез" (Россия). В заявке с номером 2 содержится предложение о поставке лекарственного препарата с торговым наименованием "Цефуроксим" производства ОАО "Красфарма" (Россия). Участником с номером заявки 3 предложен препарат с торговым наименованием "Цефуроксим" производства ОАО "Биосинтез" (Россия). Заявка участника с номером 4 содержит предложение о поставке лекарственного препарата с торговым наименованием "Цефроксим Дж" производства компании "Джодас Экспоим Пвт. Лтд." (Индия).
В соответствии с протоколом N 168-1 рассмотрения заявок от 13.03.2018 участники допущены аукционной комиссией к участию в электронном аукционе.
По итогам рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционной комиссией принято решение о соответствии заявок участников требованиям аукционной документации.
Согласно протоколу 168-3 подведения итогов аукциона от 21.03.2018 победителем признано ООО "Торговый дом "Виал" с предложением о цене контракта 960 545,32 рублей.
По мнению заявителя, с учетом требований Постановления Правительства РФ от 30.11.2015 N 1289 заявка ООО "Торговый дом "Виал" подлежит отклонению.
Рассмотрев представленные сторонами документы, сведения, Комиссия Челябинского УФАС России приходит к следующим выводам.
В заявке с номером 4 ООО "Торговый дом "Виал" указано следующее наименование производителя и страны происхождения предлагаемого к поставке товара: Джодас Экспоим Пвт. Лтд. (Индия). В составе второй части заявки Обществом на предлагаемый препарат "Цефроксим Дж" представлено регистрационное удостоверение N ЛСР-007152/10 от 26.07.2010.
В соответствии с регистрационным удостоверением N ЛСР-007152/10 от 26.07.2010 препарат "Цефроксим Дж" производится компанией "Джодас Экспоим Пвт. Лтд." (Индия).
Заявка с номером 2, поданная ООО "Аптека "Вербена-Фарма", содержит предложение о поставке лекарственного препарата российского происхождения. В составе второй части заявки участником на лекарственный препарат "Цефуроксим" представлено регистрационное удостоверение N ЛСР-002529/07 от 31.08.2007.
В соответствии с регистрационным удостоверением N ЛСР-002529/07 от 31.08.2007 препарат "Цефуроксим" производится ОАО "Красфарма" (Россия).
В целях подтверждения страны происхождения предлагаемого к поставке товара ООО "Аптека "Вербена-Фарма" в составе заявки представлен предусмотренный Постановлением Правительства РФ от 30.11.2015 N 1289 сертификат о происхождении товара со сроком действия до 29.01.2019.
Заявка с номером 1, поданная ООО "ФАРМ-МАГНАТ", содержит предложение о поставке лекарственных препаратов российского происхождения. В составе второй части заявки участником на лекарственные средства "Цефуроксим", "Цефурус" представлены регистрационные удостоверения N ЛСР-002529/07 от 31.08.2007, N ЛС-001160 от 30.06.2011.
Согласно регистрационным удостоверениям N ЛСР-002529/07 от 31.08.2007, N ЛС-001160 от 30.06.2011, препараты "Цефуроксим", "Цефурус" производятся ОАО "Красфарма" (Россия), ОАО "Синтез" (Россия).
При этом, ООО "ФАРМ-МАГНАТ" в составе заявки представлен сертификат о происхождении товара только в отношении препарата "Цефуроксим". В заявке Общества отсутствует сертификат СТ-1 на препарат "Цефурус".
Исходя из совокупного толкования Постановления Правительства РФ от 30.11.2015 N 1289, совместного письма Минэкономразвития России, Минпромторга России, Минздрава России, ФАС России N 6723-ЕЕ/Д28и/ЦС-14384/19/25-0/10/2-1416/АЦ/15615/16 от 14.03.2016, в случае если заявка в рамках одного МНН содержит несколько торговых наименований, страной происхождения которых является государство-член Евразийского экономического союза, необходимо представить сертификат о происхождении товара в отношении всех торговых наименований препарата.
В данном случае, ООО "ФАРМ-МАГНАТ" не подтверждена страна происхождения предлагаемого к поставке препарата "Цефурус".
Заявка с номером 3, поданная ООО "САВ-Мед", содержит предложение о поставке лекарственного препарата российского происхождения. В составе второй части заявки участником на препарат "Цефуроксим" представлено регистрационное удостоверение N ЛСР-009307/08 от 24.11.2008.
В соответствии с регистрационным удостоверением N ЛСР-009307/08 от 24.11.2008 препарат "Цефуроксим" производится ОАО "Биосинтез" (Россия).
В целях подтверждения страны происхождения предлагаемого к поставке товара ООО "САВ-Мед" в составе заявки представлен сертификат о происхождении товара. При этом, в столбце 5 сертификата "Для служебных отметок" указано "Для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд. Действителен до 12.03.2018".
Фактически на момент рассмотрения вторых частей заявок и подведения итогов аукциона (21.03.2018) представленный ООО "САВ-Мед" в заявке сертификат по форме СТ-1 является недействительным, то есть в заявке не приложены документы, подтверждающие, что страной происхождения предлагаемого препарата является Россия, что указано в составе первой части заявки.
Таким образом, на участие в аукционе поданы две заявки, соответствующие положениям пункта 1 Постановления Правительства РФ от 30.11.2015 N 1289, но не содержащие документ, подтверждающий страну происхождения лекарственного препарата.
Согласно совместной позиции Минэкономразвития России, Минпромторга России, Минздрава России и ФАС России, выраженной в письме N 6723-ЕЕ/Д28и/ЦС-14384/19/25-0/10/2-1416/АЦ/15615/16 от 14.03.2016, при наличии двух заявок, соответствующих положениям пункта 1 Постановления Правительства РФ от 30.11.2015 N 1289, но не содержащих документ, подтверждающий страну происхождения лекарственного препарата, ограничение, установленное Постановлением N 1289, не применяется и иные заявки (окончательные предложения) участников закупки, содержащие предложения о поставке иностранного лекарственного препарата, а также о поставке лекарственного препарата, страной происхождения которого является государство - член Евразийского экономического союза, но не содержащие документа, подтверждающего страну происхождения лекарственного препарата, не признаются не соответствующими требованиям и не подлежат отклонению.
С учетом совокупности указанных обстоятельств дела, заявка ООО "Торговый дом "Виал", содержащая предложение о поставке препарата иностранного происхождения, не подлежала отклонению аукционной комиссией, поскольку двух других участников закупки, полностью удовлетворяющих требованиям Постановления Правительства РФ от 30.11.2015 N 1289, аукционной документации, не имелось. В связи с этим, Комиссия Челябинского УФАС России не усматривает нарушений в действиях аукционной комиссии в части признания заявки ООО "Торговый дом "Виал" соответствующей требованиям аукционной документации.
Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 19 ноября 2014 года N 727/14 "Об утверждении административного регламента ФАС по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
Признать доводы жалобы ООО "Аптека "Вербена-Фарма" на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона на поставку цефуроксима для нужд ФГБУ "ФЦССХ" Минздрава России (г. Челябинск) с участником закупки, являющимся субъектом малого предпринимательства, социально ориентированной некоммерческой организацией (изв. N0369100032518000168) необоснованными.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены комиссии Д.С. Урванцева
Е.В. Кулезнева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 3 апреля 2018 г. N 179-ж/2018
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.04.2018