Резолютивная часть решения оглашена 10.04.2018
В полном объеме решение изготовлено 13.04.2018
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия), в составе:
Председателя Комиссии: |
Сапрыкиной Н.В. |
- |
заместителя руководителя Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Гареевой Д.Ф. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
в ходе рассмотрения жалобы САО "ВСК", в присутствии:
- представителей Войсковой части 3468 (далее - заказчик) Авдеева В.И., Кузнецова В.В., действующих на основании доверенностей от 10.01.2018 NN3, 4,
- представителя АО "СОГАЗ", действующего на основании доверенности от 29.09.2017 N Ф40-37/17;
- слушателя Харанухина И.О., личность удостоверена служебным удостоверенем,
в отсутствие представителей САО "ВСК" (далее - заявитель), надлежащим образом уведомленных о дате и времени заседания Комиссии,
УСТАНОВИЛА:
В Челябинское УФАС России 03.04.2018 поступила жалоба заявителя на действия заказчика при проведении открытого конкурса на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) воинских частей соединения (изв. N 0369100001118000002) (далее - конкурс).
Извещение о проведении конкурса опубликовано на официальном сайте 16.03.2018.
Начальная (максимальная) цена контракта - 929 058,13 рублей.
Дата и время вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе - 05.04.2018 10:00.
На дату рассмотрения жалобы САО "ВСК" контракт не заключен.
В жалобе заявителя указано, что заказчиком неправомерно установлен такой показатель критерия оценки заявок "квалификация участника закупки", как "размер уставного капитала", который не имеет никакого отношения к квалификации участника.
Представители заказчика с доводами жалобы не согласились, представили письменные пояснения и указали следующее.
Показатель критерия оценки заявок "Размер уставного капитала" в силу частей 1, 2 статьи 25 Закона РФ от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (далее - Закон о страховом деле) является гарантией обеспечения финансовой устойчивости и платежеспособности страховщика и отражает наличие у участника закупки финансовых ресурсов.
Представитель АО "СОГАЗ" доводы заказчика поддержал в полном объеме.
Заслушав пояснения сторон, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия пришла к следующим выводам.
Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
При этом согласно пункту 3 Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 (далее - Правила), "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии и с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Подпунктом б пункта 4 Правил установлено, что целях настоящих Правил для оценки заявок (предложений) заказчик устанавливает в документации о закупке нестоимостные критерии оценки, а именно: качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Пунктом 10 Правил установлено, что в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Согласно подпункту "д" пункта 27 Правил показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" может быть деловая репутация участника закупки.
Согласно представленным материалам в конкурсной документации установлены следующие критерии оценки: "цена контракта (значимость критерия: 60%); "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (значимость критерия: 20%); "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок" (значимость критерия: 20%) (пункт 11.2 конкурсной документации).
По критерию "квалификация участников закупки" показателем наличия финансовых ресурсов и деловой репутации является, в том числе показатель "размер уставного капитала" (п. 11.2.9 конкурсной документации).
Частью 1 статьи 150 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.02.2005 N 3 "О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц" предусмотрено, что право граждан на защиту чести, достоинства и деловой репутации является их конституционным правом, а деловая репутация юридических лиц - одним из условий их успешной деятельности.
Таким образом, деловая репутация - это нематериальное благо, которое представляет собой оценку деятельности юридического лица с точки зрения его деловых качеств.
Согласно части 1 статьи 25 Закона о страховом деле гарантиями обеспечения финансовой устойчивости и платежеспособности страховщика являются экономически обоснованные страховые тарифы; сформированные страховые резервы; средства страховых резервов, достаточные для исполнения обязательств по страхованию, сострахованию, перестрахованию, взаимному страхованию; собственные средства (капитал); перестрахование.
При этом, частью 2 статьи 25 Закона о страховом деле установлено, что собственные средства (капитал) страховщиков (за исключением обществ взаимного страхования) включают в себя уставный капитал, резервный капитал, добавочный капитал и нераспределенную прибыль.
С учетом изложенного, показатель критерия оценки заявок "размер уставного капитала" в силу действующего законодательства является гарантией обеспечения финансовой устойчивости и платежеспособности страховщика и отражает наличие у участника закупки финансовых ресурсов.
С учетом изложенного, заказчиком установлены критерии оценки заявок, позволяющие выявить лучшее условие выполнения контракта, что соответствует пунктам 10, 27 Правил, положениям пункта 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
Согласно части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, заявитель не предоставил документального подтверждения доводов жалобы, с точки зрения достаточности доказательств, которые бы позволяли сделать вывод об ограничении конкуренции в виду установления в конкурсной документации показателя, характеризующего деловую репутацию и наличие финансовых ресурсов у участника закупки.
Кроме того, следует отметить, что согласно Протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе от 09.04.2018 для закупки N 0369100001118000002 победителем признан участник с номером заявки N 1. При этом, победитель закупки получил большее количество баллов по показателю наличие у участника конкурса финансовых ресурсов, предусмотренному пунктом 11.2.10 конкурсной документации.
Комиссия, руководствуясь статьей статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
Признать доводы жалобы САО "ВСК" на действия заказчика необоснованными.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Н.В. Сапрыкина
Члены комиссии В.А. Ливончик
Д.Ф. Гареева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 10 апреля 2018 г. N 212-ж/2018
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.04.2018