Комиссия по контролю в сфере закупок на территории Астраханской области, утвержденная приказом руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - Комиссия), в составе:
председателя Комиссии - Потылицына П.Л. - заместителя руководителя - начальника отдела товарных рынков и естественных монополий Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - Астраханское УФАС России, Управление);
членов Комиссии:
Литвинова М.В. -начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
Умеровой Р.Р. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
в присутствии представителей ГБУЗ АО "Областной онкологический диспансер" и членов единой комиссии ГБУЗ АО "Областной онкологический диспансер" Сериной Л.С. (доверенность от 13.12.2017), Новиковой М.П. (доверенность от 09.04.2018), в отсутствие представителя ООО "Медислайф" (адрес: 394006, г.Воронеж, ул.Бахметьева, д.2 Б, оф.601), рассмотрев жалобу ООО "Медислайф" на действия государственного заказчика ГБУЗ АО "Областной онкологический диспансер" при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку генератора электрохирургического, ультразвукового с комплектующими (запасными частями) (реестровый N0325200001618000037), на основании статей 99, 105, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
УСТАНОВИЛА:
В Астраханское УФАС России 02.04.2018 поступила жалоба ООО "Медислайф" (далее - Заявитель, Общество) на действия государственного заказчика ГБУЗ АО "Областной онкологический диспансер" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку генератора электрохирургического, ультразвукового с комплектующими (запасными частями) (реестровый N0325200001618000037) (далее - электронный аукцион).
По мнению Заявителя, аукционная документация не соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
Изучив документы, полученные в ходе рассмотрения жалобы, выслушав мнение представителей Заказчика и оценив их доводы, Комиссия установила, что 15.03.2018 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru было размещено извещение о проведении электронного аукциона (реестровый N0325200001618000037) и документация об электронном аукционе на поставку генератора электрохирургического, ультразвукового с комплектующими (запасными частями) (реестровый N0325200001618000037) (далее - аукционная документация).
По результатам проведения внеплановой проверки, Комиссия приходит к следующим выводам.
1) Довод заявителя жалобы о том, что в аукционной документации заказчиком в нарушение законодательства о контрактной системе не установлены условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства, является необоснованным по следующим основаниям.
Частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе установлено, что в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.
Так, пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 05 февраля 2015 г. N102 "Об установлении ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" утвержден перечень отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - перечень N1), а также перечень медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - перечень N2).
Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 25.03.2014 N 155 "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Приказ N 155) определяет условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранных государств, в том числе для закупки средств лекарственных и материалов, применяемых в медицинских целях, входящих в общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008) (далее - ОКПД 2).
Согласно пункту 2 Приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 25.03.2014 N 155 "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Приказ N 155) товары, происходящие из государств - членов Евразийского экономического союза, допускаются для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в порядке и на условиях, предусмотренных пунктами 3 - 7 Приказа N 155.
В соответствии с пунктом 3 Приказа N155 при осуществлении закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд путем проведения конкурса, аукциона, запроса котировок или запроса предложений участникам закупки, заявки на участие или окончательные предложения которых содержат предложения о поставке товаров, произведенных на территории государств - членов Евразийского экономического союза (далее - ЕЭС), предоставляются преференции в отношении цены контракта в размере 15 процентов в порядке, предусмотренном пунктами 4 - 7 Приказа N 155, в случае наличия в составе заявок на участие в конкурсе, аукционе, запросе котировок или запросе предложений, окончательных предложениях документа, подтверждающего страну происхождения товара из государств - членов Евразийского экономического союза.
Из части 3 аукционной документации "Техническое задание" следует, что Заказчику требуется генератор электрохирургический и ультразвуковой для одновременной диссекции и коагуляции тканей посредством воздействия электротока (в биполярном режиме) или продольных колебаний насадок с частотой не менее 55,5 кГц в ультразвуковом режиме (далее - Генератор).
Вместе с тем, Комиссия, изучив перечень N1, перечень N2, Приказ Минэкономразвития России от 25.03.2014 N 155, установила, что сведения о закупаемом генератор не содержатся в данных документах, следовательно, у заказчика отсутствует обязанность по установлению условий, запретов и ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства.
Заявитель своего представителя на рассмотрение жалобы не направил и доказательств в обоснование вышеуказанного довода жалобы, равно как и доказательств неверного выбора Заказчиком кода ОКПД2, не представил.
2) По мнению Заявителя, совокупность сведений, указанных в техническом задании аукционной документации, указывает на то, что потенциальные участники закупки должны предложить к поставке генератор, производство которого осуществляет один конкретный производитель компании "Меркатор Холдинг", что ограничивает количество участников закупки.
Комиссия полагает данный довод Заявителя обоснованным ввиду следующего.
Заказчик в техническом задании аукционной документации установил требования о поставке как генератора электрохирургического, ультразвукового, так и следующих комплектующих (запасных частей) к генератору:
N п/п |
Наименование |
Характеристики товара (требования к качеству, техническим характеристикам товара, к функциональным характеристикам (потребительским ) свойствам товара, к размерам, упаковке) |
Ед. изм. |
Кол-во. |
2 |
Комплектующие (запасные части): |
|||
2.1 |
Ножницы с ручным управлением |
Ножницы коагуляционные для открытых операций, с ручной активацией. Ножницы с пластиковым корпусом, двумя ножницеобразными рукоятками - активной и фиксированной, предназначены для одновременного рассечения и коагуляции тканей и сосудов диаметром до 5 мм. При отсутствии активации могут использоваться в качестве граспера, зажима. Частота колебания титанового лезвия ножниц в продольном направлении 55,5 кГц. Возможность активации насадки с помощью кнопок включения режимов минимальной и максимальной мощности, расположенных на нижней стороне насадки для быстрого доступа, или с помощью ножного привода (педаль). Общая длина ствола не более 17 см от конца лезвия до кнопки ручного управления MAX. Рабочая часть состоит из активной (лезвие) и пассивной браншей. Активная бранша титановая, коническая, изогнутая, для улучшения визуализации рабочего пространства. Длина активной бранши (лезвия) не более 16 мм. Пассивная бранша имеет пластиковую накладку с насечками для эффективной работы с тканями. Ствол инструмента выполнен из алюминия и минимизирует нагревание насадки. Рукоятки сведения бранш симметричные, кольцевидные. Наличие резиновых прокладок на внутренней стороне рукояток сведения бранш и кнопках ручной активации, препятствующих скольжению и способствующих комфортному размещению руки хирурга. Наличие зазора при полном сжатии колец обеспечивает контролируемую компрессию, не оказывая влияния на диссекцию. Наличие резьбового разъема для соединения с облегченной лапаросонической рукояткой. Предназначены для использования у одного пациента, не подлежат повторной стерилизации. Поставляются стерильными. Комплектуется замком рабочей части и вспомогательной резиновой муфтой для монтажа насадки. Могут применяться у пациентов с кардиостимуляторами. Совместимы с генератором GEN11 при помощи специального адаптера насадок "Гармоник". |
шт |
5 |
2.4 |
Адаптер |
Адаптер служит для подключения ультразвуковых инструментов и насадок "Гармоник" (совместимых с генератором GEN04) к генератору G11 - через лапаросонические рукоятки. Возможность фиксации адаптера - снабжен специальным стальным хомутиком для фиксации к генератору, во избежание утери адаптера. Снабжен магнитным доводчиком для точной фиксации адаптера в разъеме базового блока. Поставляется нестерильным. |
шт |
4 |
2.5 |
Адаптер для насадок |
Адаптер служит для подключения биполярных насадок для коагуляции и диссекции "Энсил" (совместимых с генератором RF60), к генератору G11. Возможность фиксации адаптера - снабжен специальным стальным хомутиком для фиксации к генератору, во избежание утери адаптера. Снабжен магнитным доводчиком для точной фиксации адаптера в разъеме базового блока. Поставляется нестерильным. |
шт |
4 |
Из анализа требований к комплектующим (запасным частям) Комиссия делает вывод о том, что поставкой комплектующих к генератору G11 обусловлено отсутствие у потенциальных участников закупки возможности предложить к поставке какой-либо иной генератор, кроме как генератор G11 компании "Меркатор Холдинг". В противном случае поставленные комплектующие могут быть не совместимы с генератором.
Частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям данного Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию о наименовании и описании объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Заказчиком при утверждении аукционной документации указанные правовые нормы не соблюдены, поскольку не обеспечена возможность выбора участниками закупки производителей закупаемого генератора исходя из действительных потребностей Заказчика.
Таким образом, действия Заказчика, установившего в аукционной документации требования к закупаемому товару, ограничивающие количество участников закупки, не соответствуют пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе и нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе. Указанное нарушение содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.1 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3) Заявитель считает, что в техническое задание Заказчик включил не все требования к закупаемому товару, которые содержатся в государственных стандартах, не обосновав это, что нарушает пункт 2 части 3 статьи 33 Закона о контрактной систем.
Комиссия считает данный довод несостоятельным по следующим основаниям.
В силу пункта 2 части 3 статьи 33 Закона о контрактной систем при составлении описания объекта закупки необходимо использование показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Указанная норма права не обязывает заказчиков включать в описание объекта закупки все без исключения требования государственных стандартов (по сути, копировать их текст в описание объекта закупки).
Жалоба не содержит указание на конкретные использованные Заказчиком требования к объекту закупки, которые не соответствуют государственным стандартам.
Заявитель же на рассмотрение дела своего представителя не направил и доказательств наличия несоответствующих государственным стандартам требований к товару в аукционной документации не предоставил.
Поскольку допущенные Заказчиком и выявленные Комиссией нарушения влияют на субъектный состав закупки и, как следствие, на результат определения победителя, Комиссия Управления считает необходимым выдать Заказчику предписание об устранении вышеуказанного нарушения.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99 и частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Медислайф" на действия государственного заказчика ГБУЗ АО "Областной онкологический диспансер" при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку генератора электрохирургического, ультразвукового с комплектующими (запасными частями) (реестровый N0325200001618000037) обоснованной в части.
2. Признать государственного заказчика ГБУЗ АО "Областной онкологический диспансер" нарушившим п.1 ч.1 ст.64 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на поставку генератора электрохирургического, ультразвукового с комплектующими (запасными частями) (реестровый N0325200001618000037).
3. Выдать государственному заказчику ГБУЗ АО "Областной онкологический диспансер" предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе, допущенных при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на поставку генератора электрохирургического, ультразвукового с комплектующими (запасными частями) (реестровый N0325200001618000037).
5. Передать материалы дела должностному лицу Астраханского УФАС России, уполномоченному на составление протокола об административном правонарушении, для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Примечание: настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель комиссии П.Л. Потылицын
Члены комиссии: М.В.Литвинов
Р.Р.Умерова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 9 апреля 2018 г. N 100-РЗ-04-18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.04.2018