Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее - Комиссия), в составе:
<_> - начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
<_> - заместителя начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
<_> - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Олимп" (далее - ООО "Олимп", заявитель): не явились, надлежащим образом уведомлены,
от заказчика администрации муниципального казенного учреждения "Служба муниципального заказчика" муниципального образования "Амгинский улус (район) Республики Саха (Якутия)" (далее также - МКУ "Служба муниципального заказчика" МО "Амгинский улус (район) РС(Я)", заказчик): не явились, надлежащим образом уведомлены,
от уполномоченного учреждения муниципального казенного учреждения "Управление муниципальными закупками" муниципального образования "Амгинский улус (район) Республики Саха (Якутия) (далее также - МКУ "УМЗ" МО "Амгинский улус (район) РС(Я), уполномоченное учреждение) - уведомлены надлежащим образом, не явились, представлены письменные пояснения,
рассмотрев жалобу ООО "Олимп" на действия заказчика МКУ "Служба муниципального заказчика" МО "Амгинский улус (район) РС(Я)", уполномоченного учреждения МКУ "Управление муниципальными закупками" МО "Амгинский улус (район)" РС(Я) при проведении аукциона на выполнение ремонта МБДОУ "Д/с "Колобок" (изв. N 0816300022118000047), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14,
у с т а н о в и л а:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ООО "Олимп" на действия заказчика МКУ "Служба муниципального заказчика" МО "Амгинский улус (район) РС(Я)", уполномоченного учреждения МКУ "Управление муниципальными закупками" МО "Амгинский улус (район)" РС(Я) при проведении аукциона на выполнение ремонта МБДОУ "Д/с "Колобок" (изв. N 0816300022118000047).
Из текста жалобы ООО "Олимп" следует, что заявителем обжалуется следующее:
1. Установление некорректного срока окончания подачи участниками закупки запросов на разъяснение положений аукционной документации.
2. Описание объекта закупки. По мнению заявителя в аукционной документации установлены некорректные, не соответствующие действующим государственным стандартам показатели товара "доски обрезные".
Просят признать жалобу обоснованной, выдать заказчику предписание об устранении допущенных нарушений.
Из письменных пояснений уполномоченного учреждения следует, что МКУ "СМЗ МО "Амгинский улус (район)" РС(Я) не согласно с доводами жалобы по следующим основаниям.
1. В соответствии с положениями законодательства о контрактной системе в аукционной документации установлен срок подачи участниками закупки запросов разъяснений положений документации об электронном аукционе - с 22.03.2018 г. по 26.03.2018 г. включительно.
2. Требования к размерам досок обрезных установлены в соответствии с действующим ГОСТ 24454-80 "Пиломатериалы хвойных пород. Размеры".
Просят признать жалобу необоснованной.
Комиссия, изучив имеющиеся в деле материалы, установила следующее:
1) извещение N 0816300022118000047 об осуществлении закупки размещено на официальном сайте ЕИС www.zakupki.gov.ru, а также на сайте оператора электронной площадки ООО "РТС-тендер" - 22.03.2018 г.;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 1 500 792,00 руб.;
4) на участие в электронном аукционе поступило 12 заявок от участников закупки, по итогам рассмотрения первых частей заявок все участники закупки допущены к участию в электронном аукционе;
5) на момент рассмотрения жалобы электронный аукцион не проведен;
6) на основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), в соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, закупка в части подписания контракта приостановлена до рассмотрения жалобы по существу.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) считает жалобу ООО "Олимп" частично обоснованной исходя из следующего.
1. Из текста жалобы следует, что заявителем обжалуется установление некорректного срока окончания подачи участниками закупки запросов на разъяснение положений аукционной документации.
Согласно пункту 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе, наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
Частями 3 и 4 статьи 65 Закона о контрактной системе установлено, что любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
В течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 названной статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Согласно статье 190 ГК РФ установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами.
Срок может определяться также указанием на событие, которое должно неизбежно наступить.
В соответствии с частью 1 статьи 194 ГК РФ если срок установлен для совершения какого-либо действия, оно может быть выполнено до двадцати четырех часов последнего дня срока.
Материалами дела установлено, что сроком окончания подачи заявок на участие в электронном аукционе в извещении о проведении закупки и в аукционной документации определено 10 часов 00 минут 30 марта 2018 года.
В пункте 18 части 1 аукционной документации "Сведения о проводимом аукционе в электронной форме" указано следующее: "Любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе.
При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона.
В течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки запроса заказчик размещает в единой информационной системе контрактной системы в сфере закупок разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Дата начала: 22 марта 2018 года, дата окончания: 26 марта 2018 года".
Изучив положения документации об электронном аукционе, Комиссия Якутского УФАС России приходит к выводу о том, что сроки, установленные заказчиком для дачи разъяснений на поступившие от участников закупки запросы, не ограничивают сроки подачи таких запросов.
При этом из письменных пояснений заказчика следует, что участники закупки вправе подать запросы разъяснений положений аукционной документации в период с 22.03.2018 г. по 26.03.2018 г. включительно.
При изложенных обстоятельствах, первый довод жалобы заявителя ООО "Олимп" не находит подтверждения и признается необоснованным.
2. Заявитель указывает на несоответствие действующим государственным стандартам показателей товара "Доски обрезные", указанных в Описании объекта закупки.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Материалами дела установлено, что в приложении N 2 "Требования к основным используемым материалам и товарам на выполнение ремонта МБДОУ "Колобок" с. Чапчылган Амгинского улуса" к разделу "Описание объекта закупки" аукционной документации заказчиком по позиции N 13 "Доски обрезные" установлены следующие показатели:
N п/п |
Наименование товара |
Требуемые параметры |
Требуемое значение |
Единицы измерения |
13. |
Доски обрезные |
Толщина |
не менее 44 |
мм |
Ширина |
75-150 |
мм |
||
Номинальные размеры длины |
от 1,0 до 6,5 с градацией 0,25 |
м |
||
Сорт |
1-3. |
|
||
С влажностью |
не более 22 |
% |
Из данных официального сайта Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии http://www.gost.ru следует, что термины и определения понятий в области лесопильного производства, обязательные для применения во всех видах документации и литературы, входящих в сферу действия стандартизации или использующих результаты этой деятельности, установлены ГОСТ 18288-87 "Производство лесопильное. Термины и определения" (далее также - ГОСТ 18288-87).
Пунктом 21 ГОСТ 18288-87 термину "Доска" дано следующее определение: "Пиломатериал толщиной до 100 мм и шириной более двойной толщины".
Следовательно, установленный в рассматриваемом случае заказчиком/уполномоченным учреждением показатель "ширина" по позиции "Доски обрезные хвойных пород" не соответствует положениям ГОСТ 18288-87 в полной мере, является ограниченным, по сравнению с показателем, установленным в государственном стандарте.
При этом в составе аукционной документации отсутствует обоснование необходимости использования данного, отличного от установленного в ГОСТ показателя.
При этом ссылка уполномоченного учреждения на ГОСТ 24454-80 "Пиломатериалы хвойных пород. Размеры" является несостоятельной, поскольку указанный стандарт определяет размеры пиломатериалов, в общем, вне зависимости от их вида, а ГОСТ 18288-87 разделяет пиломатериалы на такие виды как брус, брусок, доска, шпала и пр., и устанавливает показатели для каждого из таких видов пиломатериалов.
В связи с вышеизложенным, второй довод жалобы ООО "Олимп" признается обоснованным. Заказчик/уполномоченный орган признаются нарушившими пункты 1 и 2 части 1 статьи 33, пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, в соответствии с частью 1 статьи 105 Закона о контрактной системе любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
Любой довод жалобы, если его обоснованность прямо не следует из положений Закона о контрактной системе, нуждается в доказывании. На это, в частности, указывает часть 9 статьи 105 Закона о контрактной системе, устанавливающая обязанность участника закупки, подавшего жалобу на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, приложить к жалобе документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.
В жалобе заявителя отсутствует указание на нарушение прав и законных интересов участника закупки.
Материалами дела установлено, что на участие в электронном аукционе поступило 12 заявок от участников закупки, по итогам рассмотрения первых частей заявок все участники закупки допущены к участию в электронном аукционе. При этом из материалов дела не следует, что в адрес заказчика от участников закупки поступали запросы разъяснений относительно оспариваемой заявителем позиции Описания объекта закупки.
Таким образом, на момент рассмотрения жалобы у Комиссии Якутского УФАС России отсутствуют сведения о том, что допущенное заказчиком/уполномоченным учреждением нарушение повлияло на результаты осуществления закупки.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ООО "Олимп" на действия заказчика МКУ "Служба муниципального заказчика" МО "Амгинский улус (район) РС(Я)", уполномоченного учреждения МКУ "Управление муниципальными закупками" МО "Амгинский улус (район)" РС(Я) при проведении аукциона на выполнение ремонта МБДОУ "Д/с "Колобок" (изв. N 0816300022118000047) обоснованной частично, обоснованным признан довод заявителя о наличии в проекте контракта не соответствующего требованиям законодательства о контрактной системе положения, согласно которому обеспечение исполнения контракта может быть представлено в виде залога денежных средств, о неуказании в разъяснениях положения аукционной документации текста запроса, направленного участником закупки.
2. Признать заказчика МКУ "Служба муниципального заказчика" МО "Амгинский улус (район) РС(Я)", уполномоченное учреждение МКУ "Управление муниципальными закупками" МО "Амгинский улус (район)" РС(Я) нарушившими пункты 1 и 2 части 1 статьи 33, пункт 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Поскольку на момент рассмотрения жалобы у Комиссии Якутского УФАС России отсутствуют сведения о том, что допущенное заказчиком/уполномоченным учреждением нарушение повлияло на результаты осуществления закупки, предписание об устранении допущенных нарушений не выдавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя комиссии: <_>
Члены комиссии: <_>
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 3 апреля 2018 г. N 06-246/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.04.2018