Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее - Комиссия антимонопольного органа), в составе:
<...> - начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
<...> - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
<...> - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "СТРОЙСЕРВИС" (далее также - ООО "СТРОЙСЕРВИС"): не явились, о месте и времени рассмотрения жалобы уведомлены надлежащим образом;
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Новострой" (далее также - ООО "Новострой"): не явились, о месте и времени рассмотрения жалобы уведомлены надлежащим образом;
от заказчика Государственного казенного учреждения "Дирекция строительства Министерства сельского хозяйства и продовольственной политики Республики Саха (Якутия)" (далее также - ГКУ "Дирекция строительства МСХ и ПП РС (Я)", заказчик): <...>, <...> (представители по доверенностям);
от уполномоченного органа Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по регулированию контрактной системы в сфере закупок (далее также - Госкомзакупок РС (Я), уполномоченный орган): <...> (представитель по доверенности);
от заинтересованного лица общества с ограниченной ответственностью "Сахастройсервис": <...>. (представитель по доверенности),
рассмотрев жалобы ООО "Новострой", ООО "СТРОЙСЕРВИС" на действия заказчика ГКУ "ДС МСХиПП", уполномоченного органа Госкомзакупок РС(Я) при проведении электронного аукциона на выполнение работ по строительству объекта "Локальный водопровод в с.Акана Нюрбинского улуса РС (Я)" (извещение N 0116200007918000487), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе, Закона 44-ФЗ) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14,
у с т а н о в и л а:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ООО "Новострой", ООО "СТРОЙСЕРВИС".
Из текста жалобы ООО "СТРОЙСЕРВИС" следует, что описание объекта закупки не соответствует требованиям Закона о контрактной системе, а именно в пунктах 1 и 2 части 2 "Описание объекта закупки" аукционной документации требования к товарам/материалам, используемые при выполнении работ, установлены не в соответствии с действующими стандартами.
Просят признать жалобу обоснованной.
Из текста жалобы ООО "Новострой" следует, что в пунктах 1 и 2 части 2 "Описание объекта закупки" аукционной документации установлены излишние требования к товарам/материалам, используемым при выполнении работ, значения показателей которых становятся известными только после проведения соответствующих испытаний.
Просят признать жалобу обоснованной.
Представитель уполномоченного органа поддержал письменные пояснения в полном объеме. Просит признать жалобы заявителей ООО "Новострой", ООО "СТРОЙСЕРВИС" необоснованными.
Представители заказчика поддержали письменные пояснения в полном объеме, дополнительно пояснили, что в проекте контракта в части указания банковских реквизитов заказчика допущена техническая опечатка, актуальная информация указана в извещении о проведении закупки в информационной карте аукционной документации.
Комиссия антимонопольного органа, изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее.
1) извещение N 0116200007918000487 об осуществлении закупки размещено на сайте оператора электронной торговой площадки ООО "РТС-тендер", официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 28.02.2018 года;
2) в извещение о проведении закупки внесены изменения - 13.03.2018 г.
3) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
4) начальная (максимальная) цена контракта - 13 677 251, 21 рублей;
5) на участие в электронном аукционе подано 26 заявок, к участию в электронном аукционе допущено 11 участников закупки;
6) дата проведения электронного аукциона - 06.04.2018 г.;
7) на основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), в соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, закупка в части подписания контракта приостановлена до рассмотрения жалобы по существу.
Комиссия считает жалобу ООО "Новострой" обоснованной на основании следующего.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Таким образом, описание объекта закупки должно содержать стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающуюся его технических и качественных характеристик, которые установлены в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
В части 2 "Описание объекта закупки" аукционной документации установлены, в том числе следующие требования:
- пункт 1 "Трубы водопроводные напорные из полиэтилена": ГОСТ 18599-2001; Относительное удлинение при разрыве % не менее 350; Изменение длины труб после прогрева % не более 3;
- пункт 2 "Трубы водопроводные напорные из полиэтилена": ГОСТ 18599-2001; Относительное удлинение при разрыве % не менее 350; Изменение длины труб после прогрева % не более 3.
В соответствии с требованиями аукционной документации в первой части заявки на участие в электронном аукционе участник закупки должен предоставить, в том числе конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе (часть 2 приложения 1 "Информационная карта" аукционной документации).
Согласно информации с официального сайта Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии http://www.gost.ru ГОСТ 18599-2001 "Трубы напорные из полиэтилена. Технические условия" (далее также ГОСТ 18599-2001) является действующим стандартом.
Пункт 5 ГОСТ 18599-2001 устанавливает, что трубы должны соответствовать характеристикам, указанным в таблице 5.
Пунктом 2 и 3 таблицы 5 ГОСТ 18599-2001 установлено, что значения показателей "Относительное удлинение при разрыве" и "Изменение длины труб после прогрева" определяются методами испытаний по ГОСТ 11262, пункту 8.4 ГОСТ 18599-2001 и по ГОСТ 27078 и пункту 8.5 ГОСТ 18599-2001, соответственно.
Согласно пункту 8.4 ГОСТ 18599-2001 относительное удлинение при разрыве определяют по ГОСТ 11262* на образцах-лопатках, при этом толщина образца должна быть равна толщине стенки трубы. Отрезок трубы, изготовленный из пробы, отобранной по 7.2, разделяют на равное количество секторов, вырезают полосы, располагаемые приблизительно равномерно по окружности трубы, в количестве, указанном в таблице 7в.
Согласно пункту 8.5 ГОСТ 18599-2001 определение изменения длины трубы после прогрева проводят по ГОСТ 27078 при температуре (1002) °С для полиэтилена ПЭ 32, при температуре (110
2) °С для полиэтилена ПЭ 63, ПЭ 80 и ПЭ 100 на трубах номинальной толщиной стенки 16 мм и менее. При этом образцы перед испытанием кондиционируют в стандартной атмосфере 23 по ГОСТ 12423 при номинальной толщине испытуемой трубы, мм.
Таким образом, для определения конкретных значений показателей "Относительное удлинение при разрыве" и "Изменение длины труб после прогрева" участникам закупки необходимо провести определенные испытания товара/материала.
При этом, необходимо отметить, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар, подлежащий описанию в соответствии с требованиями документации, действия заказчика в части излишней детализации описания объекта закупки, а именно подробного изложения требований к используемых при выполнении работ товарам, в том числе к веществам и компонентам, из которых они состоят, что ограничивает возможность участников закупок предоставить надлежащее предложение в составе заявок на участие в электронном аукционе.
В соответствии с Решением Верховного суда Российской Федерации от 09.02.2017 года N АКПИ16-1287 суд поддержал позицию ФАС России (письмо N ИА/44536/16 от 01.07.2016 г.) о недопустимости требования от участников закупки чрезмерно детализированного описания товара, в том числе химического состава, компонентов товара, и (или) показателей технологии производства, испытания товара, и (или) показателей, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства.
Таким образом, действия заказчика, установившего излишние требования к показателям товаров, используемых при выполнении работ, значения которых становятся известными в ходе испытаний, не соответствуют положениям пункта 2 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Жалоба ООО "Новострой" признана обоснованной.
Вместе с тем, согласно материалам дела допущенное нарушение не повлияло на результаты осуществления закупки.
Комиссия считает жалобу ООО "СТРОЙСЕРВИС" необоснованной на основании следующего.
Как установлено ранее, в силу пунктов 1, 2 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно содержать стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающуюся его технических и качественных характеристик, которые установлены в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
В части 2 "Описание объекта закупки" аукционной документации установлены, в том числе следующие требования:
- пункт 1 "Трубы водопроводные напорные из полиэтилена":
ГОСТ 18599-2001; Стандартное размерное соотношение (наружный диаметр трубы деленный на толщину стенки трубы) от 9 до 17
Номинальное давление PN не менее 6 105 Па (бар) не более 16
105 Па (бар)
Номинальный наружный диаметр не менее 110 мм
Толщина стенки не менее 6,6 мм не более 12,3 мм;
- пункт 2 "Трубы водопроводные напорные из полиэтилена":
ГОСТ 18599-2001; Стандартное размерное соотношение (наружный диаметр трубы деленный на толщину стенки трубы) от 9 до 17
Номинальное давление PN не менее 6 105 Па (бар) не более 16
105 Па (бар)
Номинальный наружный диаметр не менее 63 мм
Толщина стенки не менее 3,8 мм не более 7,1 мм.
По мнению ООО "СТРОЙСЕРВИС" указанные требования к товарам/материалам, используемым при выполнении работ, в совокупности не соответствуют требованиям ГОСТ 18599-2001.
В письменных пояснениях уполномоченным органом указано следующее:
"В пункте 3.8 ГОСТ 18599-2001 "Трубы напорные из полиэтилена. Технические условия" указано, что:
"3.8 коэффициент снижения давления Q Коэффициент снижения максимального рабочего давления МОР в зависимости от температуры транспортируемой воды, выбираемый в соответствии с приложением А".
Следовательно, в своих жалобах заявитель пытается ввести в заблуждение комиссию, давая другое определение.
По пункту 3.3 ГОСТ 18599-2001:
"3.3 номинальная толщина стенки е (мм): Условное обозначение размера, соответствующее минимальной допустимой толщине стенки трубы, рассчитываемой по следующей формуле и округляемой в большую сторону до 0,1 мм:
Е = d/(2S+1), (1),
где d - номинальный наружный диаметр трубы, мм;
S - серия трубы.
3.7. стандартное размерное отношение SDR: Отношение номинального наружного диаметра трубы d к номинальной толщине стенки е. Соотношение между SDR и S определяют по следующей формуле:
SDR = 2S + 1, (3), где S - серия трубы".
Представители заказчика данные пояснения на рассмотрении дела поддержали.
Согласно таблицы 3 ГОСТ 18599-2001 по SDR от 9 до 17, PN от 6 до 16 вкл. х105 Па (бар) с толщиной стенки составляют от 3,8 до 7,1 мм подпадают трубы с номинальным наружным диаметром от 63 до 110 мм. А по SDR от 9 до 17, PN от 6 до 16 вкл. х105 Па (бар) с толщиной стенки составляют от 6,6 до 12,3 мм подпадают трубы с номинальным наружным диаметром от 110 до 200 мм".
Комиссия антимонопольного органа, изучив материалы дела, а также ГОСТ 18599-2001 приходит к выводу, что требования к товарам/материалам, установленные в части 2 "Описание объекта закупки" аукционной документации, соответствуют показателям, предусмотренным в таблице 3 ГОСТ 18599-2001, следовательно, не противоречат положениям статьи 33 Закона о контрактной системе.
Таким образом, жалоба ООО "СТРОЙСЕРВИС" признана необоснованной.
В ходе проведения внеплановой проверки установлено следующее.
1. Как установлено ранее, в соответствии с частью 4 статьи 64 Закона о контрактной системе проект контракта является неотъемлемой частью такой документации.
Частью 13 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
Согласно материалам дела, проект контракта содержит, в том числе следующие раздела:
Раздел 2 "Порядок сдачи и приемки Работ" и раздел 9 "Приемка законченного строительством объекта".
Согласно пояснениям представителей заказчика, раздел 2 проекта контракта регламентирует действия сторон при осуществлении промежуточной приемки выполненных работ.
Между тем, Комиссией установлено, что указанные положения проекта контракта не позволяют однозначно определить срок осуществления заказчиком промежуточной приемки выполненных работ.
Представитель заказчика пояснил, что срок промежуточной приемки выполненных работ составляет 10 рабочих дней.
Таким образом, в нарушение части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе заказчиком в проекте контракта срок промежуточной приемки поставленного товара не установлен.
2. Согласно части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе аукционная документация должна содержать информацию, указанную в извещении о проведении закупки.
Частью 4 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Кроме того, в соответствии с частью 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Из совокупного смысла указанных норм следует, что информация, указанная в извещении о проведении закупки и аукционной документации, в том числе проекте контракта, не должна иметь разночтений.
В пункте 22 Извещении о проведении электронного аукциона указаны следующие банковские реквизиты заказчика: Государственное казенное учреждение "Дирекция строительства Министерства сельского хозяйства и продовольственной политики Республики Саха (Якутия)"
л/с 55082035339
р/с 40302810300004000002
ОТДЕЛЕНИЕ-НБ РЕСПУБЛИКА САХА (ЯКУТИЯ)
ИНН: 1435194635
КПП: 143501001
БИК 049805001
Код ОКТМО 98701000001.
Между тем, в пункте 5.3 проекта контракта проекта контракта указано следующее: "Внесение денежных средств в обеспечение исполнения Контракта осуществляется с использованием следующих реквизитов:
Получатель: Министерство финансов РС (Я) (ГКУ "Дирекция строительства Министерства сельского хозяйства и продовольственной политики РС (Я)"),
лицевой счет получателя средств: 04162005340,
расчетный счет 40201810800000100002 в Отделении НБ Респ.Саха (Якутия) г.Якутск,
БИК 049805001,
ИНН 1435194635,
КПП 143501001.
Назначение платежа:
"Обеспечение исполнения контракта, заключаемого по итогам закупки N_________________________________".
А также, в разделе 15 проекта контракта проекта контракта указано следующее:
"ГКУ "Дирекция строительства МСХ и ПП РС (Я)"
677007, РС (Я), г. Якутск, ул. Курашова, 28, каб. 203, тел. (4112) 34-01-62, факс 42-05-74
ИНН 1435194635/КПП 143501001
л/с 03082035339 в Департаменте Республиканского казначейства МФ РС(Я)
р/с 40201810800000100002
Отделение- НБ Республики Саха (Якутия)
БИК 049805001".
Представители заказчика пояснили, что в проекте контракта в части указания реквизитов заказчика допущена техническая опечатка, достоверная информация указана в извещении о проведении закупки.
Таким образом, заказчиком, допустившим наличие разночтений в информации, указанной в извещении о проведении закупки и проекте контракта, который является неотъемлемой частью аукционной документации, нарушены части 1, 4 статьи 64 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ООО "Новострой" на действия заказчика ГКУ "Дирекция строительства МСХ и ПП РС (Я)", уполномоченного органа Госкомзакупок РС (Я) при проведении электронного аукциона на выполнение работ по строительству объекта "Локальный водопровод в с. Акана Нюрбинского улуса РС (Я)" (извещение N 0116200007918000487) обоснованной.
2. Признать жалобу ООО "СТРОЙСЕРВИС" на действия заказчика ГКУ "Дирекция строительства МСХ и ПП РС (Я)", уполномоченного органа Госкомзакупок РС (Я) при проведении электронного аукциона на выполнение работ по строительству объекта "Локальный водопровод в с.Акана Нюрбинского улуса РС (Я)" (извещение N 0116200007918000487) необоснованной.
3. Признать заказчика ГКУ "Дирекция строительства МСХ и ПП РС (Я)" нарушившим часть 13 статьи 34, пункт 2 части 1 статьи 33, части 1, 4 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
4. Выдать заказчику ГКУ "Дирекция строительства МСХ и ПП РС (Я)" предписание об устранении допущенного нарушения.
5. В сроки, определенные предписанием, уведомить Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) о выполнении положений предписания.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения
Заместитель председателя комиссии <...>
Члены комиссии: <...>
<...>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 6 апреля 2018 г. N 06-260/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.04.2018