На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с приказом ФАС России от 04.04.2018 N 429/18 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок" Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев обращение ООО "Изидолг" (далее - Заявитель), содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях ФКП "Алексинский химический комбинат" (далее - Заказчик), при проведении Заказчиком, ЗАО "Сбербанк-АСТ", (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку спирта этилового денатурированного из пищевого сырья (номер извещения 0566100000218000050) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В ФАС России поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Заказчика, при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. Заказчиком неправомерно сокращен срок подачи заявок на участие в Аукционе;
2. Заказчиком неправомерно установлено требование к составу второй части заявки о декларировании единого требования к участникам закупки о том, что участник закупки не является офшорной компанией;
3. Заказчиком неправомерно установлены в документации об Аукционе требования к характеристикам ряда товаров, в том числе требования к конкретным показателям материалов, химическому составу, применяемому при изготовлении товаров, технологическим процессам изготовления указанных товаров, результатам испытаний.
4. Заказчиком ненадлежащим образом установлены размеры штрафов, начисляемых в случае неисполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком), а также надлежащим образом не установлена пеня за каждый день просрочки исполнения заказчиком или поставщиком обязательств, предусмотренных контрактом, в соответствии с постановлением Правительства от 30.08.2017 N 1042 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. N 570 и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063" (далее - Постановление N 1042).
Представитель Заказчика не согласился с доводом Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения обращения и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 19.03.2018;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 79 163 150 рублей;
4) на участие в Аукционе подано 2 заявки от участников закупки;
5) к участию в Аукционе допущено 2 участника закупки;
6) дата проведения Аукциона - 09.04.2018;
7) в период проведения Аукциона предложения о цене контракта подавали 2 участника Аукциона;
1. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком неправомерно сокращен срок подачи заявок на участие в Аукционе.
В соответствии с частью 3 статьи 63 Закона о контрактной системе в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в ЕИС извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию о дате и времени окончания срока подачи заявок на участие в аукционе.
В статье 191 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
На заседании Комиссии установлено, что извещение о проведении Аукциона размещено Заказчиком в ЕИС 19.03.2018.
Дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе - 04.04.2018.
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что, в соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 194 Гражданского кодекса Российской Федерации, если действие должно быть совершено в организации, то срок совершения такого действия истекает в тот час, когда в этой организации по установленным правилам прекращаются соответствующие операции. Таким образом, поскольку в организациях работа прекращается 17:00, Заказчиком установлен срок окончания подачи заявок на участие в Аукционе до 04.04.2018 (16 дней).
Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии не явился, не представил доказательств, подтверждающих, что Заказчиком, в документации об Аукционе установлен ненадлежащий срок окончания предоставления разъяснений положений документации об Аукционе.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
При этом, в соответствии с частью 6 статьи 65 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение о внесении изменений в извещение о проведении электронного аукциона не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Изменение объекта закупки при проведении такого аукциона не допускается. В течение одного дня с даты принятия данного решения заказчик размещает в единой информационной системе указанные изменения. При этом срок подачи заявок на участие в таком аукционе должен быть продлен таким образом, чтобы с даты размещения изменений, внесенных в извещение о проведении такого аукциона, до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней или, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, не менее чем семь дней.
Заказчиком 20.03.2018 внесены изменения в извещение о проведении Аукциона.
Согласно извещению о проведении Аукциона в редакции от 20.03.2018 N ИИ2 дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 04.04.2018, то есть на пятнадцатый день с момента размещения в ЕИС изменения в извещение о проведении Аукциона, при этом время подачи заявок на участие в Аукционе ограничено периодом до 10:00.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика нарушают часть 6 статьи 65 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, на участие в Аукционе подано 2 заявки от участников закупки, в связи с чем Комиссия приходит к выводу, что указанное нарушение не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку на момент рассмотрения жалобы Комиссия не представлено сведений о том, что указанное нарушение оказало влияние на результаты закупки.
2. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком неправомерно в Документации об Аукционе установлено требование к составу второй части заявки о декларировании единого требования к участникам закупки о том, что участник закупки не является офшорной компанией.
В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о том, что участник закупки не является офшорной компанией.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе
В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Пунктом 11.1 раздела I. "Общие условия проведения аукциона в электронной форме" документации об Аукционе установлены единые требования к участнику Аукциона, в том числе, подпунктом 9 установлено требование о том, что участник закупки не является офшорной компанией.
При этом, подпунктом 12.3 пункта 12 раздела I. "Общие условия проведения аукциона в электронной форме" документации об Аукционе установлено, что вторая часть заявки на участие в Аукционе должна содержать, в том числе: "2) документы, подтверждающие соответствие участника аукциона требованиям, установленным подпунктом 1 пункта 11.1 и пункта 11.2 (при наличии таких требований) части 11 настоящего раздела, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника аукциона требованиям, установленным подпунктами 2 - 9 пункта 11.1 части 11 настоящего раздела".
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком неправомерно установлено требование о предоставлении декларации участником Аукциона о том, что такой участник не является офшорной компанией, поскольку Законом о контрактной системе не предусмотрено декларирование соответствия участника закупки пункту 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Таким образом, действия Заказчика, установившего ненадлежащие требования к составу заявок на участие в Аукционе, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что указанное нарушение не повлияло на результат проведения закупки, поскольку ни один участник не по указанному основанию не отклонялся.
3. В соответствии с доводом Заявителя, Заказчиком неправомерно установлены в документации об Аукционе требования к характеристикам ряда товаров, в том числе требования к конкретным показателям материалов, химическому составу, применяемому при изготовлении товаров, технологическим процессам изготовления указанных товаров, результатам испытаний.
Пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
На заседании Комиссии установлено, что в пункте 3 раздела III "Техническое задание" указаны, в том числе, следующие требования к характеристикам поставляемого товара:
"Вкус - С горьким привкусом;
Объемная доля этилового спирта, %, не менее - 96,0; 96,2;
Массовая доля битрекса (денатоний бензоат), %, не менее - 0,0015".
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что указанные показатели установлены в соответствии с потребностью Заказчика и не содержат требований к описанию участниками закупки химического состава веществ материалов, из которых состоят товары, используемые при выполнении работ, а также результатам испытаний таких товаров.
Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии не явился, не представил доказательств, подтверждающих, что Заказчиком, в документации об Аукционе установлен ненадлежащий срок окончания предоставления разъяснений положений документации об Аукционе.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
4. Заказчиком ненадлежащим образом установлены размеры штрафов, начисляемых в случае неисполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком), а также ненадлежащим образом установлена пеня за каждый день просрочки исполнения заказчиком или поставщиком обязательств, предусмотренных контрактом, в соответствии Постановлением N 1042.
В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Согласно части 5 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы.
Согласно пункту 8 статьи 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом утверждены Постановлением N 1042 (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 9 Правил за каждый факт неисполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 1000 рублей, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей (включительно);
б) 5000 рублей, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);
в) 10000 рублей, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно);
г) 100000 рублей, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
На заседании Комиссии установлено, что согласно пункту 7.4 проекта контракта документации об Аукционе определен следующий размер штрафа:
"За каждый факт неисполнения Покупателем обязательств, предусмотренных договором, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке согласно Постановление Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042:
-1 000 рублей, если цена договора не превышает 3 млн. рублей (включительно).
Общая сумма начисленной неустойки (штрафов, пени) за ненадлежащее исполнение Покупателем обязательств, предусмотренных договором, не может превышать цену договора".
Учитывая, что контракт заключается по цене, предлагаемой участником закупки, но не превышающей начальную (максимальную) цену контракта, Заказчику необходимо установить в проекте контракта под отлагательным условием все возможные значения размеров штрафа, предусмотренные Правилами для каждого порогового значения цены контракта, за исключением пороговых значений, превышающих начальную (максимальную) цену контракта.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что Заказчиком не установлены надлежащим образом условия об ответственности Заказчика за просрочку исполнения обязательств, предусмотренных контрактом.
Кроме того, согласно пунктам 7.2.1., 7.3.1. проекта контракта документации об Аукционе "Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения Поставщиком обязательства, предусмотренного договором, и устанавливается в размере не менее одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены договора".
Таким образом, действия Заказчика, не установившего надлежащим образом условия об ответственности сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом, нарушают части 5, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При проведении внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
5. Согласно части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
При этом, в соответствии с частью 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Рассмотрев, проект государственного контракта документации об Аукционе, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком в проекте контракта не установлено положение об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта в случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика нарушают часть 13 статьи 34 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что указанное нарушение не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в связи с тем, что 2 заявки на участие в Аукционе поданы юридическими лицами.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 04.04.2018 N 429/18, Комиссия
РЕШИЛА
1. Признать в действиях Заказчика нарушение части 6 статьи 65, пункт 2 части 1 статьи 64, части 5, 8, 13 статьи 34, Закона, Закона о контрактной системе.
2. Выдать Заказчику предписание об устранении нарушения Закона о контрактной системе.
3. Передать материалы дела от 12.04.2018 N 18/44/99/178 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 12 апреля 2018 г. N 18/44/99/178
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.04.2018