12.04.2018 |
Москва |
На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с приказом ФАС России от 08.12.2016 N 1733/16 "О создании комиссии по контролю в сфере государственного оборонного заказа" Комиссия ФАС России по контролю в сфере государственного оборонного заказа (далее - Комиссия),рассмотрев обращение ООО "АвтоцентрГАЗ"(далее - Заявитель), содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях аукционной комиссии Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Воронежской области (далее - Аукционная комиссия), Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Воронежской области(далее - Заказчик)при проведении Заказчиком, АО "Единая электронная торговая площадка" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на оказание услуг по ремонту и техническому обслуживанию служебного автотранспорта Управления Росгвардии по Воронежской области с заменой запасных частей в рамках ГОЗ (номер извещения 0131400000118000005) (далее - Аукцион), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Аукционной комиссии, Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиямиАукционной комиссии, принявшей решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе по результатам рассмотрения первых частей заявок, поданных на участие в Аукционе, а также действиямиЗаказчика, установившего описание объекта закупки,не позволяющее надлежащим образом заполнить первую часть заявки на участие в Аукционе.
Представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Аукционная комиссия, Заказчик действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документацией об Аукционе, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Аукциона размещено в единой информационной системе в сфере закупок на сайте www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 13.03.2018;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 2 000 000 руб.;
3) дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе - 23.03.2018;
4) на участие в Аукционе подано 3 заявки от участников закупки;
5) к участию в Аукционе допущен1 участник закупки;
6) на основании части 8 статьи 67 Закона о контрактной системе Аукцион признан несостоявшимся в связи с тем, что Аукционная комиссия приняла решение о признании только одного участника закупки, подавшего заявку на участие в Аукционе, его участником.
7) Заказчиком 03.04.2018 заключен государственный контракт N 1818180200012000000000000 / 1 с ООО "СПУТНИК" на сумму 2 000 000 руб.
1. В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар, должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе установлено, что аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно пункту 2 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
Частью 5 статьи 67 Закона о контрактной системе установлено, что отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, не допускается.
В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в Аукционе от 22.03.2018 N б/н (далее -Протоколом рассмотрения заявок) Заявителю (порядковый номер заявки 2) отказано в допуске к участию в Аукционе в связи с тем, что Заявителем в первой части заявки на участие в Аукционе указаны значения характеристик материалов, используемых при оказании услуг, не соответствующие требованиям документации об Аукционе, а именно: "В позиции 267, 284, 1140 и другие не указаны конкретные характеристики поставляемого товара. Присутствуют толкования С/ДО. Не во всех позициях указан товарный знак или знак обслуживания".
Кроме того, по аналогичному основанию Аукционной комиссия отказала в допуске к участию в Аукционе участнику закупки с порядковым номером заявки 3.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В пункте 5.1 информационной карты документации об Аукционе установлено, что первая часть заявки на участие в Аукционе должна содержать, в том числе "конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара".
Согласно пункту 5.3 "Инструкция по заполнению заявки участником закупки" информационной карты документации об Аукционе при заполнении первой части заявки участник закупки должен указать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным в техническом задании.
Изучив приложение N 2документации об Аукционе (далее - Техническое задание), Комиссия установила, что Техническое задание содержит описание оказываемых услуг по ремонту и техническому обслуживанию служебного автотранспорта. При этом в Техническом задании отсутствуют максимальные и (или) минимальные значения показателей.
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что максимальные и (или) минимальные значения показателей,позволяющих определить соответствие закупаемых услуг установленным Заказчиком требованиям, указаны в спецификациях "УАЗ", "Иномарки", "ВАЗ", размещенных в ЕИС, и являющихся неотъемлемой частью документации об Аукционе.
При этомКомиссия установила, что документация об Аукционе не содержит отсылки к спецификациям "УАЗ", "Иномарки", "ВАЗ", размещенным в ЕИС в рамках Аукциона,и (или) иным разделам документации об Аукционе, содержащим показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых услуг установленным Заказчиком требованиям, что вводит участников закупки в заблуждение относительно предоставляемых показателей в первой части заявки на участие в Аукционе.
Изучив спецификации "УАЗ", "Иномарки", "ВАЗ", размещенные в ЕИС в рамках Аукциона, Комиссия установила, что указанные спецификации содержат ценовые предложения от потенциальных исполнителей, на основании которых Заказчиком определялась начальная (максимальная) цена контракта единицы работ (нормо-часа), а также список запасных частей автомобилей, с использованием которых исполнителю необходимооказать услуги по ремонту и техническому обслуживанию служебного автотранспорта. При этом установить какие именно показатели определены максимальными и (или) минимальными значениями и какие показатели определены значениями, которые не могут изменяться не представляется возможным. Так, например:
- по позиции 1 Спецификации "УАЗ" установлена "Подушка стабилизатора 3160-2906041";
- по позиции 57 Спецификации "УАЗ" установлен "Барабан паредний в сб. (Хантер) 3151-95-2803010";
- по позиции 267 Спецификации "УАЗ" установлен "Генератор от 90 А до 120 А";
- по позиции 284 Спецификации "УАЗ" установлена "Главная пара от 38 до 41 зубьев";
- по позиции 267 Спецификации "УАЗ" установлен "Генератор от 90 А до 120 А";
- по позиции 1140 Спецификации "УАЗ" установлена "Рессора 2360 с шарниром от 3 до 5 лист. 2360-2912010";
- по позиции 267 Спецификации "УАЗ" установлен "Генератор от 90 А до 120 А";
- по позиции 267 Спецификации "УАЗ" установлен "Генератор от 90 А до 120 А".
Кроме того, в ряде позиций спецификаций "УАЗ", "Иномарки", "ВАЗ" не указаны каталожные номеразапасных частей к автомобилям, обслуживание которых необходимо произвести исполнителю в рамках контракта и (или) иная информация, позволяющая однозначно идентифицировать требуемые Заказчиком запасные части, что не позволяет участнику закупки определить потребность Заказчика в необходимом товаре для оказания услуг. Так, например, в спецификации "Иномарки" установлен:
- "Фильтр масла Isuzy" с кодом товара "###########";
- "Фильтр" с кодом товара "###########";
- "Фильтр масла двиг. GM6-262" с кодом товара "###########".
Вместе с тем, инструкцией, содержащейся в документации об Аукционе, не регламентировано, что именно необходимо указывать участнику закупки в заявке на участие в Аукционе в случае неустановления Заказчиком каталожного номера запасной части автомобиля в указанных спецификациях.
Таким образом,положения документации об Аукционе вводят в заблуждение участников закупки, не позволяя однозначно установить какие именно значения показателей не подлежат конкретизации и какие - должны быть указаны конкретно, так как Техническим заданиемдокументации об Аукционе, спецификациями "УАЗ", "Иномарки", "ВАЗ"установлены требования к значениям показателей, в отношении которых инструкцией по заполнению первой части заявки на участие в Аукционене даны соответствующие рекомендации, что не соответствует части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Учитывая изложенное, в документации об Аукционе установлена ненадлежащая инструкция по заполнению заявки на участие в Аукционе, не позволяющая определить, какие сведения необходимо указать участнику закупки при формировании первой части заявки на участие в Аукционе, что привело к признанию заявки Заявителя, заявки участника закупки с порядковым номером 3 не соответствующими требованиям документации об Аукционе.
Кроме того, в подпункте 2.2 пункта 5.2 информационной карты документации об Аукционе установлено, что участник закупки декларирует в произвольной форме свое соответствие, в том числе следующим требованиям:
"отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации".
Вместе с тем, Федеральным законом от 28.12.2016 N 489 "О внесении изменений в статью 31 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" внесены изменения в часть 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, предусматривающие, в том числе отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята).
Таким образом, Заказчиком в пункте 5.2 информационной карты документации об Аукционе не установлено требование к участникам закупки, предусмотренное пунктом 7 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Учитывая изложенное, действия Заказчика, не установившего в документации об Аукционе надлежащую инструкцию по заполнению первой части заявки на участие в Аукционе, а также не установившего единое требование к участникам закупки, предусмотренное пунктом 7 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, что содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее -КоАП РФ).
2. Протоколом рассмотрения заявок установлено, что участник закупки (порядковый номер заявки 1) допущен к участию в Аукционе.
Комиссией установлено, что в первой части заявки участника закупки (порядковый номер заявки 1) по позиции 1140 спецификации "УАЗ" указан показатель со следующим предлагаемым значением: "Рессора 2360 с шарниром от 3 до 5 лист. 2360-2912010", которое не соответствует требованиям документации об Аукционе, а также, как следует из Протокола рассмотрения заявок, послужилоаналогичным основанием для отказа в допуске заявки Заявителя и заявки участника закупки с порядковым номером 3.
Таким образом, действия Аукционной комиссии, принявшей решение о допуске к участию в Аукционе участника закупки (порядковый номер заявки 1) нарушают пункт 2 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, что содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершения которого предусмотрена частью 7 статьи 7.30 КоАП РФ.
3. В соответствии с частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы и информацию подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, или копии этих документов, а также декларацию о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
В пункте 5.2 информационной карты документации об Аукционе установлено, что вторая часть заявки на участие в Аукционе должна содержать"документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона".
При этом в соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение Закона о контрактной системе.
Таким образом, в случае если объектом закупки является поставка товара, выполнение работы или оказание услуги, для осуществления которых необходима соответствующая лицензия, свидетельство или иной документ в силу положений законодательства Российской Федерации, заказчик обязан установить требование к участникам закупки о наличии соответствующего документа.
Если законодательством Российской Федерации не предусмотрено обязательного наличия у участника закупки, выполняющего работы или оказывающего услуги, лицензии, свидетельства или иного документа, то заказчик не вправе требовать наличия такого документа у участника закупки.
Вместе с тем, в документации об Аукционе не установлено требование к участникам закупки, предусмотренное пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, в связи с чем установление Заказчиком требования о предоставлении во второй части заявки на участие в Аукционе документов (или копий этих документов), подтверждающих соответствие участника Аукциона требованиям, предусмотреннымпунктом 1 части 1 статьи 31 Закона, не соответствует Закону о контрактной системе.
Комиссия, изучив подпункт 4 пункта 5.2 информационной карты документации об Аукционе установила, что во второй части заявки на участие в Аукционе участнику закупки необходимо представить "документы, подтверждающие соответствие участника аукциона и (или) предлагаемого им товара условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 Закона N 44-ФЗ, или копии этих документов".
При этом Заказчиком в документации об Аукционе требование о соответствии участниказакупки и (или) предлагаемого им товара условиям, запретам и ограничениям, предусмотреннымстатьей 14 Закона о контрактной системе, не установлено.
Таким образом, пункт 5.2 информационной карты документации об Аукционе вводит в заблуждение участников закупки относительно состава сведений и документов, подлежащих представлению во второй части заявки на участие в Аукционе, что не позволяет надлежащим образом сформировать заявку на участие в Аукционе.
Учитывая изложенное, действия Заказчика нарушают пункт 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, что содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершения которого предусмотрена частью 4 статьи 7.30 КоАП РФ.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 части 15 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Заказчика нарушения пункта 2 части 1 статьи 64,пункта 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе.
2. Признать в действиях Аукционной комиссиинарушение пункта 2 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что государственный контракт заключен, предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок не выдавать.
4. В связи с тем, что сведения по выявленным нарушениям, указанным в пунктах 1, 2, 3 настоящего решения, переданы на основании решения от 12.04.2018 N ПГОЗ-060/18 должностному лицу Управления контроля государственного оборонного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях, сведения по указанным нарушениям не передавать для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 12 апреля 2018 г. N ПГОЗ-062/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.04.2018