Резолютивная часть решения оглашена 23 апреля 2018 года
В полном объеме решение изготовлено 24 апреля 2018 года
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
начальника отдела закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
Членов Комиссии: |
Гареевой Д.Ф. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
|
Черенковой Е.Б. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) на основании обращения гражданина о проведении внеплановой проверки действий заказчика при заключении Муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждением "Детский сад N 6 "Красная шапочка" г. Куса" договоров подряда NN 1-3 от 26.02.2018, 27.02.2018 на разборку и устройство кровли у единственного подрядчика, в присутствии:
- представителей Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад N 6 "Красная шапочка" г. Куса" (далее - МБДОУ д/с N 6 г. Куса, заказчик), действующих на основании доверенностей NN 1, 2 от 20.04.2018.
У С Т А Н О В И Л А:
В Челябинское УФАС России 13.03.2018 поступила информация о нарушениях, допущенных МБДОУ д/с N 6 г. Куса при осуществлении заказчиком закупки у единственного подрядчика путем заключения договоров подряда NN 1-3 от 26.02.2018, 27.02.2018 на разборку и устройство кровли, Челябинским УФАС России принято решение о проведении внеплановой проверки.
Из обращения гражданина следует, что местная газета опубликовала статью о произведенном ремонте кровли МБДОУ д/с N 6 г. Куса на выделенные 1,5 млн. рублей. Однако конкурентные процедуры заказчиком не проводились, информация в единой информационной системе об осуществлении закупки отсутствует.
На заседании Комиссии представители заказчика пояснили, что денежные средства в размере 1 487 974,10 рублей выделены решением Собрания депутатов Кусинского муниципального района от 30.01.2018 N 1 на ремонт входных групп, кровли и замену перекрытий. Принимая во внимание сроки проведения конкурентных процедур, погодные условия (преддверие весеннего периода, таяния снега, дождей), состояние перекрытий, обрешетки, кровли, МБДОУ д/с N 6 г. Куса принято решение в кратчайшие сроки выбрать подрядчика для проведения ремонтных работ. Технические задания были направлены нескольким индивидуальным предпринимателям, исходя из трех полученных коммерческих предложений, заказчиком принято решение о заключении контрактов (договоров) с ИП Светлаковым С.Ю. Так, на основании пункта 5 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе заключены три договора, не превышающие четырехсот тысяч рублей, на сумму 1 198 998,00 рублей. Работы проведены на основании сметной документации и выполнены в срок.
Заслушав пояснения, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Комиссия пришла к следующим выводам.
Согласно части 1 и 2 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме, закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
В силу части 5 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями главы 3 указанного закона. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае осуществление закупки товара, работы или услуги государственной или муниципальной образовательной организацией на сумму, не превышающую четырехсот тысяч рублей.
Согласно части 13 статьи 22 Закона о контрактной системе, идентичными товарами, работами, услугами признаются товары, работы, услуги, имеющие одинаковые характерные для них основные признаки.
Понятие идентичных работ, услуг также раскрывается в пункте 3.5.2. Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (далее - методические рекомендации), утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 N 567. Согласно указанной норме идентичными признаются работы, услуги, обладающие одинаковыми характерными для них основными признаками (качественными характеристиками), в том числе реализуемые с использованием одинаковых методик, технологий, подходов, выполняемые (оказываемые) подрядчиками, исполнителями с сопоставимой квалификацией.
Как видно из представленных материалов дела, Заказчик заключил следующие договоры с единственным подрядчиком (исполнителем):
1) договор подряда N 1 на разборку кровли от 26.02.2018 с Индивидуальным предпринимателем Светлаковым Сергеем Юрьевичем на сумму 399 347,00 рублей;
2) договор подряда N 2 на устройство кровли (правое крыло) от 27.02.2018 с Индивидуальным предпринимателем Светлаковым Сергеем Юрьевичем на сумму 399 692,00 рублей;
3) договор подряда N 1 на устройство кровли (левое крыло) от 27.02.2018 с Индивидуальным предпринимателем Светлаковым Сергеем Юрьевичем на сумму 399 959,00 рублей.
Таким образом, предметом всех указанных контрактов является выполнение работ по разборке и устройству кровли, направленные на ремонт крыши детского садика.
Исследовав и оценив представленные материалы дела, Комиссия Челябинского УФАС России приходит к выводу, что договоры подряда направлены на достижение единой цели (ремонт кровли МБДОУ д/с N 6 г. Куса), заказчиком по ним является одно и то же лицо, имеющее единый интерес, предметом - одноименные работы, фактически образующие единую сделку, искусственно раздробленную и оформленную самостоятельными договорами-документами.
Позиция Челябинского УФАС России подтверждается Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 26.08.2016 NФ09-8787/16 по делу NА34-6943/2015.
Таким образом, действия заказчика, направленные на заключение договоров с единственным подрядчиком, и его уклонение от проведения конкурентных процедур, привели к необоснованному сокращению числа участников закупки и дополнительному расходованию бюджетных средств.
Поскольку общая стоимость договоров превышает предельно допустимый размер закупки у единственного поставщика, антимонопольный орган приходит к выводу, что заказчиком нарушены положения частей 1, 5 статьи 24, пункта 5 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.
Принимая во внимание, что договоры заключены, Комиссия принимает решение предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать.
Дополнительно Комиссия антимонопольного органа отмечает, что в связи с допущенными нарушениями в действиях заказчика усматриваются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Комиссия, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях заказчика нарушения частей 1, 5 статьи 24, пункта 5 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.
2. Передать материалы внеплановой проверки должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены Комиссии Д.Ф. Гареева
Е.Б. Черенкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 23 апреля 2018 г. N 48-ВП/2018
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.04.2018