Инспекция Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - Астраханское УФАС России, Управление), утвержденная приказом руководителя Астраханского УФАС России от "11" апреля 2018 г. N46-п (далее - Инспекция), в составе: руководителя Инспекции - заместителя руководителя - начальника отдела товарных рынков и естественных монополий Управления - П.Л.Потылицына; участников Инспекции - начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления М.В.Литвинова и ведущего специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления И.В.Русскиной, в присутствии представителя государственного заказчика ФГБУ "Федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии" Министерства Здравоохранения Российской Федерации Абдулхаликовой Г.М. (доверенность от 24.01.2018 N10) и в отсутствие представителя ООО "Дали Мед" (надлежащим образом уведомлена), на основании обращения ООО "Дали мед" (вх. от 10.04.2018 N3465), статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе) провела внеплановую проверку государственного заказчика ФГБУ "Федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии" Министерства Здравоохранения Российской Федерации (адрес: 414011, г. Астрахань, Покровская Роща, 4) (далее - Заказчик) на предмет соблюдения требований Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на поставку расходных материалов для респираторной поддержки, уродинамического мониторинга, аспирации и дренирования (извещения: 0325100016018000008), по итогам которой
УСТАНОВИЛА:
12.02.2018 Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) размещены извещение о проведении аукциона (номер извещения: 0325100016018000008) и документация об электронном аукционе на поставку расходных материалов для респираторной поддержки, уродинамического мониторинга, аспирации и дренирования (далее - аукционная документация).
Заказчиком 21.03.2018 внесены изменения в аукционную документацию, о чем было размещено на официальном сайте.
По мнению подателя обращения, извещение о проведении электронного аукциона не соответствует пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе.
Между тем, ООО "Дали Мед" не учтено следующее.
Заказчик в разделе "Требования к участникам" извещения о проведении электронного аукциона установил следующие требования к участнику закупки: "1. Установлены единые требования к участникам в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе. 2. Перечень документов: - предусмотренные частью 5 статьи 66 Закона о контрактной системе".
Частью 5 статьи 63 Закона о контрактной системе установлено, что в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в указанного Федерального закона, указываются:
1) адрес электронной площадки в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
2) дата окончания срока рассмотрения заявок на участие в таком аукционе в соответствии с данного Федерального закона;
3) дата проведения такого аукциона в соответствии с указанного Федерального закона. В случае, если дата проведения такого аукциона приходится на нерабочий день, день проведения такого аукциона переносится на следующий за ним рабочий день;
4) размер обеспечения заявок на участие в таком аукционе;
5) преимущества, предоставляемые заказчиком в соответствии со - указанного Федерального закона;
6) требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с , и (при наличии таких требований) статьи 31 данного Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с (при наличии такого требования) статьи 31 указанного Федерального закона;
7) условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
Заказчиком в аукционной документации не предусмотрено представление участником закупки документов в соответствии с , и статьи 31 Закона о контрактной системе, в связи с чем установленное Заказчиком требование в разделе "Требования к участникам" извещения о проведении электронного аукциона не противоречит пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе и не вводит в заблуждение потенциальных участников закупки относительно перечня документов, подтверждающих соответствие участника закупки требованиям действующего законодательства.
По мнению подателя обращения, пункты 9.9 аукционной документации и пункты 16.8, 16.9 проекта договора противоречат статье 96 Закона о контрактной системе.
Между тем, ООО "Дали Мед" не учтено следующее.
В пункте 9.9 раздела 9 "Размер обеспечения исполнения договора, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения договора" аукционной документации установлено, что исполнитель (победитель) обязан:
- в течение 10 (десяти) календарных дней после подписания договора в электронной форме, представить Заказчику оригинал банковской гарантии.
- в случае если по каким-либо причинам обеспечение исполнения договора перестало быть действительным или иным образом перестало обеспечивать исполнение Должником своих обязательств по договору, соответствующий Должник обязан в течение 20 (двадцати) календарных дней представить Заказчику иное (новое) надлежащее обеспечение исполнения обязательств по Договору на тех же условиях и в том же размере.
Аналогичные условия указаны и в пунктах 16.8 и 16.9 проекта договора.
Частью 4 статьи 96 Закона о контрактной системе установлено, что контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с данным Федеральным законом.
Согласно части 1 статьи 45 Закона о контрактной системе заказчики в качестве обеспечения заявок и исполнения контрактов принимают банковские гарантии, выданные банками, включенными в предусмотренный Налогового кодекса Российской Федерации перечень банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.11.2013 N1005 утверждены Дополнительные требования к банковской гарантии, используемой для целей Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Требования), которыми определено, что банковская гарантия оформляется в письменной форме на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного усиленной неквалифицированной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени банка (далее - гарант), на условиях, определенных гражданским и Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Согласно пункту "в" Требований обязательно наличие нумерации на всех листах банковской гарантии, которые должны быть прошиты, подписаны и скреплены печатью гаранта, в случае ее оформления в письменной форме на бумажном носителе на нескольких листах.
В случае если исполнение контракта обеспечивается предоставлением банковской гарантии, согласно Закона о контрактной системе банковская гарантия должна быть безотзывной и должна содержать установленный Правительством Российской Федерации перечень документов, представляемых заказчиком банку одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии.
Согласно части 4 статьи 421 Гражданского кодекса российской Федерации условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
На основании вышеизложенного, установленные Заказчиком условия в пункте 9.9 раздела 9 "Размер обеспечения исполнения договора, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения договора" аукционной документации и пунктах 16.8 и 16.9 проекта договора не противоречат действующему законодательству.
Исходя из смысла положений Закона о контрактной системе, исполнение контракта должно быть обеспечено на протяжении всего срока его исполнения.
По мнению подателя обращения, пункт 10.1 аукционной документации не соответствует части 2 статье 37 Закона о контрактной системе.
Между тем, ООО "Дали Мед" не учтено следующее.
Частью 2 статьи 37 Закона о контрактной системе установлено, что если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет пятнадцать миллионов рублей и менее и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, указанном в настоящей статьи, или информации, подтверждающей добросовестность такого участника на дату подачи заявки в соответствии с настоящей статьи.
Пунктом 10.1 аукционной документации предусмотрено, что в случае если участником закупки, с которым заключается договор, предложена цена договора, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены договора, договор заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения договора в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения договора, указанный в п. 9.1. документации об аукциона и с учетом положений ст. 37 Федерального закона N 44-ФЗ.
При этом пунктом 16.3 проекта договора, который является неотъемлемой частью аукционной документации установлено, что при проведении электронного аукциона Поставщиком предложена цена договора, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены договора Поставщик предоставляет Заказчику обеспечение исполнения обязательств по договору на сумму, превышающую в полтора раза размер обеспечения исполнения договора, в виде безотзывной банковской гарантии, выданной банком, внесением денежных средств либо информации, подтверждающей добросовестность Поставщика на дату подачи заявки.
По мнению подателя обращения, пункты 9.11.1 и 9.11.2 аукционной документации не соответствует части 8 статье 70 Закона о контрактной системе.
Между тем, ООО "Дали Мед" не учтено следующее.
Согласно пунктам 9. 10, 9.11.1 и 9.11.2 аукционной документации обеспечение исполнении договора может предоставляться в форме передачи победителем аукциона или участником аукциона денежных средств в размере обеспечения исполнения договора Заказчику. Факт внесения участником размещения заказа денежных средств в качестве обеспечения исполнения договора подтверждается платежным поручением, представляемым победителем аукциона или участником аукциона в момент заключения договора. Договор заключается заказчиком только при наличии денежных средств, внесенных в качестве обеспечения договора на счет заказчика.
Частью 6 статьи 70 Закона о контрактной системе установлено, что в течение трех рабочих дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе документов, предусмотренных настоящей статьи, победитель электронного аукциона размещает в единой информационной системе проект контракта, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя такого аукциона, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта и подписанный усиленной электронной подписью указанного лица, или предусмотренный настоящей статьи протокол разногласий.
В соответствии с частью 7 статьи 70 Закона о контрактной системе в течение трех рабочих дней с даты размещения в единой информационной системе проекта контракта, подписанного усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя электронного аукциона, и предоставления таким победителем обеспечения исполнения контракта заказчик обязан разместить контракт, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, в единой информационной системе.
Частью 8 статьи 70 Закона о контрактной системе установлено, что с момента размещения в единой информационной системе предусмотренного настоящей статьи и подписанного заказчиком контракта он считается заключенным.
Согласно части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Частью 4 статьи 96 Закона о контрактной системе установлено, что контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 5 статьи 96 Закона о контрактной системе в случае непредоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта.
Из вышеизложенного следует, что контракт может быть подписан сторонами только после подтверждения факта перечисления денежных средств в размере обеспечения исполнения контракта победителем документом о его предоставлении и проверкой Заказчиком факта перечисление денежных средств Победителем со своей стороны.
В связи с чем, инспекция полагает, что пункты 9.11.1 и 9.11.2 аукционной документации соответствуют нормам Закона о контрактной системе.
По мнению подателя обращения, Заказчик в нарушение части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе установил в пункте 12.2.5 аукционной документации и в пункте 15.3 проекта договора возможность изменения условий договора при его исполнении.
Между тем, ООО "Дали Мед" не учтено следующее.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Российской Федерации, Гражданского Российской Федерации, Бюджетного Российской Федерации и состоит из Закона о контрактной системе и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в Закона о контрактной системе. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Частью 1 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в следующих случаях:
1) если возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом, а в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) контрактом:
а) при снижении цены контракта без изменения предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий контракта;
б) если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги не более чем на десять процентов или уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на десять процентов. При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта пропорционально дополнительному количеству товара, дополнительному объему работы или услуги исходя из установленной в контракте цены единицы товара, работы или услуги, но не более чем на десять процентов цены контракта. При уменьшении предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги стороны контракта обязаны уменьшить цену контракта исходя из цены единицы товара, работы или услуги. Цена единицы дополнительно поставляемого товара или цена единицы товара при уменьшении предусмотренного контрактом количества поставляемого товара должна определяться как частное от деления первоначальной цены контракта на предусмотренное в контракте количество такого товара;
2) если цена заключенного для обеспечения федеральных нужд на срок не менее чем три года контракта составляет либо превышает , установленный Правительством Российской Федерации, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, данные условия могут быть изменены на основании решения Правительства Российской Федерации;
3) если цена заключенного для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации на срок не менее чем три года контракта составляет или превышает , установленный Правительством Российской Федерации, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, данные условия могут быть изменены на основании решения высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации;
4) если цена заключенного для обеспечения муниципальных нужд на срок не менее одного года контракта составляет или превышает , установленный Правительством Российской Федерации, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, указанные условия могут быть изменены на основании решения местной администрации;
5) изменение в соответствии с законодательством Российской Федерации регулируемых цен (тарифов) на товары, работы, услуги;
6) в случаях, предусмотренных Бюджетного кодекса Российской Федерации, при уменьшении ранее доведенных до государственного или муниципального заказчика как получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств. При этом государственный или муниципальный заказчик в ходе исполнения контракта новых условий контракта, в том числе цены и (или) сроков исполнения контракта и (или) количества товара, объема работы или услуги, предусмотренных контрактом.
Согласно пункту 1 статьи 451 Гражданского кодекса Российской Федерации существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа. Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.
Кроме того, пунктом 2 статьи 451 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что если стороны не достигли соглашения о приведении договора в соответствие с существенно изменившимися обстоятельствами или о его расторжении, договор может быть расторгнут, а по основаниям, предусмотренным статьи 451 Гражданского кодекса Российской Федерации, изменен судом по требованию заинтересованной стороны при наличии одновременно следующих условий:
1) в момент заключения договора стороны исходили из того, что такого изменения обстоятельств не произойдет;
2) изменение обстоятельств вызвано причинами, которые заинтересованная сторона не могла преодолеть после их возникновения при той степени заботливости и осмотрительности, какая от нее требовалась по характеру договора и условиям оборота;
3) исполнение договора без изменения его условий настолько нарушило бы соответствующее договору соотношение имущественных интересов сторон и повлекло бы для заинтересованной стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишилась бы того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора;
4) из обычаев или существа договора не вытекает, что риск изменения обстоятельств несет заинтересованная сторона.
Более того, пунктом 4 статьи 451 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что изменение договора в связи с существенным изменением обстоятельств допускается по решению суда в исключительных случаях, когда расторжение договора противоречит общественным интересам либо повлечет для сторон ущерб, значительно превышающий затраты, необходимые для исполнения договора на измененных судом условиях.
Из вышеизложенного следует, что вышеприведённые условия проекта контракта не противоречат Закону о контрактной системе.
При таких обстоятельствах оснований для выдачи ФГБУ "Федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии" Министерства Здравоохранения Российской Федерации предписания об устранении нарушений Закона о контрактной системе не имеется.
Основываясь на изложенном, Инспекция
РЕШИЛА:
1. Признать факт отсутствия нарушения в действиях ФГБУ "Федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии" Министерства Здравоохранения Российской Федерации при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на поставку расходных материалов для респираторной поддержки, уродинамического мониторинга, аспирации и дренирования (извещения: 0325100016018000008).
2. Предписание не выдавать.
Руководитель инспекции П.Л.Потылицын
Участники инспекции: М.В.Литвинов
И.В.Русскина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 13 апреля 2018 г. N 53-18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.04.2018