На основаниипоступившего обращения Администрации муниципального района "Вилюйский улус (район)" Республики Саха (Якутия) (исх. N 339 от 02.04.2018, вх. N 2189 от 03.04.2018), приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) N 06-19/18вп от 16.04.2018, в соответствии со статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Комиссией в составе:
<_>
проведена внеплановая проверка законности действий (бездействия) заказчика Администрации муниципального района "Вилюйский улус (район)" Республики Саха (Якутия) при осуществлении электронного аукциона на строительство объекта "Дворец культуры в городе Вилюйске" (изв. N 0116300041415000144).
Проверка проведена:с 16.04.2018 по 17.04.2018;
Место проведения контрольного мероприятия: 677000, Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Октябрьская, 22, каб. 207, Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия).
Обращение заявителя содержит следующее:
24.12.2015 Администрации муниципального района "Вилюйский улус (район)" Республики Саха (Якутия)Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по делу N 06-1036/15т было выдано предписание об устранении допущенных заказчиком нарушений при осуществлении электронного аукциона на строительство объекта "Дворец культуры в городе Вилюйске" (изв. N 0116300041415000144), в том числе путем внесения изменений в аукционную документацию и продления срока подачи заявок на участие в электронном аукционе. Указанное предписание в срок исполнено не было, связанные с чем судебные тяжбы были завершены лишь в 2017 году. При этом в настоящий момент функционал единой информационной системы не позволяет исполнить предписание.
Изучив материалы дела, Комиссия установила следующее:
24.11.2015 заказчикомАдминистрацией муниципального района "Вилюйский улус (район)" Республики Саха (Якутия) на официальном сайте www.zakupki.gov.ru и на сайте оператора электронной площадки ЭТП ММВБ опубликовано извещение N 011630004145000144 о проведении электронного аукциона на строительство объекта "Дворец культуры в городе Вилюйске", а также аукционная документация сначальной (максимальной) ценой контракта 283 028 400,00 руб.
07.12.2015, 07.12.2015, 08.12.2015, 11.12.2015 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступили соответственно жалобы ООО "Стройтехгрупп", ООО "Росинтехпроект", ООО "ФинансСтрой" на действия заказчика Администрации муниципального района "Вилюйский улус (район)" Республики Саха (Якутия), ООО "Строймонтаж 2002" на действия аукционной комиссии Администрации муниципального района "Вилюйский улус (район)" Республики Саха (Якутия) при проведении указанного электронного аукциона.
В соответствии с протоколом рассмотрения заявок N 0116300041415000144-1 от 08.12.2015 на участие в электронном аукционе поступило четыре заявки. В результате рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе на основании части 8 статьи 67 Закона о контрактной системе электронный аукцион признан несостоявшимся (все заявки отклонены).
10.12.2015 Администрации муниципального района "Вилюйский улус (район)" Республики Саха (Якутия)на официальном сайте www.zakupki.gov.ru извещение N 0116300041415000162 о проведении запроса предложений на строительство того же объекта "Дворец культуры в городе Вилюйске Республики Саха (Якутия)".
По результатам рассмотрения указанных выше жалоб, проведенной внеплановой проверки электронного аукциона на строительство объекта "Дворец культуры в городе Вилюйске" (изв. N 0116300041415000144)Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) было принято решениео нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупокN 06-1036/15т от 21.12.2015, выдано предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупокN 06-1036/15т от 21.12.2015(в редакции от24.12.2015), в соответствии с которым:
- Администрации муниципального района "Вилюйский улус (район)" Республики Саха (Якутия) в лице главы Винокурова С.Н. надлежало устранить нарушения части 6 статьи 30, пункта 1 части 1 статьи 31, пункта 1 части 1, части 3 статьи 33, частей 4, 13 статьи 34, пункта 6 части 5 статьи 63, пунктов 1, 11 части 1, части 2 статьи 64, части 4 статьи 65 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", для чего в срок до 11 января 2016 года необходимо было внести изменения в положения аукционной документации в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с учетом замечаний, изложенных в решении по делу N 06-1036/15т о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок; разместить аукционную документацию с соответствующими внесенными изменениями на официальном сайте www.zakupki.gov.ru; продлить сроки подачи заявок на участие в электронном аукционе в соответствии со статьей 65 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) доказательства исполнения предписания;
- председателю аукционной комиссии заказчика Администрации муниципального района "Вилюйский улус (район)" Республики Саха (Якутия) <_>в срок до 11 января 2016 года надлежало отменить протоколы, составленные в ходе осуществления электронного аукциона на строительство объекта "Дворец культуры в городе Вилюйске" (извещение N 0116300041415000144) и представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) доказательства исполнения предписания;
- главе муниципального района "Вилюйский улус (район)" Республики Саха (Якутия) <_>
надлежало в срок до 24 декабря 2015 года аннулировать запрос предложений на строительство объекта "Дворец культуры в городе Вилюйске" (извещение N 0116300041415000162) и представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) доказательства исполнения предписания.
- оператору электронной площадки ЭТП ММВБ, в соответствии с предписанием по делу N 06-1036/15т от 24.12.2015 г. надлежало обеспечить возможность исполнения указанного предписания.
Пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе установлено, что при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Частью 23 статьи 99 Закона о контрактной системе установлено, в том числе, что контракт не может быть заключен до даты исполнения предписания об устранении нарушения законодательства Российской Федерации.
24.12.2015 в Якутское УФАС России поступило письмо Администрации муниципального района "Вилюйский улус (район)" Республики Саха (Якутия) (исх. N 2589 от 24.12.2015 г.), из смысла которого следует, что заказчик Администрация муниципального района "Вилюйский улус (район)" Республики Саха (Якутия) отказывается исполнять предписание по делу об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок N 06-1036/15т.
25.12.2015 муниципальный контракт по итогам проведенного запроса предложений заключен с обществом с ограниченной ответственностью "Легион-ГРК" на сумму 280 000 000,00 руб.
Таким образом, в нарушение указанных норм Закона о контрактной системе, в установленный срок предписание Якутского УФАС России по делу N 1036/15т не выполнено - изменения в аукционную документацию не внесены, измененная аукционная документация на официальном сайте www.zakupki.gov.ru не размещена, срок подачи заявок на участие в электронном аукционе не продлен, протоколы, составленные в ходе осуществления электронного аукциона на строительство объекта "Дворец культуры в городе Вилюйске" (извещение N 0116300041415000144) не отменены, запрос предложений на строительство объекта "Дворец культуры в городе Вилюйске" (извещение N 0116300041415000162) не аннулирован.
16.03.2016Администрация муниципального района "Вилюйский улус (район)" Республики Саха (Якутия) обжаловало решения и предписание антимонопольного органа N 06-1036/15т в судебном порядке.
Установленные Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) нарушения Администрацией муниципального района "Вилюйский улус (район)" Республики Саха (Якутия)Закона о контрактной системе при проведении электронного аукциона на строительство объекта "Дворец культуры в городе Вилюйске" (извещение N 0116300041415000144) прошли судебный контроль в Арбитражном суде РС(Я), Четвертом арбитражном апелляционном суде, Арбитражном суде Восточно-Сибирского округа, в результате чего было установлено, что у антимонопольного органа имелись законные основания (за исключением признанных недействительными судом) для выдачи предписания об устранении выявленных нарушений (дело А58-1324/2016).
Более того, на основании инициативного иска Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия)закупка в форме запроса предложений на строительство объекта "Дворец культуры в городе Вилюйске" и заключенный по ее итогам контракт признаны недействительными всеми судебными инстанциями (дело А58-7256/2015).
В соответствии с частью 1 статьи 22 Закона о контрактной системе начальная (максимальная) цена контракта и в предусмотренных Законом о контрактной системе случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения следующего метода или нескольких следующих методов:1) метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);2) нормативный метод;3) тарифный метод;4) проектно-сметный метод;5) затратный метод.
Согласно пунктом 1 части 9 статьи 22 Закона о контрактной системе проектно-сметный метод заключается в определении начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства на основании проектной документации в соответствии с методиками и нормативами (государственными элементными сметными нормами) строительных работ и специальных строительных работ, утвержденными в соответствии с компетенцией федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно приложению N 3 к Информационной карте аукционной документации заказчиком при обосновании начальной (максимальной) цены контрактабыл использован проектно-сметный метод. Начальная (максимальная) цена контракта была определена в размере 283 028 400,00 руб.
Согласно пункту 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должно содержаться краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона.
В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в частности, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно аукционной документации в перечень выполняемых строительно-монтажных работ по объекту"Дворец культуры в городе Вилюйске Республики Саха (Якутия)" входило:
1. Подготовка территории строительства: вынос в натуру, снос строений, вырубка деревьев;
2. Общестроительные работы: фундаменты, цокольное перекрытие, каркас, стены, перегородки, покрытие, двери, окна, полы, внутренняя отделка, наружная отделка, крыльца, разные работы;
3. Внутренние инженерные сети: отопление, вентиляция, водопровод, канализация, электроосвещение и силовое оборудование, охранно-пожарная сигнализация, слаботочные устройства, технологическое оборудование, КиП и автоматика, видеонаблюдение, сборно-разборная сцена, звуковое оборудование;
4. Объекты энергетического хозяйства: внешние электрические сети, электрические сети площадки ДК, резервная дизельная электростанция, фундамент, монтаж и приобретение дизельной электростанции, трансформаторная подстанция, фундамент, монтаж и приобретение трансформаторной подстанции;
5. Объекты транспортного хозяйства и связи: слаботочные сети;
6. Наружные сети и сооружения водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения и газоснабжения: тепловые сети, наружное освещение, канализационные сети, наружные сети газоснабжения, канализационный сборник для дождевых стоков емк. 10 м3, канализационный сборник для хозяйственно-бытовых стоков емк. 10 м3,
7. Блочно-модульная котельная: фундамент, монтаж и приобретение модульной котельной;
8. Насосная станция с резервуарами 1х100 м3 и 1х200 м3: общестроительные работы, водопровод, отопление, электроосвещение и силовое оборудование, КиП и автоматика;
9. Благоустройство и озеленение территории: вертикальная планировка, проезды и площадки, озеленение, благоустройство, ограждение, наружное освещение.
Следовательно, при размещении закупки в форме электронного аукциона на строительство объекта "Дворец культуры в городе Вилюйске" (изв. N 0116300041415000144) ее предметомфактически являлось выполнение всего комплекса строительных работ по возведению указанного объекта от закладки фундамента до благоустройства территории с начальной (максимальной) ценой контракта 283 028 400,00 руб.
Из представленной Администрацией муниципального района "Вилюйский улус (район)" Республики Саха (Якутия) информации следует, что на 11.04.2018 работы по строительству объекта "Дворец культуры в городе Вилюйске" в рамках признанного недействительным контракта от 25.12.2015фактически выполнены на 17,37% на сумму 49 183 568,30 руб.
Выполненные работы включают в себя снос существующих строений, устройство свайного поля (кроме свай крылец), установку свай железобетонных СМ 10-40-50 (в количестве 196 свай (326,7 м3), из них 86 свай (141,12 м3) установлены буровым методом, 110 свай (143,00 м3) установлены буронабивным методом), устройство бетонной отмостки под зданием толщиной 100 мм., установка температурных трубок, изготовлениеарматурных каркасов фундаментных балок и часть колонии, изготовление части опалубки фундаментных балок.
Для завершения строительства необходимо выполнить следующие работы на сумму 219 506,316,80 руб.: цокольное покрытие, каркас здания, стены и перегородки, покрытие, окна, двери, полы, внутренняя отделка, наружная отделка, крыльца, отопление, вентиляция, водопровод и канализация, электроосвещение и силовое электрооборудование, слаботочные сети, охранно-пожарная сигнализация, КиП и электростанции, видеонаблюдение, строительство РДЭС, монтаж и приобретение дизельной электростанции, устройство фундамента, трансформаторная подстанция (монтаж и приобретение трансформаторной подстанции, устройство фундамента), внешние электрические сети, электрические сети площадки ДК, наружные сети связи, насосная с резервуарами 1х100м3 и 1х200м3 (насосная, отопление, водопровод, электроосвещение и силовое оборудование, КиП и автоматика), модульная котельная (монтаж и стоимостьмодульной котельной, устройство фундамента), тепловые сети, канализационные сети, канализационный сборник на 10м3 для дожд. стоков, канализационный сборник на 10м3 для х-б стоков, наружные сети газоснабжения, благоустройство и озеленение, вертикальная планировка, проезды и площадки (устройство подстилающих слоев), благоустройство, озеленение, ограждение, наружное освещение.
По смыслу части 1 статьи 12 Закона о контрактной системе заказчики, реализуя принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективность осуществления закупок, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Между тем, из анализа представленных сведений (информации и документов) следует, что с момента размещения извещения о проведении электронного аукциона на строительство объекта "Дворец культуры в городе Вилюйске" (извещение N 0116300041415000144)предмет строительства, существенные условия контракта значительно изменились, в том числе в части начальной (максимальной) цены контракта, а также перечня работ, подлежащих выполнению.
Кроме того, в силу части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 2 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее также - БК РФ) государственные (муниципальные) контракты заключаются в соответствии с планом-графиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, сформированным и утвержденным в установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд порядке, и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств, за исключением случаев, установленных пунктом 3 настоящей статьи.
Следовательно, закупка не может быть спланирована и осуществлена в случае отсутствия лимитов бюджетных обязательств, доведенных до заказчика.
Между тем, из представленной заказчикомвыписки из нормативного правового акта о бюджете муниципального района "Вилюйский улус (район)" Республики Саха (Якутия) следует, что в бюджете муниципального района "Вилюйский улус (район)" Республики Саха (Якутия) на 2018, 2019 годы запланированы расходы на строительство объекта "Дворец культуры в городе Вилюйске" 250 599 990,44 руб., что не является подтверждением доведения лимитов бюджетных обязательствдо заказчика.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о невозможности соблюдения принципов Закона о контрактной системы путем исполнения заказчиком предписания по делу N 06-1036/15т в части внесения изменения в аукционную документацию и продлении срока подачи заявокна участие в электронном аукционе на строительство объекта "Дворец культуры в городе Вилюйске" (извещение N 0116300041415000144) и необходимости выдачи предписания в рамках настоящего дела в части аннулирования электронного аукциона на строительство объекта "Дворец культуры в городе Вилюйске" (извещение N 0116300041415000144).
Необходимо отметить, что при сохранении потребности в предмете закупки заказчик вправе провести процедуру определения поставщика (подрядчика, исполнителя) заново, с учетом выявленных обстоятельств и в строгом соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать заказчика Администрацию муниципального района "Вилюйский улус (район)" Республики Саха (Якутия)нарушившим пункт 2 части 22, часть 23 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
2. Признать аукционную комиссию заказчика Администрации муниципального района "Вилюйский улус (район)" Республики Саха (Якутия)нарушившейпункт 2 части 22статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдатьаукционной комиссии заказчика Администрации муниципального района "Вилюйский улус (район)", заказчику Администрацию муниципального района "Вилюйский улус (район)" Республики Саха (Якутия)предписание об устранении допущенных нарушений.
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 17 апреля 2018 г. N 06-19/18вп
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.04.2018