Резолютивная часть решения объявлена 19 апреля 2018 года
В полном объеме решение изготовлено 23 апреля 2018 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чеченской Республике (далее - Чеченское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председательствующий:
"______." - Главный государственный инспектор управления;
Члены Комиссии:
"______." - Ведущий специалист-эксперт управления;
"______." -Специалист 1 разряда управления,
в присутствии представителей Заказчика - Федерального казенного учреждения "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Чеченской Республике" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации" (364021, Российская Федерация, Чеченская Республика, г. Грозный, улица Сафонова, дом 15, далее - ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Чеченской Республике"), "______." (Сотрудник Контрактной службы) и "______.",
в отсутствии представителей заявителя - Общества с ограниченной ответственностью "ИЗИДОЛГ" (354071, г. Сочи, ул. Чайковского, 41 А, далее - ООО "ИЗИДОЛГ"), надлежащим образом уведомлены, письменного ходатайства не представили,
рассмотрев Жалобу ООО "ИЗИДОЛГ" на действия Заказчика - ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Чеченской Республике" при проведении процедуры закупки в форме аукциона в электронной форме на право заключения контракта на поставку канцелярских принадлежностей для нужд ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Чеченской Республике", и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с частью 3 и частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон "О контрактной системе _"), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19 ноября 2014 г. N727/14,
УСТАНОВИЛА:
Заказчиком - ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Чеченской Республике" в Единой информационной системе в сфере закупок на официальном сайте www.zakupki.gov.ru. (далее - Единая информационная система) было размещено Извещение от 29.03.2018 N0394100000318000010 о проведении на электронной торговой площадке Акционерного общества "Электронные торговые системы" на сайте www.etp-ets.ru (далее - Национальная электронная площадка) процедуры закупки в форме аукциона в электронной форме на право заключения контракта на поставку канцелярских принадлежностей для нужд ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Чеченской Республике", на начальную (максимальную) цену контракта 4 624 000, 00 рублей (далее - Электронный аукцион),
По мнению ООО "ИЗИДОЛГ", его права нарушены следующими действиями Заказчика - ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Чеченской Республике":
Нарушение требований части 3 статьи 63, части 1 статьи 23, части 5 и части 6 статьи 31, части 1 и части 4 статьи 64, части 4 статьи 65 и части 13 статьи 34 Федерального закона "О контрактной системе _", в части нарушения порядка размещения в Единой информационной системе извещения и документации об Электронном аукционе и установления неправомерных требований к участникам закупки, а также нарушения требований к содержанию документации об Электроном аукционе (в частности: нарушение сроков размещения в ЕИС извещения и документации об Электронном аукционе, установление требований к участникам закупки с нарушением требований пункта 7 части 1 статьи 31 Федерального закона "О контрактной системе _", отсутствие в проекте контракта в составе документации Идентификационного кода закупки (далее - ИКЗ), нарушение порядка предоставления разъяснений положений документации, включение в описание объекта закупки торговых наименований, а также установление в проекте контракта ответственности сторон с нарушением требований Федерального закона "О контрактной системе _").
В результате рассмотрения жалобы и проведения в соответствии с частью 3 и частью 15 статьи 99 Федерального закона "О контрактной системе _" внеплановой проверки Комиссия установила:
1. Согласно пояснениям, представленным представителем Заказчика - ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Чеченской Республике" на рассмотрении жалобы и проведении настоящей внеплановой проверки, процедура закупки проведена в соответствии с требованиями Федерального закона "О контрактной системе _", извещение и документация соответствуют требованиям установленным Федеральным законом "О контрактной системе _" и размещены в ЕИС в порядке и в сроки, установленные Федеральным законом "О контрактной системе _", каких либо требований ограничивающих участников закупки при проведении Электронного аукциона установлено не было.
Согласно пояснений, извещение и документация были направлены на размещение в Единой информационной системе 28.03.2018 г., при этом, дата окончания срока подачи заявок была установлена 13.04.2018 г., 09 часов 00 минут, что соответствует требованиям установленным частью 3 статьи 63 Федерального закона "О контрактной системе _". Однако, по причине задержки прохождения финансового контроля в соответствии с частью 5 статьи 99 Федерального закона "О контрактной системе _" со стороны органа финансового контроля, извещение и документация разместились Единой информационной системе только 29.03.2018 г., что в последствии повлекло нарушение требований части 3 статьи 63 Федерального закона "О контрактной системе _".
Таким образом, нарушение требований части 3 статьи 63 Федерального закона "О контрактной системе _" было допущено органом финансового контроля.
Кроме того, согласно пояснений, пунктом 22 "Единые требования к участникам аукциона в электронной форме" Информационной карты аукциона документации об Электроном аукционе установлены требования к участникам закупки.
При этом, действительно, при установлении требований к участникам закупки Заказчик не установил требование в соответствии с пунктом 7.1. части 1 статьи 31 Федерального закона "О контрактной системе _", кроме того требование, установленное в соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 31 Федерального закона "О контрактной системе _" в редакции которая утратила силу.
Однако, участники закупки в составе заявки предоставили документы и информацию о своем соответствии требованиям, установленным в соответствии с частью 1 статьи 31 Федерального закона "О контрактной системе _", таким образом, по мнению представителя Заказчика, не установление и установление в старой редакции, указанных требований не привело к ограничению участников закупки или к неправомерному признанию какого-либо участника соответствующим.
Также, по мнению представителей Заказчика указание в техническом задании аукционной документации наименования подлежащего к поставке товара: "Папка регистратор с арочным механизмом "Корона" не является указанием на торговую марку, так как слово "Корона" прописанное в техническом задании русскими буквами и не является указанием продукцию конкретной фирмы "Korona Lochovice spol. s.r.o." (Чешская Республика) одного из крупнейших европейских производителей папок для хранения документов. Словосочетание "папка "Корона" является нарицательным и относится ко всем папкам подобного типа, производство таких папок осуществляет множество компаний, в том числе и Российских.
Кроме того, в соответствии с пунктом 11 "Запрос на разъяснение положений документации об аукционе" информационной карты документации об Электронном аукционе "разъяснения участникам аукциона положений документации об аукционе предоставляются с 27 марта 2018 г. по 9 апреля 2018 г, при этом, срок окончания подачи заявок установлен 13.04.2018 г., в 09 часов 00 минут, что противоречит требованиям установленным частью 4 статьи 65 Федерального закона "О контрактной системе _". Однако, в период проведения Электронного аукциона не поступало запросов о предоставлении разъяснений положений документации, что подтверждается информацией, размещенной в Единой информационной системе, таким образом, по мнению представителя Заказчика, указанные нарушения не привели к нарушению порядка предоставления разъяснений положений документации об Электронном аукционе и нарушении прав участников закупки.
Также согласно пояснений, Федеральным законом "О контрактной системе_" не установлены требования об указании в проекте контракта Идентификационного кода закупки (ИКЗ), и соответственно ИКЗ будет указан при направлении проекта контракта победителю аукциона при заключении контракта по результатам проведения Электронного аукциона.
На основании вышеизложенного в связи с тем, на участие в Электронном аукционе поступили заявки на четырех участников закупки, при этом все они аукционной комиссией Заказчика - ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Чеченской Республике" были допущены к участию в торгах, в результате проведения которых был выявлен победитель - Общество с ограниченной ответственностью "Победа" (344069, г. Ростов-на-Дону, ул. Таганрогская, 205, оф.4, эт.4) с ценовым предложением 1 664 640,00 рублей - 36 % от начальной (максимальной) цены контракта 4 624 000, 00 рублей, падение цены составило 2 959 360,00 рублей - 64%, что соответствует принципу эффективности осуществления закупок, установленному требованиями статей 1 и 6 Федерального закона "О контрактной системе _", учитывая, что выявленные нарушения не могли привести к ограничению количества участников закупки и в целях соблюдения прав добросовестных участников закупки, которые приняли участие в Электронном аукционе представители Заказчика - ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Чеченской Республике" просили не отменять процедуру закупки, и позволить заключить контракт с победителем Электронного аукциона.
2. Исследовав полученные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам:
а) Согласно части 3 статьи 63 Федерального закона "О контрактной системе _" в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Согласно Единой информационной системы извещение и документация об Электронном аукционе были сформированы и направлены в Единую информационную систему для размещения 28.02.2018 г., при этом, срок окончания подачи заявок был установлен 13.04.2018 г., что составляет пятнадцать дней до дня окончания срока подачи заявок на участие в Электронном аукционе.
Однако, по причине задержки прохождения финансового контроля в соответствии с частью 5 статьи 99 Федерального закона "О контрактной системе _" со стороны органа финансового контроля, извещение и документация разместились Единой информационной системе только 09.03.2018 г., что в последствии повлекло нарушение требований части 3 статьи 63 Федерального закона "О контрактной системе _".
Таким образом, нарушение требований части 3 статьи 63 Федерального закона "О контрактной системе _" было допущено при прохождении финансового контроля.
б) Частью 1 статьи 31 Федерального закона "О контрактной системе _" предусмотрены единые требования к участникам, закупок, которые необходимо устанавливать при осуществлении.
При этом, Федеральным законом от 28 декабря 2016 года N489-ФЗ "О внесении изменений в статью 31 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон "О внесении изменений _") который вступил в силу с 09.01.2017 г., пункт 7 части 1 статьи 31 Федерального закона "О контрактной системе _" изложена в новой редакции, а часть 1 статьи 31 Федерального закона "О контрактной системе _" дополнена пунктом 7.1 следующего содержания: "Участник закупки - юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
Однако, в ходе рассмотрения жалобы и проведения настоящей внеплановой проверки Комиссия Чеченского УФАС России по контролю в сфере закупок установила, что требования к участникам закупки установленные заказчиком в пункте 22 "Единые требования к участникам аукциона в электронной форме" Информационной карты документации об Электронном аукционе не соответствуют требованиям установленным в части 1 статьи 31 Федерального закона "О контрактной системе _", в частности, требование, установленное в соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 31 Федерального закона "О контрактной системе _" изложена в реакции утратившей силу, кроме того, отсутствует требование предусмотренное пунктом 7.1. части 1 статьи 31 Федерального закона "О контрактной системе _".
При этом, согласно Федерального закона "О контрактной системе _" все требования к участникам закупки, предусмотренные частью 1 статьи 31 Федерального закона "О контрактной системе _" являются обязательными.
Кроме того, согласно части 5 статьи 31 Федерального закона "О контрактной системе _" информация об установленных требованиях в том числе, в соответствии с частью 1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
При этом, согласно части 6 статьи 31 Федерального закона "О контрактной системе _" заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Таким образом, не соответствие и не установление к участникам Электронного аукциона требований, предусмотренных пунктом 7 и пунктом 7.1. части 1 статьи 31 Федерального закона "О контрактной системе _" противоречит требованиям установленным частью 1 и частью 5 статьи 31, пункту 6 части 5 статьи 63 и частью. 3 статьи 64 Федерального закона "О контрактной системе _".
Однако, анализ заявок, поданных на участие в Электронном аукционе показал, что участники закупки в составе заявки предоставили документы и информацию о своем соответствии требованиям, установленным в соответствии с частью 1 статьи 31 Федерального закона "О контрактной системе _", таким образом, не установление и установление в старой редакции, указанных требований не привело к ограничению участников закупки или к неправомерному признанию какого-либо участника соответствующим.
в) Согласно пункту 11 части 1 статьи 64 Федерального закона "О контрактной системе _" документация об Электронном аукционе должна содержать, в том числе, порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе
При этом, статьей 65 Федерального закона "О контрактной системе _" установлен порядок и сроки предоставления разъяснений положений документации об Электронном аукционе.
Пунктом 11 "Запрос на разъяснение положений документации об аукционе" Информационной карты документации об Электронном аукционе установлены порядок и сроки предоставления разъяснений положений документации об Электронном аукционе, при этом, установлено, что "разъяснения участникам аукциона положений документации об аукционе предоставляются по запросам с 27 марта 2018 по 09 апреля 2018, при том что срок окончания подачи заявок установлен 13.04.2018 г..
Однако, согласно части 4 статьи 65 Федерального закона "О контрактной системе _" в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Таким образом, исходя из сроков окончания подачи заявок на участие в Электронном аукционе и части 4 статьи 65 Федерального закона "О контрактной системе _", разъяснения положений документации об Электронном аукционе должны были предоставляться до 14 марта 2018 г.
Установленные в документации об Электроном аукционе сроки предоставления разъяснений положений документации противоречат порядку предоставления таких разъяснений, установленных частями 3 и 4 статьи 65 Федерального закона "О контрактной системе _".
г) В соответствии с частью 1 статьи 23 Федерального закона "О контрактной системе _" Идентификационный код закупки (ИКЗ) указывается в плане закупок, плане-графике, извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), осуществляемом закрытым способом, документации о закупке, в контракте, а также в иных документах, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Таким образом указание ИКЗ в проекте контракта в составе документации об аукционе не требуется, и соответственно отсутствие в проекте контракта в составе документации об Электронном аукционе не противоречит требованиям установленным частью 1 статьи 23 Федерального закона "О контрактной системе _".
г) Согласно части 4 статьи 34 Федерального закона "О контрактной системе _" в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
В соответствии с частями 5 и 8 статьи 34 Федерального закона "О контрактной системе _" размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном пунктами 3 - 9 постановления Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 N 1042, в виде фиксированной суммы, в том числе рассчитываемой как процент цены контракта или как процент этапа исполнения контракта.
Однако, на рассмотрение жалобы и проведение настоящей внеплановой проверки представители Заказчика - ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Чеченской Республике" предоставили проект контракта направленный победителю Электронного аукциона, согласно пункта 5 которого установлены размеры штрафов и пени в виде фиксированных сумм, определенных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Таким образом, нарушения требований частей 4, 5, 8 статьи 34 Федерального закона "О контрактной системе _" были устранены при направлении проекта контракта победителю Электронного аукциона, путем включения в проект контракта размеров штрафов и пени в виде фиксированных сумм.
Документация об Электронном аукционе разработана и утверждена Заказчиком - ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Чеченской Республике".
Таким образом, размещение извещения и документации об Электронном аукционе с нарушением установленных сроков для размещения, не соответствие и не установление Заказчиком - ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Чеченской Республике" обязательных требований к участникам Электронного аукциона, предусмотренных пунктом 7 и пунктом 7.1. части 1 статьи 31 Федерального закона "О контрактной системе _", установление требовании не соответствующих сроков предоставления разъяснений положений документации об Электронном аукционе, а также отсутствие в проекте контракта указаний на размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном пунктами 3 - 9 постановления Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 N 1042, в виде фиксированной суммы, в том числе рассчитываемой как процент цены контракта или как процент этапа исполнения контракта. противоречит требованиям установленным частью 3 статьи 63, частью 1 и частью 5 статьи 31, пункту 6 части 5 статьи 63 и частью 3 статьи 64, частью 13 статьи 34 Федерального закона "О контрактной системе _".
Нарушение требований части 3 статьи 63, части 1 и части 5 статьи 31, пункта 6 части 5 статьи 63, части 3 статьи 64 и частей 4, 5, 8, статьи 34 Федерального закона "О контрактной системе _" содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2. статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Комиссия не установила факт установления Заказчиком требований к участникам закупки, не предусмотренных Федеральным законом "О контрактной системе _" которые могли привести к ограничению количества участников закупки.
В соответствии с пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона "О контрактной системе _" при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Однако, в ходе рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки установлено, что нарушения, которые возможно устранить на данном этапе Заказчиком устранены добровольно, до рассмотрения жалобы, по существу.
На основании выше изложенного и руководствуясь частями 1, 2, 4 статьи 105, на основании части 3, части 15 и части 22 статьи 99, части 8 статьи 106 Федерального закона "О контрактной системе _", Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19 ноября 2014 г. N727/14, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать Жалобу Общества с ограниченной ответственностью "ИЗИДОЛГ" обоснованной в части нарушения сроков размещения извещения и документации об Электронном аукционе, в части несоответствия и не установления обязательных требований к участникам Электронного аукциона, в части установления неправомерных сроков предоставления разъяснений положения документации об Электронном аукционе, отсутствия в проекте контракта размеров штрафов и пени в установленном пунктами 3 - 9 постановления Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 N 1042 порядке, в виде фиксированной суммы;
2. Признать в действиях Заказчика - ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Чеченской Республике" нарушения требований части 3 статьи 63, части 1 и части 5 статьи 31, пункта 6 части 5 статьи 63, части 3 статьи 64 и частей 4, 5, 8 статьи 34 Федерального закона "О контрактной системе _";
3. В связи с добровольным устранением нарушений частей 4, 5, 8 статьи 34 Федерального закона "О контрактной системе _", а также в связи с невозможностью устранения иных нарушений без нарушения прав участников закупки, а также в связи с тем, что нарушения части 3 статьи 63, части 1 и части 5 статьи 31, пункта 6 части 5 статьи 63 и части 3 статьи 64 Федерального закона "О контрактной системе _" не привели к ограничению количества участников закупки и не повлияли на результаты Электронного аукциона, предписание об устранении нарушений части 3 статьи 63, части 1 и части 5 статьи 31, пункта 6 части 5 статьи 63 и части 3 статьи 64 Федерального закона "О контрактной системе _" не выдавать;
4. Передать материалы настоящего дела должностному лицу Чеченского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по выявленным признакам административного правонарушения в отношение должностного лица Заказчика - ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Чеченской Республике"
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председательствующий: "______."
Члены Комиссии:
"______."
"______."
"______." (871-2) 22-22-91
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Чеченской Республике от 19 апреля 2018 г. N 55-44/02-18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.05.2018