Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
<_> ,
в присутствии:
представителей ГКУ "Управление региональных автомобильных дорог Республики Бурятия": <_>, доверенность от 09.01.2018, <_>, доверенность от 05.02.2018,
представителя Республиканского агентства по государственным закупкам <_> доверенность от 09.01.0218,
в отсутствие представителей ООО "ИБС Экспертиза", ООО "Региональный Информационный Центр", уведомленных надлежащим образом,
рассмотрев жалобу ООО "ИБС Экспертиза" (далее - Заявитель 1) (вх. от 19.04.2018 N2482), а также дополнение к указанной жалобе (вх. от 24.04.2018 N 2588), жалобу ООО "Региональный Информационный Центр" (Заявитель 2) (вх. от 20.04.2018 N 2507) на действия заказчика - "Управление региональных автомобильных дорог Республики Бурятия" (далее - Заказчик), уполномоченного органа - Республиканского агентства по государственным закупкам (далее - Уполномоченный орган) при проведении открытого аукциона в электронной форме на выполнение работ по объекту: "Дооборудование автомобильной дороги Улан-Удэ-Турунтаево-Курумкан-Новый Уоян, км 78, км 168 элементами обустройства (устройство автоматической системы весогабаритного контроля) в Прибайкальском районе Республики Бурятия" (N 0102200001618001487) (далее - Аукцион), и в результате рассмотрения жалобы в соответствии с частью 3 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Закон о контрактной системе),
у с т а н о в и л а:
Заявители не согласны с отдельными положениями документации об аукционе, считают, что допущено нарушение действующего законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
1. Заявитель 1 указывает, что в проектной документации в томе 1 в документе 2 ПЗ-DPF содержится следующее: "Под автоматическим комплексом весогабаритпого контроля (далее - Комплекс, АПВГК) понимается совокупность стационарно установленного оборудования и программных средств, которые обеспечивают измерение весогабаритных параметров транспортного средства (далее - ТС) без снижения установленной на данном участке автомобильной дороги скорости движения и передачу данных в установленном формате в автоматизированную систему "Мониторинг интенсивности и состава транспортного потока с части транспортных средств, осуществляющих перевозки крупногабаритных и (или) тяжеловесных грузов на стационарных пунктах весового контроля, расположенных на автомобильных дорогах федерального значения Российской Федерации", при этом в проектной документации не указана принадлежность указанной Автоматизированной системы к какому-то ведомству, требования, предъявляемые указанной автоматизированной системой к форматам передачи данных и каналам связи, а так же основание передачи информации из пунктов весогабаритного контроля, устанавливаемых на региональных автомобильных дорогах Республики Бурятии в автоматизированную систему, которая, исходя из названия, предназначена для сбора информации с пунктов весогабаритного контроля расположенных на автомобильных дорогах федерального значения.
2. В проектной документации в томах 3.1.1 и 3.2.1 в документе 2_ПЗ. PDF содержится раздел "Прикладное программное обеспечение". При этом в проектной документации и проекте государственного контракта не указан способ приобретения Заказчиком указанного программного обеспечения - закупка лицензий на существующее программное обеспечение или создание программного обеспечения с нуля. В проекте контракта не указан способ передачи данного программного обеспечения заказчику, в том числе отсутствует форма сублицензионного соглашения или информация о передаче Заказчику исключительных прав. Таким образом, из материалов конкурсной документации невозможно установить способ закупки по позиции "Прикладное программное обеспечение", что не позволяет исполнителю оценить стоимость участия в аукционе, приводит к нарушению действующего законодательства и ограничению конкуренции. Кроме того, исходя из формулировки требований к прикладному программному обеспечению - "Требуемые функциональные возможности прикладного программного обеспечения (для ЦОД)" становится очевидно, что указанное программное обеспечение не является частью системы весогабаритного контроля, и подлежит установке в центр обработки данных, информации о котором не содержится в проектной документации. Таким образом, в составе закупки содержатся работы, не относящиеся к основному предмету закупки, так как ЦОД, в котором требуется установку программного обеспечения не указан в составе проектной документации, а также отсутствует на прилагаемых схемах размещения оборудования в рамках выполнения работ.
3. В проектной документации в томах 3.1.1 и 3.2.1 в документе "4_спецификация.pdf" содержится указание на прикладное программное обеспечение, но нет единицы измерения, а вместо этого содержится фраза "см.коммерческое предложение в прилагаемых документах", при этом коммерческие предложения не включены в состав проектной документации. Таким образом, участник аукциона лишен возможности установить необходимое к поставке количество "прикладного программного обеспечения", что делает невыполнимым условия документации.
4. В части функционала прикладного программного обеспечения одно из требований проектной документации звучит следующим образом: "проверку наличия и параметров специальных разрешений на движение по автомобильным дорогам тяжеловесных и/или крупногабаритных транспортных средств по каждому проему, параметры которого превышают нормативные показатели, указанные в Постановлении Правительства РФ от 15.04,2011 N 272 (ред. от 22.12.2016) "Об утверждении правил перевозок грузов автомобильным транспортом". Постановление Правительства РФ от 15.04.2011 N 272 было изменено постановлениями правительства от 12.12.2017 N 1529 и 16.03.2018 N 285, таким образом, в аукционе установлены требования к ПО не соответствующие требованиям действующего законодательства и являющиеся не стандартными показателями.
5. В проектной документации в томе 1 в документе 2_ПЗ.DPF на стр. 5 представлена таблица с Метрологическими и техническими характеристиками комплекса АПВГК. Указанные характеристики комплекса АПВГК значительно отличаются от требований, установленных в приказе МВД России от 20.012015 N 32 "О внесении изменений в Перечень измерений, относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений и обязательных метрологических требований к ним, утвержденный приказом МВД России от 08.11.2012 N 1014". Предъявление требований к применению комплексов, исключительно обладающими указанными характеристиками, является установлением в документации о закупке нестандартных характеристик.
6. Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Росстандартом) создан Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений, содержащий сведения об утвержденных типах средств измерений. Согласно сведениям фонда, указанные в проектно-сметной документации характеристики комплекса АПВГК отсутствуют во всех действующих свидетельствах об утверждение типа средства измерения, что делает невозможным исполнение данного контракта.
7. Заявитель 1 указывает, что им был подан запрос о разъяснении положений документации об аукционе, на что Заказчик намеренно уклонился от разъяснений положений документации и внесения в нее изменений, считает, что разъяснения не содержат прямого ответа на поставленные вопросы.
Заявитель 1 полагает, что допущено нарушение статьей 24, 33, 64, 65 Закона о контрактной системе, а также статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
Просит провести проверку и выдать предписание об устранении допущенных нарушений.
1. Заявитель 2 указывает, что в Приложении N 1 к проекту контракта не определены виды, объемы и сроки этапов работ, что свидетельствует о неопределенности существенного условия договора подряда и нарушении части 2 статьи 42 Закона о контактной системе.
2. В соответствии с подпунктом "б" пункта 34 аукционной документации конкретные виды и объемы работ из числа видов и объемов работ, предусмотренных пунктом "а" настоящего раздела документации, определенные по предложению подрядчика, включаются в контракт и, исходя из сметной стоимости этих работ, предусмотренной проектной документацией, в совокупном стоимостном выражении должны составлять не менее 15 (пятнадцать) % (процентов) цены контракта.
Законом о контрактной системе предусмотрен исчерпывающий перечень сведений и документов, размещаемых (направляемых) Заказчиком и победителем Аукциона в ЕИС при заключении контракта.
Из чего следует, что положения аукционной документации, предусматривающие, что виды и объемы работ, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению контракта, заполняются на этапе заключения контракта, не соответствуют требованиям частей 1, 2, 3 статьи 70 настоящего закона.
3. В аукционной документации перечислены возможные виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства из числа видов работ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.05.2017 N 570, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту.
Это: подготовительные работы, земляные работы, инженерная подготовка территории, возведение несущих конструкций, возведение наружных ограждающих конструкций, устройство внутренних электротехнических систем, устройство внутренних слаботочных систем, монтаж технологического оборудования, пусконаладочные работы, устройство наружных электрических сетей и линий связи, работы по обустройству автомобильной дороги.
При этом, конкретные виды и объемы работ из числа видов и объемов работ, предусмотренных выше, определенные по предложению подрядчика, включаются в контракт и, исходя из сметной стоимости этих работ, предусмотренной проектной документацией, и в совокупном стоимостном выражении должны составлять: не менее 15 (пятнадцать) % (процентов) цены контракта. 15 % от НМЦК это 8,3 млн. руб.
Проведя анализ смет, приложенных к аукционной документации, установлено, что стоимость всех, предусмотренных контрактом работ, составляет 9,4 млн. рублей, остальная сумма приходится на стоимость оборудования.
Таким образом, для исполнения заключенного контракта, необходимо будет выполнить своими силами фактически весь объем работ. Во избежание ограничения конкуренции необходимо разделить объект закупки на две самостоятельные закупки: поставка оборудования и работы, что даст возможность принять участие в закупке широкому кругу участников.
Заявитель 2 полагает, что допущено нарушение Закона о контрактной системе, а также части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
Просит провести проверку, признать жалобу обоснованной и выдать предписание об устранении допущенных нарушений.
Заказчик, Уполномоченный орган не согласны с доводами Заявителей, представили письменные пояснения от 26.04.2018 N 6/1013, N 6/1014, считают, что положения документации об аукционе не противоречат требованиям законодательства о контрактной системе и антимонопольного законодательства.
Просят признать жалобы необоснованными.
В результате рассмотрения жалобы и изучения представленных документов и пояснений, Комиссия Бурятского УФАС России установила следующее:
05.04.2018 на официальном сайте в Единой информационной системе размещено извещение о проведении Аукциона N 0102200001618001487 и документация об аукционе. Начальная (максимальная) цена контракта - 55 515 190,00 рублей.
Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе от 23.04.2018 Аукцион признан несостоявшимся, так как не подана ни одна заявка на участие в электронном аукционе.
1. Доводы Заявителя 1, касающиеся нарушений, содержащихся в проектной документации, не может являться объектом рассмотрения на предмет соблюдения Заказчиком, Уполномоченным органом требований законодательства о контрактной системе, в связи с тем, что проектная документация прошла экспертизу и на нее получено положительное заключение (от 22.02.2018 N 03-1-0031-18). Заказчик не вправе вносить изменения в документацию о закупке без предварительного внесения изменений в проектную документацию.
2. Довод Заявителя 1 об отсутствии в проекте государственного контракта способа приобретения Заказчиком программного обеспечения по позиции "Прикладное программное обеспечение" признан несостоятельным, так как приобретение программного обеспечения не является предметом закупки и как следует из пояснений Заказчика - приобретение и внедрение прикладного программного обеспечения входит в обязанности подрядной организации и каким образом, будет внедряться данное ПО является самостоятельным решением участника закупки. Заявитель на заседании Комиссии не присутствовал, не представил каких-либо доказательств, приводящих к невозможности принятия участия в Аукционе.
3. Довод Заявителя 1 об уклонении Заказчиком от дачи разъяснений положений документации и о том, что разъяснения не содержат прямого ответа на поставленные вопросы, признается необоснованным.
Согласно частям 4, 5 статьи 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
Заявителем 1 направлен запрос о даче разъяснений положений документации об аукционе, на что от Заказчика 20.04.2018 был получен ответ, который не изменил суть документации, следовательно, в действиях Заказчика отсутствует нарушение статьи 65 Закона о контрактной системе.
4. Пунктом 1 статьи 766 ГК РФ установлено, что государственный контракт должен содержать условие об объеме и о стоимости подлежащей выполнению работы, сроках ее начала и окончания, размере и порядке финансирования и оплаты работ, способах обеспечения исполнения обязательств сторон (существенные условия государственного контракта).
Пунктом 6 документации об аукционе предусмотрены сроки завершения работ - в соответствии с проектом контракта (приложение N 2 к документации).
Разделом 5 проекта государственного контракта установлены сроки выполнения работ: начало со дня подписания контракта по 15.11.2019.
Календарные сроки выполнения работ по Объекту определяются календарным графиком производства работ (Приложение N1).
Из пояснений Заказчика следует, что календарный график выполнения работ, составляется по форме приложения N 1 к проекту государственному контракту, который основывается на определенных участником закупки объёмах работ и сроках их выполнения, в зависимости от трудозатрат и необходимого для выполнения работ количества часов, рассчитанных на основе фактически имеющихся в наличии у участника закупки трудовых ресурсов, а также машин и механизмов, определяет продолжительность выполнения всех видов работ по предмету заказа с учетом их технологической последовательности и совместимости во времени в полном соответствии с технологией производства всех видов работ, предусмотренных проектной документацией, а также содержит помесячные объемы освоения бюджетных средств по видам работ и общую стоимость работ из предложения участника аукциона на весь срок выполнения работ.
Из вышеизложенного следует, что промежуточные сроки выполнения работ устанавливаются подрядчиком по форме приложения N1, Заказчик устанавливает только начальный и конечный сроки выполнения работ.
Кроме того, Закон о контрактной системе не содержит требование об установлении заказчиком промежуточных сроков (календарный график производства работ) на стадии формирования документации об электронном аукционе.
Довод Заявителя 2 не нашел своего подтверждения и признается несостоятельным.
5. Частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт.
Согласно части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе установить виды и объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту.
Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 15.05.2017 N 570 "Об установлении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, и о внесении изменений в Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), обязательств предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемого за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (далее - Постановление N 570) установлены:
а) возможные виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства из числа видов работ, утвержденных Постановлением N 570, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, подлежат включению заказчиком в документацию о закупке; б) конкретные виды и объемы работ из числа видов и объемов работ, предусмотренных подпунктом "а" пункта 2 Постановления Правительства 570, определенные по предложению подрядчика, включаются в государственный и (или) муниципальный контракт и исходя из сметной стоимости этих работ, предусмотренной проектной документацией, в совокупном стоимостном выражении должны составлять: не менее 15 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта - со дня вступления в силу настоящего постановления и до 1 июля 2018 г.; в) порядок определения размера штрафа, начисляемого за ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств по выполнению видов и объемов работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, которые он обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, устанавливается Правилами определения неустойки.
Пунктом 8.1.34 проекта контракта, приложением N 6 к контракту установлен перечень видов и объемов работ, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств в соответствии с Постановлением N 570, а также установлено, что конкретные виды и объемы работ составляются подрядчиком по его предложению из числа возможных видом и объемов работ согласно п. 8.1.34 раздела 8 контракта с указанием сметной стоимости этих работ, предусмотренной проектной документацией, и в совокупном стоимостном выражении должен составлять не менее 15% цены Контракта.
На основании изложенного и учитывая, что представитель Заявителя 2 на заседание Комиссии не явился и не представил в обращении доказательств, подтверждающих обоснованность довода, Комиссия считает довод Заявителя не нашедшим своего подтверждения.
6. Заказчик поясняет, что Постановлением N 570 утверждены виды и объемы работ, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно и согласно проектной документации это следующие виды работ:
* подготовительные работы составляют 0,008 млн. руб.
Возведение несущих конструкций включает в себя работы:
* установку АПВГК (39,57 млн. руб.);
* установку вагончика бытовки (0,264 млн. руб.);
* организацию дорожного движения (1,465 млн. руб.).
Устройство наружных электрических сетей и линий связи включают в себя работы:
* технологические решения по электроснабжению (2 млн. руб.);
- выполнения строительно-монтажных работ, оборудования для организации волоконно-оптической линии связи пропускной способностью 10 Мбит/с (2,13 млн. руб.).
Работы по обустройству автомобильной дороги включают в себя:
* вертикальную планировку (0,017 млн. руб.);
- технологические решения по организации дорожного движения на период строительства (0,25 млн. руб.);
* пусконаладочные работы 1,04 млн.руб.
Стоимость работ предусмотренных контрактом составляет 54,87 млн. руб. с учетом НДС.
Монтаж технологического оборудования предусматривает:
* организационную и технологическую подготовку (подготовка специальной площадки, приобретение и поставка оборудования);
* установку и сборку технологического оборудования.
Согласно Постановлению N 570 конкретные виды и объемы работ из числа видов и объемов работ, предусмотренных подпунктом "а" пункта 2 Постановления Правительства 570, определенные по предложению подрядчика, включаются в государственный и (или) муниципальный контракт и исходя из сметной стоимости этих работ, предусмотренной проектной документацией, в совокупном стоимостном выражении должны составлять: не менее 15 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта - со дня вступления в силу настоящего постановления и до 1 июля 2018 г.
Таким образом, стоимость, предусмотренных контрактом работ, превышает 15% от начальной (максимальной) цены контракта.
Следовательно, Заказчик не ограничивает круг потенциальных участников закупки, довод Заявителя жалобы в данной части признается необоснованным.
На основании вышеизложенного, руководствуясь частями 3, 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Бурятского УФАС России
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ООО "ИБС Экспертиза" необоснованной.
2. Признать жалобу ООО "Региональный Информационный Центр" необоснованной.
3. Признаки нарушения статьи 17 Закона о защите конкуренции отсутствуют.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии |
|
<_> |
Члены комиссии: <_>
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия от 25 апреля 2018 г. N 04-50/208-2018
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.05.2018