Комиссия по контролю в сфере закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области (далее - Комиссия УФАС) в составе:
Осипова С.В. - председатель комиссии, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области;
Васянович Ю.Р. - член комиссии, старший государственный инспектор отдела контроля органов власти и закупок;
Пресновой Е.Д. - член комиссии, государственный инспектор отдела контроля органов власти и закупок,
рассмотрев жалобу УГЛТУ (далее - Заявитель) на документацию при проведении открытого конкурса N 0130200002418000100 на оказание образовательных услуг по повышению квалификации сотрудников Департамента лесного комплекса Вологодской области,
в присутствии представителей:
от Департамента лесного комплекса Вологодской области (далее - Заказчик) - Соловьевой С.В., Уссар Е.Г.(по доверенностям от 05.03.2018),
от Комитета государственного заказа Вологодской области (далее -Уполномоченный орган) - Беляевской О.А. (по доверенности от 16.01.2018)
в отсутствии представителей Заявителя, уведомлен надлежащим образом,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области (далее - УФАС) поступила жалоба от федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Уральский государственный лесотехнический университет" на положения документации (извещение N 0130200002418000100) при проведении открытого конкурса на оказание образовательных услуг по повышению квалификации сотрудников Департамента лесного комплекса Вологодской области, противоречащие Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
По мнению Заявителя, Заказчик разработал документацию открытого конкурса с нарушением ч. 2 ст. 8, п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, а именно: в пункте 9 "Информационной карты" Документации указано место оказания услуг - территория Российской Федерации (по месту нахождения образовательного учреждения, территориально расположенного в радиусе не более 600 км от местонахождения Заказчика (г. Вологды), что создает дискриминационные условия для участия в открытом конкурсе.
По мнению Заявителя, перечисленные в жалобе дискриминационные условия гарантируют Заказчику единственного участника открытого конкурса - Всероссийский институт повышения квалификации руководящих работников и специалистов лесного хозяйства (ФАУ ДПО ВИПКЛХ).
05.03.2018 Заказчик направил в УФАС возражения на жалобу, считает жалобу необоснованной.
На рассмотрении дела представитель Заказчика поясняет, что место оказания услуг устанавливалось исходя из расчета затрат на командировочные расходы и объема выделенных лимитов бюджетных обязательств.
Уполномоченный орган представил документы, предусмотренные ч. 5 ст. 106 Закона о контрактной системе.
Комиссия УФАС, рассмотрев представленные материалы, пришла к следующему выводу.
14.02.2018 в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) Уполномоченный орган опубликовал извещение N 0130200002418000100 на оказание образовательных услуг по повышению квалификации сотрудников Департамента лесного комплекса Вологодской области.
В соответствии с ч. 1 ст. 48 Закона о контрактной системе под открытым конкурсом понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса, конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.
В силу ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать в том числе:
1) наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
П. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе предусмотрено, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно ч. 1 ст. 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в ч. 1 ст. 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
В соответствии с ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
П. 9 "Информационной карты" раздела I конкурсной документации установлено следующее: место оказания услуг - территория Российской Федерации (по месту нахождения образовательного учреждения, территориально расположенного в радиусе не более 600 км от местонахождения Заказчика (г. Вологды).
Как установлено материалами дела, Заказчик изучил рынок потенциальных поставщиков услуг. Для обоснования начальной (максимальной) цены контракта Заказчик направил запросы на предоставление коммерческих предложений потенциальным поставщикам.
На заседании Комиссии УФАС, представитель Заказчика пояснил, что начальная (максимальная) цена контракта определена и обоснована в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 22 Закона о контрактной системе посредством применения метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) от двух потенциальных образовательных учреждений, готовых оказать услуги в соответствии с техническим заданием Заказчика (коммерческие предложения, полученные от ФГБОУ ВО Вологодская ВМХА, ФАУ ДПО ВИПКЛХ).
В силу ст. 13 Закона о контрактной системе заказчиками осуществляются закупки для обеспечения федеральных нужд, нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд, в том числе:
1) достижения целей и реализации мероприятий, предусмотренных государственными программами Российской Федерации (в том числе федеральными целевыми программами, иными документами стратегического и программно-целевого планирования Российской Федерации), государственными программами субъектов Российской Федерации (в том числе региональными целевыми программами, иными документами стратегического и программно-целевого планирования субъектов Российской Федерации), муниципальными программами;
3) выполнения функций и полномочий государственных органов Российской Федерации, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственных органов субъектов Российской Федерации, органов управления территориальными внебюджетными фондами, муниципальных органов, за исключением выполняемых в соответствии с п.п. 1 и 2 настоящей статьи функций и полномочий.
Требования вышеуказанных норм Закона о контрактной системе Заказчик исполнил.
Закон о контрактной системе регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок (п. 1 ст. 1 названного Закона).
Основной задачей законодательства, устанавливающего порядок определения поставщика (исполнителя, подрядчика), является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупок, сколько выявление в результате определения поставщика (исполнителя, подрядчика) лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям результативности, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок. Включение в документацию условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников закупки лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
Установление места оказания услуг обусловлено потребностями Заказчика и является правом последнего. Закон о контрактной системе не предусматривает ограничений по включению в документацию открытого конкурса требований к месту оказания услуг, являющихся значимыми для Заказчика.
По мнению Комиссии УФАС, Заказчик вправе определить в документации открытого конкурса удаленность места оказания услуг, указав границы административного округа (территориального образования), или в километрах. Аналогичная позиция содержится в письме Министерства экономического развития Российской Федерации от 20.02.2017 N Д28и-699.
Таким образом, жалоба федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Уральский государственный лесотехнический университет" признается необоснованной.
Комиссия УФАС в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе провела внеплановую проверку, в ходе которой нарушений Закона о контрактной системе не выявлено.
Комиссия УФАС на основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 99, ст. 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Уральский государственный лесотехнический университет" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии
Члены комиссии: |
С.В. Осипов
Ю.Р. Васянович
Е.Д. Преснова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области от 6 марта 2018 г. N 04-11/33-18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.05.2018