Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по контролю в сфере закупок в составе: <__>
), рассмотрев жалобу <__>
(далее - ИП <__>
.) исх. от 04.04.2018 (вх. от 05.04.2018 N 1178-э), на действия аукционной комиссии государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Коми "Ухтинская станция скорой медицинской помощи" (далее - ГБУЗ РК "УССМП") при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона "Поставка игл для внутрикостного доступа", извещение N 0307300009118000024 (далее - закупка, электронный аукциона, жалоба),
УСТАНОВИЛА:
1. ИП <__>., ГБУЗ РК "УССМП", закрытое акционерное общество "Сбербанк-Автоматизированная система торгов" (далее - ЗАО "Сбербанк-АСТ") надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы извещены посредством электронной почты.
С учетом законодательно установленных сроков рассмотрения жалобы отсутствие представителей ИП <__>., ГБУЗ РК "УССМП", ЗАО "Сбербанк-АСТ" не препятствует рассмотрению жалобы по существу.
2. ИП <__>. обжалуются действия Единой комиссии ГБУЗ РК "УССМП" в части рассмотрения вторых частей заявок участников закупки, с нарушением требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
ГБУЗ РК "УССМП" в отзыве на жалобу исх. от 06.04.2018 (вх. от 12.04.2018 N 1341э) заявлены возражения относительно позиции заявителя.
3. Комиссия Коми УФАС России в ходе проведения внеплановой проверки осуществления закупки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, изучив материалы жалобы, пришла к нижеследующим выводам.
Заказчиком закупки путем проведения электронного аукциона явилось ГБУЗ РК "УССМП".
Объектом закупки явилась поставка игл для внутрикостного доступа.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 235 200,00 рублей.
Источником финансирования закупки явились средства фонда обязательного медицинского страхования.
Извещение о проведении электронного аукциона N 0307300009118000024, документация об электронном аукционе размещены на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт), - 13.03.2018.
4. Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
По пункту 7 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются, наряду с прочим, условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
В соответствии с частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с прочей информацией, должна содержать информацию, указанную в извещении о проведении такого аукциона.
В силу частей 1, 3 статьи 14 Закона о контрактной системе при осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.
В целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. Порядок подготовки и размещения обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений в единой информационной системе, а также требования к его содержанию устанавливаются Правительством Российской Федерации. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе Правительством Российской Федерации принято Постановление от 05.02.2015 N 102 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление Правительства РФ от 05.02.2015 N 102).
Извещением о проведении электронного аукциона, пунктом 28 раздела II "Информационная карта" документации об электронном аукционе (далее - Информационная карта) установлено ограничение и условия допуска происходящих из иностранных государств отельных видов медицинский изделий, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 05.02.2015 г. N 102.
Постановлением Правительства РФ от 05.02.2015 N 102 установлен перечень отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения и условия допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, к которому относится иглы для внутрикостного доступа.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
На основании части 2 статьи 66 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе состоит из двух частей.
В соответствии с подпунктом б) пункта 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на поставку товара должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
На основании пунктов 4, 6 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе:
- решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия данного решения в случае, если требование о необходимости наличия данного решения для совершения крупной сделки установлено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и (или) учредительными документами юридического лица и для участника такого аукциона заключаемый контракт или предоставление обеспечения заявки на участие в таком аукционе, обеспечения исполнения контракта является крупной сделкой;
- документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, или копии этих документов.
В соответствии с пунктом 28 раздела II "Информационная карта" документации об электронном аукционе вторая часть заявки участника закупки должна содержать документы и информацию, предусмотренные частью 5 пункта 12 раздела I документации об электроне.
На основании подпункта 4 части 5 пункта 12 раздела I документации об электронном аукционе вторая часть заявки участника закупки должна содержать, в том числе решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия данного решения в случае, если требование о необходимости наличия данного решения для совершения крупной сделки установлено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и (или) учредительными документами юридического лица и для участника электронного аукциона заключаемый контракт или предоставление обеспечения заявки на участие в таком аукционе, обеспечения исполнения контракта является крупной сделкой.
Подпунктами 3, 4 пункта 28 раздела II "Информационная карта" документации об электронном аукционе установлено, что в соответствии с Приказом Минэкономразвития России от 25.03.2014 N 155 "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", подтверждением страны происхождения товаров является декларация участника закупки. Наименование страны происхождения товаров указывается в соответствии с Общероссийским классификатором стран мира ОК (МК (ИСО 3166) 004-97) 025-2001.Ответственность за достоверность сведений о стране происхождения товара, указанного в заявке на участие в аукционе окончательном предложении несет участник закупки. Документы или копии документов, подтверждающих соответствие предлагаемых товаров ограничениям и условиям допуска, установленным в соответствии со статьей 14 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ, и предоставляемые в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства РФ от 05.02.2015 г. N 102: - сертификат о происхождении товара, выдаваемый уполномоченным органом (организацией) государств - членов Евразийского экономического союза по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г., и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными указанными Правилами.
Согласно частям 2, 6, 7 статьи 69 Закона о контрактной системе установлено, что аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены настоящей статьей. Для принятия указанного решения аукционная комиссия рассматривает информацию о подавшем данную заявку участнике такого аукциона, содержащуюся в реестре участников такого аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке.
Заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:
- непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 настоящего Федерального закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
- несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Принятие решения о несоответствии заявки на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, по основаниям, не предусмотренным частью 6 настоящей статьи, не допускается.
5. По результатам рассмотрения вторых частей заявок участников закупки Единой комиссией заказчика принято решение о признании второй части заявки ИП <__>. несоответствующей требованиям Закона о контрактной системе, документации об электронном аукционе с обоснованием принятого решения: "Вторая часть заявки ИП <__>. не соответствует требованиям Закона о контрактной системе, документации об электронном аукционе на основании пункта 1 части 6 статьи 69 Закона 44-ФЗ, а именно нет решения об одобрении крупной сделки, в соответствии с Приказом Минэкономразвития России от 25.03.2014 N 155 не подтверждена страна происхождения".
Данное решение отражено в протоколе от 30.03.2018 подведения итогов электронного аукциона "Поставка игл для внутрикостного доступа".
6. Согласно позиции заявителя, ИП <__>. в составе второй части заявки не представлена декларация происхождения товара, в связи с тем, что предлагаемый им товар не произведён на территории стран членов Евразийского экономического союза, и как следствие, в соответствии с положениями Приказа Минэкономразвития России от 25.03.2014 N 155 "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Приказ N 155) предоставление такой декларации участником закупки не требуется.
Пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 05.02.2015 N 102 установлено, что для целей осуществления закупок отдельных видов медицинских изделий, включенных в перечень N 1, заказчик отклоняет все заявки (окончательные предложения), содержащие предложения о поставке отдельных видов медицинских изделий, включенных в перечень N 1 и происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее 2 удовлетворяющих требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке заявок (окончательных предложений), которые одновременно:
- содержат предложения о поставке отдельных видов медицинских изделий, включенных в перечень N 1, страной происхождения которых являются только государства - члены Евразийского экономического союза;
- не содержат предложений о поставке одного и того же вида медицинского изделия одного производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц, соответствующую признакам, предусмотренным статьей 9 Федерального закона "О защите конкуренции", при сопоставлении этих заявок (окончательных предложений).
В силу пункта 2(1) Постановления Правительства РФ N 102 в случае если заявка (окончательное предложение), которая содержит предложение о поставке отдельных видов медицинских изделий, включенных в перечень N 1 и происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), не отклоняется в соответствии с установленными настоящим постановлением ограничениями, применяются условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, установленные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, то есть применяется приказ N 155.
В ходе анализа первых частей заявок участников электронного аукциона, Комиссией Коми УФАС России установлено, что предлагаемые товары участников закупки имеют происхождение из иностранных государств, в связи с чем, положения Постановления Правительства РФ от 05.02.2015 N 102 не распространяются в отношении электронного аукциона N 0307300009118000024.
В данном случае действуют положения Приказа N 155.
На основании подпункта в) пункта 8 Приказа N 155 при осуществлении закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд путем проведения конкурса, аукциона, запроса котировок, запроса предложений порядок, установленный пунктами 3 - 7 настоящего приказа, не применяется в случаях, если в заявках на участие в конкурсе, аукционе, запросе котировок или запросе предложений, окончательных предложениях не содержится предложений о поставке товаров, произведенных на территории государств - членов Евразийского экономического союза, указанных в пункте 1 настоящего приказа.
Товары, предлагаемые участниками закупки, в соответствии с их первыми частями заявок не производится на территории членов Евразийского союза.
В соответствии с пунктом 13 Приказа N 155 подтверждением страны происхождения товаров, указанных в прилагаемом к настоящему приказу Перечне, является декларация участника закупки.
Требований к форме заполнения такой декларации, законодательством Российской Федерации не установлено.
В соответствии с пунктом 28 "Информационная карта" раздела II документации об электронном аукционе, участникам закупки в составе вторых частей заявок необходимо представить декларации о происхождении предлагаемого ими товара.
Согласно анализу второй части заявки ИП <__>. необходимая декларация о происхождении товара в составе второй части заявки ИП <__>. на участие в электронном аукционе второй части заявки отсутствует, что не соответствует требованиям документации об электронном аукционе, Приказа N 155, пункта 6 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе.
Таким образом, действие Единой комиссии ГБУЗ РК "УССМП" в части принятия решения о признании второй части заявки ИП <__>. несоответствующей требованиям Закона о контрактной системе, документации об электронном аукционе, в связи с непредоставлением участником закупки в составе своей второй части заявки декларации о происхождении товара, предлагаемого ИП <__>. к поставке, не противоречит требованиям законодательства о контрактной системе в сфере закупок Российской Федерации.
7. Заявитель, в своей жалобе также указывает на то, что Единая комиссия приняла решение о признании второй части заявки ИП <__>. несоответствующей требованиям документации об электронном аукционе, Закона о контрактной системе, в связи с не предоставлением в составе своей второй части заявки решения об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия данного решения в случае, если требование о необходимости наличия данного решения для совершения крупной сделки установлено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и (или) учредительными документами юридического лица и для участника электронного аукциона заключаемый контракт или предоставление обеспечения заявки на участие в таком аукционе, обеспечения исполнения контракта является крупной сделкой неправомерно, поскольку законодательством Российской Федерации не установлено требования о необходимости наличия такого решения для индивидуальных предпринимателей.
На основании пункта 8 части 2 статьи 61 Закона о контрактной системе для получения аккредитации участник электронного аукциона предоставляет оператору электронной площадки, в том числе решение об одобрении или о совершении по результатам таких аукционов сделок от имени этого участника закупки - юридического лица с указанием информации о максимальной сумме одной сделки. В случае, если требование о необходимости наличия данного решения для совершения крупной сделки установлено законодательством Российской Федерации и (или) учредительными документами юридического лица, данное решение принимается в порядке, установленном для принятия решения об одобрении или о совершении крупной сделки. В иных случаях данное решение принимается лицом, уполномоченным на получение аккредитации от имени этого участника закупки - юридического лица.
В соответствии с частью 6 статьи 61 Закона о контрактной системе оператор электронной площадки обязан отказать участнику электронного аукциона в аккредитации в случае непредоставления им документов и информации, указанных в части 2 настоящей статьи, или предоставления документов, не соответствующих требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, а также в случае, если такой участник является офшорной компанией.
В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 23 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, за исключением случаев, предусмотренных абзацем вторым настоящего пункта.
К предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно применяются правила настоящего Кодекса, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения.
Согласно анализу второй части заявки ИП <__>., комиссия Коми УФАС России установила, что в составе данной заявки отсутствует решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия данного решения в случае, если требование о необходимости наличия данного решения для совершения крупной сделки установлено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и (или) учредительными документами юридического лица и для участника электронного аукциона заключаемый контракт или предоставление обеспечения заявки на участие в таком аукционе, обеспечения исполнения контракта является крупной сделкой.
По смыслу статьи 23 Гражданского кодекса Российской Федерации индивидуальные предприниматели не приравниваются к статусу юридических лиц, тогда как обязанность предоставления оператору электронной площадки, а также в составе второй части заявки на участие в закупки решения об одобрении крупной сделки присутствует исключительно у юридических лиц.
Исходя из вышеизложенного, решение о свершении крупной сделки для индивидуальных предпринимателей не требуется.
Таким образом, действие Единой комиссии ГБУЗ РК "УССМП" в части принятия решения о признании второй части заявки ИП <__>. несоответствующей требованиям Закона о контрактной системе, документации об электронном аукционе, в связи с не предоставлением им в составе своей второй части заявки решения об одобрении или о совершении крупной сделки либо копии данного решения в случае, если требование о необходимости наличия данного решения для совершения крупной сделки установлено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и (или) учредительными документами юридического лица и для участника электронного аукциона заключаемый контракт или предоставление обеспечения заявки на участие в таком аукционе, обеспечения исполнения контракта является крупной сделкой, противоречит требованиям части 7 статьи 69 Закона о контрактной системе.
Предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе выдаче не подлежит, так как у Единой комиссии имелись основания для признания второй части заявки ИП <__>. несоответствующей требованиям законодательства о контрактной системе, документации об электронном аукционе, согласно пункту 6 настоящего решения.
С учетом всех вышеизложенных обстоятельств, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Коми УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП <__>. в части непредставления в составе второй части заявки декларации о происхождении товара, предлагаемого к поставке необоснованной, а в части непредставления в составе второй части заявки решения об одобрении крупной сделки, тогда как такое решение индивидуальные предприниматели не должны представлять в соответствии с законодательством Российской Федерации обоснованной.
2. Признать действие Единой комиссии ГБУЗ РК "УССМП" в части принятия решения о признании второй части заявки ИП <__>. несоответствующей требованиям законодательства о контрактной системе в сфере закупок Российской Федерации, документации об электронном аукционе, в связи с непредставлением им в составе второй части заявки решения об одобрении крупной сделки, тогда как такое решение индивидуальные предприниматели не должны представлять в соответствии с законодательством Российской Федерации, противоречащим требованиям части 7 статьи 69 Закона о контрактной системе.
3. С учетом стадии закупки и характера выявленного нарушения предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе не выдавать.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия
Председатель комиссии <__>.
Члены комиссии
<__>
<__>.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми от 12 апреля 2018 г. N 04-02/2708
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.05.2018