Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по контролю в сфере закупок в составе: <_>, председателя Комиссии; <_>, члена Комиссии; <_>, члена Комиссии (далее - Комиссия Коми УФАС России), рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "Вектор-Фарм" (далее - ООО "Вектор-Фарм", заявитель) от 10.04.2018 (вх. N 1264э. от 11.04.2018) на действия заказчика - Министерства здравоохранения Республики Коми при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона "Поставка лекарственного препарата "Интерферон альфа-2b" для граждан Российской Федерации, имеющих право на бесплатное обеспечение лекарственными средствами и медицинскими изделиями в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 г. N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения", извещение N 0107200000118000104 (далее - закупка, электронный аукцион, жалоба),
при участии:
<_>. - представителя Министерства здравоохранения Республики Коми по доверенности от 16.04.2018 N 18-конф.;
<_> - представителя Министерства здравоохранения Республики Коми по доверенности от 16.04.2018 N 19- конф.;
<_> - представителя Министерства здравоохранения Республики Коми по доверенности от 16.04.2018 N 20-конф.,
УСТАНОВИЛА:
1. ООО "Вектор-Фарм", Министерство здравоохранения Республики Коми, общество с ограниченной ответственностью "РТС-тендер" (далее - ООО "РТС-тендер") надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы извещены посредством электронной почты.
ООО "Вектор-Фарм" в составе жалобы от 10.04.2018 (вх. N 1264э. от 11.04.2018) заявлено ходатайство о возможности рассмотрения указанной жалобы в отсутствие представителя общества.
С учетом законодательно установленных сроков рассмотрения жалобы, отсутствие представителей ООО "Вектор-Фарм", ООО "РТС-тендер" не препятствует рассмотрению жалобы по существу.
2. ООО "Вектор-Фарм" в жалобе указывает о нарушении заказчиком - Министерством здравоохранения Республики Коми пункта 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
По мнению заявителя, заказчик в разъяснении на запрос участника закупки установил дополнительные требования к товару, которые влекут за собой ограничение количества участников закупки, тогда как препарат с МНН "Интерферон альфа-2b" может быть определен исключительно по МНН и более подробного описания не требует.
Просит отменить закупочную процедуру, обязать заказчика привести в соответствие аукционную документацию.
Министерством здравоохранения Республики Коми в отзыве от 16.04.2018 N 7166/01-21 (вх. N 1892 от 16.04.2018) на жалобу и на заседании Комиссии Коми УФАС России заявлены возражения относительно позиции заявителя.
3. Комиссия Коми УФАС России в ходе проведения внеплановой проверки осуществления закупки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, изучив материалы жалобы, заслушав представителей Министерства здравоохранения Республики Коми, пришла к нижеследующим выводам.
Заказчиком закупки путем проведения электронного аукциона явилось Министерство здравоохранения Республики Коми.
Объект закупки - "Поставка лекарственного препарата "Интерферон альфа-2b" для граждан Российской Федерации, имеющих право на бесплатное обеспечение лекарственными средствами и медицинскими изделиями в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 г. N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения".
Начальная (максимальная) цена контракта составила 99 575,00 рублей.
Источником финансирования закупки явились средства республиканского бюджета Республики Коми, выделенные на реализацию постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 г. N 890, "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения", в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных Министерству здравоохранения Республики Коми на 2018 год.
Извещение о проведении электронного аукциона N 0107200000118000104, документация электронного аукциона размещены на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) - 02.04.2018.
4. В силу частей 1, 2 статьи 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок
Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, наряду с прочей информацией, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
По пунктам 1, 6 части 1, части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, в том числе правилами:
- в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
- документация о закупке должна содержать указание на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования, если объектом закупки являются лекарственные средства. Заказчик при осуществлении закупки лекарственных средств, входящих в перечень лекарственных средств, закупка которых осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями, а также при осуществлении закупки лекарственных препаратов в соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 83 настоящего Федерального закона вправе указывать торговые наименования этих лекарственных средств. Указанный перечень и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации. В случае, если объектом закупки являются лекарственные средства, предметом одного контракта (одного лота) не могут быть лекарственные средства с различными международными непатентованными наименованиями или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями при условии, что начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает предельное значение, установленное Правительством Российской Федерации, а также лекарственные средства с международными непатентованными наименованиями (при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями) и торговыми наименованиями. Положения настоящего пункта не применяются при определении поставщика лекарственных препаратов, с которым заключается государственный контракт в соответствии со статьей 111.4 настоящего Федерального закона.
Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Раздел III "Наименование и описание объекта закупки (Техническое задание)" документации об электронном аукционе (далее - Техническое задание) содержит описание объекта закупки.
N |
Параметр |
Требуемое значение |
1. |
Международное непатентованное наименование |
Интерферон альфа-2b |
2. |
Торговое наименование |
Указать |
3. |
Наименование держателя или владельца регистрационного удостоверения лекарственного препарата, наименование производителя лекарственного препарата |
Указать |
4. |
Копия Регистрационного удостоверения Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Министерства здравоохранения Российской Федерации |
Представляется в составе второй части заявки |
5. |
Регистрация предельной отпускной цены производителя (если лекарственный препарат включен в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов |
Установлено |
6. |
Код в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности |
21.20.10.213 |
7. |
Лекарственная форма |
Раствор для инъекций |
8. |
Дозировка лекарственного препарата |
3 млн.МЕ |
9. |
Единица измерения Товара |
шт |
10. |
Количество Товара |
500 |
11. |
Остаточный срок годности |
Остаточный срок годности Товара должен быть не менее 12 месяцев на момент поставки Товара в Место доставки. Поставка Товара с меньшим сроком годности возможна в случае временного или полного прекращения производства Товара (в том числе субстанции для его производства), временного или полного прекращения ввоза на территорию Российской Федерации, прекращения регистрации, осуществления перерегистрации Товара, отсутствия, в том числе временного, на территории Российской Федерации, что должно подтверждаться соответствующими письмами от производителей и др., и только по согласованию с Заказчиком. В случае поставки Товара с остаточным сроком годности менее вышеуказанного без предварительного согласования с Заказчиком, Поставщик осуществляет замену такого Товара за свой счет на Товар со сроком годности, оговоренным в настоящем пункте, в течение 10 календарных дней с даты получения уведомления от Заказчика. |
12. |
Поставка Товара осуществляется в целых упаковках в соответствии с требованиями Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств". При этом если количество Товара, поставляемого Получателю во вторичной (потребительской) упаковке, превышает количество Товара, указанного в Календарном плане (приложение N 3 к Контракту), поставка Товара сверх количества, указанного в Календарном плане, осуществляется за счет Поставщика. |
Заявителем в жалобе указано о нарушении Заказчиком требований пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
По мнению заявителя, Заказчиком в разъяснении положений документации об электронном аукционе от 05.04.2018 на запрос о возможности к поставке препарата с международным непатентованным наименованием "Интерферон альфа-2b" в форме выпуска раствор для внутримышечного, субконъюнктивального введения и закапывания в глаз, 3 млн МЕ, 1 мл., ампулы и/или флаконы N 5, в количестве 100 уп, установлены дополнительные требования к товару.
Так, Заказчиком пояснено, что требуемый препарат будет использован, в том числе, в комплексной терапии при меланоме, следовательно, лекарственный препарат "Интерферон альфа-2b", в форме выпуска упомянутой в запросе, не может быть предложен к поставке, в связи с отсутствием в инструкции по применению указаний на возможность применения его в комплексной терапии при меланоме.
Заявитель считает, что Заказчик, установив такие требования, ограничивает количество участников закупки.
Обращает внимание, что Заказчиком не учтены правила взаимозаменяемости лекарственных препаратов для медицинского применения, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2015 N 1154.
По мнению заявителя, препарат с МНН "Интерферон альфа-2b" может быть определен исключительно по МНН и более подробного описания не требует.
Представителями Министерства здравоохранения Республики Коми на заседании Комиссии Коми УФАС России пояснено, что закупаемый препарат необходим для проведения комплексной терапии у онкобольных, в том числе для больных с меланомами, остроконечными кондиломами, множественными миеломами.
На указание заявителем в жалобе об отсутствии в аукционной документации документов (протоколов врачебных комиссий, решений консилиумов и пр.), которые бы обосновывали включение Заказчиком требования к объекту закупки (показание к применению: меланома), представителями Заказчика пояснено, что в документации об электронном аукционе не указаны дополнительные требования, в том числе использование в комплексной терапии при меланоме.
Заявленный к закупке препарат "Интерферон альфа-2b, 3 млн. МЕ" в форме выпуска "раствор для инъекций" служит целям удовлетворения потребностей Заказчика и не противоречит законодательству.
Отмечено, что указать эквивалентные лекарственные формы согласно подпункту "а" пункта 2 "Особенностей описания лекарственных препаратов для медицинского применения, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.11.2017 N 1380, не представляется возможным, так как для терапии указанных заболеваний лекарственный препарат в других формах выпуска не применяется.
По мнению представителя Заказчика, заявитель указывает на взаимозаменяемость препаратов, не учитывая отсутствие терапевтической эквивалентности при применении у больных с меланомами.
Ссылку заявителя на "Правила взаимозаменяемости лекарственных препаратов для медицинского применения", утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2015 N 1154 "О порядке определения взаимозаменяемости лекарственных препаратов для медицинского применения" представитель Заказчика считает неккоректной, так как речь в указанном Постановлении идет о референтном лекарственном препарате. Референтный лекарственный препарат - лекарственный препарат, который впервые зарегистрирован в Российской Федерации, качество, эффективность и безопасность которого доказаны на основании результатов доклинических исследований лекарственных средств и клинических исследований лекарственных препаратов, и который используется для оценки биоэквивалентности или терапевтической эквивалентности, качества, эффективности и безопасности воспроизведенного или биоаналогового (биоподобного) лекарственного препарата.
Комиссия Коми УФАС России считает, что указание заказчиком характеристик товара, который является объектом закупки, в том виде, в котором оно изложено в описании объекта закупки, не свидетельствует о его необоснованности объективным потребностям заказчика, поскольку пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено указание функциональных, технических и качественных характеристик, эксплуатационных характеристик объекта закупки заказчиком при необходимости.
При этом пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предоставляет исключительное право заказчику при необходимости излагать функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки ровно в том объеме, в котором у него существует потребность.
Системное толкование приведенных выше норм Закона о контрактной системе позволяет сделать вывод о том, что заказчик вправе включить в документацию об аукционе такие технические и функциональные характеристики товаров, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных функций. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупок.
Законом о контрактной системе не предусмотрено ограничений по включению в документацию об аукционе требований к товару, являющихся значимыми для заказчика.
Включение в аукционную документацию условий, которые приводят к исключению из круга участников закупки лиц, не отвечающих целям такой закупки (выявление в результате закупки лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективности, результативности осуществления закупок), не могут рассматриваться как ограничение доступа к участию в электронном аукционе и не является нарушением Закона о контрактной системе.
Следует отметить, что объектом закупки является поставка лекарственных средств, а не их изготовление, в связи с чем, поставщиком такого товара может быть любое заинтересованное лицо, в том числе и не производитель таких товаров, что свидетельствует об обеспечении конкурентных условий среди поставщиков.
По пункту 4 статьи 3 Закона о контрактной системе участник закупки - любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении юридических лиц (далее - офшорная компания), или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.
Согласно статье 506 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору поставки поставщик - продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
Таким образом, у Комиссии Коми УФАС России отсутствуют основания полагать, что действие заказчика - Министерства здравоохранения Республики Коми в части описания объекта закупки противоречит пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, в том числе ограничивают количество участников осуществления закупки.
В жалобе заявитель указывает, что в соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Просит в соответствии с пунктом 2 статьи 18.1 Закона N 135-ФЗ проверить законность установленных Заказчиком требований, автоматически исключающих из состава потенциальных участников размещения заказа поставщиков, имеющих аналогичные, взаимозаменяемые лекарственные препараты с МНН "Интерферон альфа-2b".
Порядок рассмотрения заявлений о нарушении Закона о защите конкуренции установлен статьей 44 данного закона.
Комиссия Коми УФАС России при рассмотрении данной жалобы не вправе делать выводы о наличии (отсутствии) нарушений антимонопольного законодательства.
При таких обстоятельствах, копия жалобы подлежит передаче уполномоченному должностному лицу Коми УФАС России для рассмотрения в части доводов, основанных на нормах антимонопольного законодательства.
С учетом всех вышеизложенных обстоятельств, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Коми УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Вектор-Фарм" необоснованной.
2. Передать материалы жалобы ООО "Вектор-Фарм" уполномоченному должностному лицу Коми УФАС России для рассмотрения указанной жалобы по признакам нарушения Закона о защите конкуренции.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
|
<_> |
Члены комиссии <_>
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми от 17 апреля 2018 г. N 04-02/2864
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.05.2018