Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в отсутствие представителей Администрации Курортного района Санкт-Петербурга (далее - Заказчик) и ООО "Северо-Западная Эксплуатационная Компания" (далее - Заявитель), надлежащим образом извещенных о времени и месте заседания,
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 10603-ЭП/18 от 24.04.2018) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на оказание услуг по техническому обслуживанию комплексных систем обеспечения безопасности в государственных учреждениях из числа объектов социальной инфраструктуры Санкт-Петербурга, подведомственных администрации Курортного района Санкт-Петербурга в 2018 году (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукциона размещено 29.11.2017 на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0172200000617000256. Начальная (максимальная) цена контракта - 14 139 114,16 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика в части установления в документации о закупке инструкции по заполнению и требований к конкретным показателям товаров, которые не позволяют надлежащим образом заполнить первую часть заявки на участие в аукционе.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Инструкция по заполнению первой части заявки установлена Заказчиком в разделе 9 Части III документации о закупке.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик должен использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Требования к конкретным показателям товаров установлены Заказчиком в Приложении N 3 к Техническому заданию.
Например, согласно п. 2 "Болты с гайками и шайбами строительные" Заказчиком установлено следующее требование к товару: "Шайба нормального ряда классов точности: не хуже C".
Согласно доводам Заявителя инструкция по заполнению первой части заявки не содержит порядок заполнения показателя, требования к которому установлены с использованием слов "не хуже". При этом Заявитель в жалобе указывает, что в случае отсутствия прямого указания на порядок заполнения, участник закупки должен руководствоваться следующим положением инструкции: "Во всех иных случаях, не установленных настоящей документацией, требования к показателям товаров в Приложении N3 к настоящему Техническому заданию, установлены в виде значений, которые не могут изменяться, и участник закупки представляет сведения, точно соответствующие требованиям Технического задания.". Следовательно, Заявитель в жалобе указывает на порядок заполнения оспариваемого показателя.
Таким образом, довод Заявителя об установлении инструкции, которая не позволяет заполнить первую часть заявки, противоречит содержанию жалобы в части указания порядка заполнения оспариваемого показателя в соответствии с инструкцией.
Согласно доводам Заявителя оспариваемый показатель должен быть выражен одним значением без указания слов "не хуже".
Вместе с тем, в соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик вправе установить требование к значению показателя, которое не может изменяться.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Заявителем в жалобе не представлено документальных доказательств, подтверждающих невозможность указания в первой части заявки оспариваемого значения показателя в неизменном виде. Комиссия УФАС приходит к выводу, что установление требования к значению показателя с использованием слов и знаков "не хуже", "не меньше", "больше", "свыше", "не >", ">" позволяет победителю аукциона при выполнении работ (оказании услуг) использовать любой товар с оспариваемыми показателями, значения которых превышают значения, указанные в контракте на основании первой части заявки.
Таким образом, в данной части жалоба признана необоснованной.
Заявитель в жалобе указал на установление нестандартных показателей.
Например, согласно п. 26 "Проволока светлая" Заказчиком установлено следующее требование к товару: "Представляет собой стальную нить круглого сечения по ГОСТ 3282-74 нормальной точности изготовления. На поверхности проволоки нет мест, не покрытых цинком, черных пятен. Класс покрытия 2Ц.".
Согласно доводам Заявителя в соответствии с ГОСТ 3282-74 светлая проволока изготавливается без покрытия, что противоречит требованиям документации о закупке.
В соответствии с п. 1.1 ГОСТ 3282-74 проволока изготовляется: по виду обработки:
термически обработанная - О;
термически необработанная;
по виду поверхности:
без покрытия;
с покрытием.
Проволока без покрытия термически обработанная изготовляется светлой (С), а по согласованию потребителя с изготовителем допускается изготовление черной (Ч) проволоки.
Проволока с покрытием подразделяется на:
оцинкованную 1-го класса - 1Ц,
оцинкованную 2-го класса - 2Ц;
по точности изготовления:
повышенной - П,
нормальной.
Комиссия УФАС приходит к выводу, что ГОСТ 3282-74 содержит указание на то, что проволока без покрытия изготавливается светлой или черной по согласованию с потребителем. При этом ГОСТ 3282-74 не содержит указания на то, что оцинкованная проволока не может быть изготовлена светлой.
Следовательно, в данной части довод жалобы об установлении нестандартных показателей по п. 26 "Проволока светлая" признан необоснованным.
Согласно п. 26 "Проволока светлая" Заказчиком установлены следующие требования к товару: "Номинальный диаметр: не более 1,1 мм. Класс покрытия 2Ц. Число погружений не менее 4.".
В соответствии с Таблицей 3 ГОСТ 3282-74 для проволоки диаметром менее 1,1 мм установлены значения числа погружения в зависимости от вида проволоки - не более 2.
Таким образом, в действиях Заказчика выявлено нарушение п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Следовательно, в данной части жалоба признана обоснованной.
Согласно п. 24 "Проволока горячекатаная" Заказчиком установлено следующее требование к товару: "Представляет собой гладкую стальную нить круглого сечения изготовленная в соответствии с ГОСТ 30136 - 95. Способ охлаждения ускоренно охлажденый на воздухе.".
Комиссия УФАС установила, что ГОСТ 30136-95 содержит указание на способ охлаждения - на воздухе. При этом способ охлаждения "ускоренно охлажденный на воздухе" в ГОСТ 30136-95 отсутствует.
Таким образом, в действиях Заказчика выявлено нарушение п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Следовательно, в данной части жалоба признана обоснованной.
Согласно п. 3 "Краска" Заказчиком установлены следующие требования к товару: "Массовая доля летучих веществ по ГОСТ 8292-85: более 5,0%. Цвет: темно-серый или черный. Марка MA-025.".
Согласно доводам Заявителя требования к конкретным показателям товара позволяют указать в первой части заявки значение показателя массовой доли летучих веществ не в соответствии с Таблицей 2 ГОСТ 8292-85.
В соответствии с Таблицей 2 ГОСТ 8292-85 для краски марки МА-025 значение показателя массовой доли летучих веществ составляет не более 6% для темно-серого или черного цвета.
При этом документация о закупке позволяет указать значение показателя более 6%, что будет соответствовать требованиям документации, но не будет соответствовать ГОСТ 8292-85.
В действиях Заказчика выявлено нарушение ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Следовательно, в данной части жалоба признана обоснованной.
Согласно п. 6 "Перемычки гибкие" Заказчиком установлены, в том числе следующие требования к товару: "Размер D: не менее 50 мм. Размер d: не менее 10,5 мм. Размер L: не менее 900 мм".
Согласно доводам Заявителя документация о закупке не содержит расшифровку буквенных обозначений размеров товара, что не позволяет определить потребность Заказчика.
Комиссия УФАС приходит к выводу, что при отсутствии в документации о закупке расшифровки буквенных обозначений размеров товара участник закупки вправе предложить при оказании услуг любой товар с размерами соответствующими требованиям документации о закупке, при этом у аукционной комиссии будут отсутствовать основания для отказа в допуске к участию в аукционе, а у Заказчика будут отсутствовать правовые основания для отказа в приемке услуг, оказанных с использованием такого товара.
Следовательно, в данной части жалоба признана необоснованной.
Комиссией УФАС на основании п. 3.35 Административного регламента принято решение обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать в связи с отсутствием на дату заседания Комиссии УФАС доказательств того, что выявленные нарушения повлияли на результаты закупки.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Северо-Западная Эксплуатационная Компания" частично обоснованной в части доводов об установлении нестандартных показателей и требований к показателям, которые позволяют указать значения, несоответствующие государственному стандарту.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения п. 2 ч. 1 ст. 33, ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушения законодательства о контрактной системе не выдавать.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 3 мая 2018 г. N 44-2224/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.05.2018