Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии - Уракчиева А.С. - руководителя управления;
Членов Комиссии: - Д.М. Керейтовой - главного специалиста - эксперта отдела контроля закупок;
-Р.Х. Туркменовой - главного специалиста - эксперта отдела контроля закупок;
-Ж.П. Немчиновой - специалиста-эксперта отдела контроля закупок;
при участии представителей Республиканского государственного бюджетного лечебно - профилактического учреждения "Карачаево-Черкесская республиканская клиническая больница", в отсутствии представителя ООО "Стрикта", надлежаще уведомлен, не явился, рассмотрев жалобу ООО "Стрикта" (далее - Заявитель) на действия Республиканского государственного бюджетного лечебно - профилактического учреждения "Карачаево-Черкесская республиканская клиническая больница" (далее - Заказчик) содержащие, по мнению Заявителя, признаки нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку расходного материала (шприцы, иглы, катетеры, системы) (далее - Аукцион), номер извещения N0379200000418000078 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок Российской Федерации (www.zakupki.gov.ru) (далее - ЕИС) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике (далее - Карачаево-Черкесское УФАС) поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1.В нарушение части 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции, Заказчик включил в закупку товары технологически и функционально не связанные между собой.
2.В нарушение части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе и пункта 2 (2) Постановления Правительства РФ от 05.02.2015 г. N 102 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 102) Заказчик неправомерно объединил товары, содержащиеся в Перечне N 1 и Перечне N 2.
3.В нарушение пункта 2 (3) Постановления N 102 Заказчиком не были отражены начальные (максимальные) цены, рассчитанные в соответствии с Методикой расчета начальной (максимальной) цены контракта на поставку медицинских изделий, включенных в перечень медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный Постановление Правительства РФ от 05.02.2015 г. N 102. Методика утверждена Министерством здравоохранения РФ N 759н совместно с Министерством промышленности и торговли РФ N 3450 Приказ от 04.10.2017 г.
Заказчик не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона действовал в соответствии с требованием Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
1) 09.04.2018 г. в 08:52 ч. Заказчиком на официальном сайте ЕИС было размещено извещение о проведении Аукциона N 0379200000418000078, начальная (максимальная) цена контракта - 870 633,00 (восемьсот семьдесят тысяч шестьсот тридцать три) рубля.
Аукционная документация утверждена главным врачом РГБЛПУ "Карачаево-Черкесская республиканская клиническая больница" - И.Д.Гербековой.
Ответственное должностное лицо - Р.Б. Экзеков.
1.1.В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно извещению о проведении Аукциона, объектом закупки является "Расходный материал (шприцы, иглы, катетеры, системы)".
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что вышеуказанное формирование объекта закупки вызвано потребностью Заказчика, при этом медицинские изделия, включенные в объект закупки технологически и функционально связаны между собой, находятся в свободном обращении на рынке, что, по мнению Заказчика, не приводит к ограничению количества участников закупки.
Комиссией установлено, что на участие в Аукционе подано 3 заявки от участников закупки, выразивших, в том числе, согласие на поставку товаров на условиях и в объеме, предусмотренных документацией об Аукционе.
На основании изложенного и учитывая, что Заявитель на заседание Комиссии не явился, доказательств подтверждающих обоснованность довода не представлено, Комиссия УФАС по КЧР считает довод Заявителя не нашедшим своего подтверждения.
1.2. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно пункту 6 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе, или копии этих документов.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. Порядок подготовки и размещения обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений в единой информационной системе, а также требования к его содержанию устанавливаются Правительством Российской Федерации. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Разделом 18 "Условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств" информационной карты документации об Аукционе установлено: "Установлены. Постановление Правительства Российской федерации от 5 февраля 2015 г. N 102 "Об установлении ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Во исполнение Приказа Министерства экономического развития РФ от 25 марта 2014 г. N 155 "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Согласно пункту 1 Постановления N 102 в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе Правительство РФ постановляет утвердить:
перечень отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - перечень N1);
перечень медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - перечень N2).
Пунктом 2(2) Постановления N 102 установлено, что для целей ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, не могут быть предметом одного контракта (одного лота) медицинские изделия, включенные в перечень N1 и не включенные в него.
Постановлением N 102 также установлено примечание к перечню N1, что при применении настоящего перечня следует руководствоваться как кодом в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД или ОКПД2), так и наименованием вида медицинского изделия указанного кода.
Техническим заданием документации об Аукционе установлена информация, об объекте закупки, а именно: по позициям 1 - 8, 12, 13, 16 - 21 (шприцы, иглы) Заказчиком установлен код ОКПД2 32.50.13.110. По позициям 9 - 11, 14, 15 (устройство инфузионное, устройство для переливания крови, система внутривенного доступа) Заказчиком установлен код ОКПД2 32.50.21.112. Все закупаемые товары, с присвоенными кодами ОКПД2 включены в перечень N1 Постановления N102.
Комиссией УФАС по КЧР установлено, что требуемый к поставке товар: "Устройство инфузионное, устройство для переливания крови, система внутривенного доступа" одновременно включены в перечень N1 и перечень N2 Постановления N102.
При этом на заседании Комиссии представителями Заказчика были даны пояснения о том, что при описании объекта закупки Заказчиком были установлены требования к устройству для переливания крови, кровезаменителей и инфузионных растворов (инфузионные системы), которое включено в перечень N1 Постановления N102 (медицинские изделия изготовленные без использования поливинилхлоридных пластиков), поскольку существующий рынок данного вида медицинского изделия предлагает изделия как состоящие из поливинилхлоридных пластиков, так и изделия, не содержащие в своем составе поливинилхлоридные пластики.
Дополнительно представители Заказчика в ходе заседания Комиссии представили документальные доказательства двух производителей, свидетельствующие о том, что на товарном рынке Российской Федерации осуществляется оборот инфузионных систем, при производстве которых поливинилхлоридные пластики не используются.
Таким образом, действия Заказчика объединившего медицинские изделия (товары), содержащиеся в перечне N1 Постановления N 102 соответствуют требованиям Закона о контрактной системе.
С учетом вышеизложенного Комиссия УФАС по КЧР считает довод Заявителя не нашедшим своего подтверждения.
1.3.Пунктом 2(3) Постановления N 102 предусмотрено: "Установить, что для целей осуществления закупок медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков, включенных в перечень N2, документация о закупке должна содержать начальные (максимальные) цены, рассчитанные в соответствии с методикой, утвержденной Министерством здравоохранения РФ совместно с Министерством промышленности и торговли РФ".
Комиссией УФАС по КЧР установлено, что Заказчиком при описании объекта закупки в техническом задании документации об Аукционе отсутствует указание на то, что товар должен быть изготовлен из поливинилхлоридных пластиков.
Таким образом, при описании объекта закупки Заказчиком использовался при формировании и описании объекта закупки только перечень N1 Постановления N102 в соответствии с которым Методика расчета НМЦ не применяется.
С учетом вышеизложенного Комиссия УФАС по КЧР считает довод Заявителя не нашедшим своего подтверждения.
2) При проведении внеплановой проверки размещенной закупки Комиссией УФАС по КЧР были установлены следующие нарушения требований Закона о контрактной системе.
2.1. В соответствии с пунктом 6 статьи 42 Закона о контрактной системе заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе срок, место и порядок подачи заявок участников закупки.
В разделе "Порядок подачи заявок" извещения о проведении Аукциона Заказчиком установлено: "В соответствии с 44-ФЗ".
Таким образом, не указав в извещении о проведении Аукциона порядок подачи заявок, Заказчиком нарушен пункт 6 статьи 42 Закона о контрактной системе.
2.2.Согласно пункту 7 статьи 42 Закона о контрактной системе заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе размер и порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок на участие в закупке, а также условия банковской гарантии (если такой способ обеспечения заявок применим в соответствии с Законом о контрактной системе).
В разделе "Порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок" извещения о проведении Аукциона Заказчиком установлено: "Обеспечение заявки".
Таким образом, не указав в извещении о проведении Аукциона порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок, Заказчиком нарушен пункт 7 статьи 42 Закона о контрактной системе.
2.3.В соответствии с пунктом 8 статьи 42 Закона о контрактной системе заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе размер обеспечения исполнения контракта, порядок предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 Закона о контрактной системе), а также информация о банковском сопровождении контракта в соответствии со статьей 35 Закона о контрактной системе.
В разделе "Порядок предоставления обеспечения исполнения контракта, требования к обеспечению, информация о банковском сопровождении контракта" извещения о проведении Аукциона Заказчиком установлено: "Обеспечение контракта".
Таким образом, не указав в извещении о проведении Аукциона порядок предоставления обеспечения исполнения контракта, требования к обеспечению, информация о банковском сопровождении контракта, Заказчиком нарушен пункт 8 статьи 42 Закона о контрактной системе.
2.4.Согласно пункту 7 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 Закона о контрактной системе, указываются условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. Порядок подготовки и размещения обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений в единой информационной системе, а также требования к его содержанию устанавливаются Правительством Российской Федерации. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В разделе "Преимущества и требования к участникам" извещения о проведении Аукциона Заказчиком установлено: "Участникам, заявки или окончательные предложения которых содержат предложения о поставке товаров в соответствии с приказом Минэкономразвития России N155 от 25.03.2014 г. - 15%".
В разделе "Ограничения и запреты" извещения о проведении Аукциона Заказчиком установлено: "Запрет на допуск товаров, услуг при осуществлении закупок, а также ограничения и условия допуска в соответствии с требованиями, установленными статьей 14 Федерального закона N 44-ФЗ" - "Дополнительная информация к ограничению отсутствует".
При этом разделом 18 "Условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств" информационной карты документации об Аукционе установлено: "Установлены. Постановление Правительства Российской федерации от 5 февраля 2015 г. N 102 "Об установлении ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Во исполнение Приказа Министерства экономического развития РФ от 25 марта 2014 г. N 155 "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Комиссией УФАС по КЧР установлено, что при осуществлении закупки по объекту "Расходный материал (шприцы, иглы, катетеры, системы) должны применяться запреты и ограничения допуска товаров в соответствии с требованиями Постановление Правительства Российской федерации от 5 февраля 2015 г. N 102 "Об установлении ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Приказа Министерства экономического развития РФ от 25 марта 2014 г. N 155 "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Таким образом, не указав в извещении о проведении Аукциона запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами Заказчиком, в соответствии с Постановлением N102, нарушен пункт 7 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе.
Вышеуказанные нарушения содержат признаки состава административного правонарушения предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.
На основании вышеизложенного, Комиссия, руководствуясь статьей 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1.Признать жалобу ООО "Стрикта" необоснованной.
2.Признать Заказчика нарушившим пункты 6, 7, 8 статьи 42, пункт 7 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе.
3.Предписание не выдавать, так как выявленные нарушения не повлияли на отбор победителя.
4.Передать материалы дела N 50 от 20.04.2018 г. должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии А.С. Уракчиев
Члены Комиссии Д.М. Керейтова
Р.Х. Туркменова
Ж.П. Немчинова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике от 20 апреля 2018 г. N 50
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.05.2018