Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Заместителя Председателя Комиссии, заместителя начальника отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Соколова Е. А.,
Членов комиссии:
ведущего специалиста - эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Рошевского С. И.,
специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Лыкова И.Г.,
В присутствии представителей:
от заказчика - Епанова Ю. А.,
от уполномоченного органа - Тимофеевой Д. Ю.,
от ООО "РегионТранс" - представитель не прибыл,
УСТАНОВИЛА:
В Ставропольское УФАС России поступила жалоба ООО "РегионТранс" на действия заказчика - Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края, уполномоченного органа - Комитет Ставропольского края по государственным закупкам по факту осуществления закупки путем проведения аукциона в электронной форме N0121200004718000196 "Выполнение подрядных работ по объекту "Капитальный ремонт гидротехнических сооружений противоэрозионного пруда "Красный Пахарь" на р. Чла в г. Михайловск Шпаковского района Ставропольского края" для обеспечения государственных нужд Ставропольского края".
Заявитель считает, что действия заказчика при осуществлении закупки нарушают требования Закона N 44-ФЗ.
Представители заказчика, уполномоченного органа пояснили следующее:
Документация аукциона соответствует нормам Закона. Все процедуры и действия по осуществлению вышеуказанной закупки были проведены в соответствии с требованиями Закона.
Комиссия, выслушав доводы сторон, проанализировав имеющиеся в деле документы, рассмотрев доводы жалобы и проведя в соответствии со ст. 99 Закона внеплановую проверку закупки установила следующее:
Согласно части 1 статьи 105 Закона о контрактной системе - любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
Рассмотрев доводы жалобы ООО "РегионТранс", Комиссией установлено следующее:
1. Часть 5 статьи 34 Закона N 44-ФЗ установлено, что в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом,начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в раз мере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы.
Пунктами 11.1 и 11.2 проекта государственного контракта установлено:
"11.1. В случае просрочки исполнения Государственным заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, Подрядчик вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней).
11.2. Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы".
Положения указанных пунктов проекта контракта полностью соответствуют требованиям Закона N 44-ФЗ.
Пункты 11.6, 11.7, 11.8 и 11.9 проекта государственного контракта соответствуют требованиям Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042.
2. В соответствии с ГОСТ 8486-86 "Пиломатериалы хвойных пород. Технические условия" пороки пиломатериалов регламентируются их количеством и размером, на основании чего и определяется сортность пиломатериалов.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Пороки пиломатериалов являются значимой характеристикой, определяющей качество пиломатериалов, их прочность и износостойкость.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ заказчик должен обеспечить использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Показателем является сам порок, а не его единица измерения, ГОСТ 8486-86 он предусмотрен. Более того, длина и ширина пороков это ни что иное как размер, а стандартной единицей любого размера является миллиметр, а не процент.
Кроме того, в соответствии с требованиями Закона N 44-ФЗ заказчик вправе включить в документацию о проведении электронного аукциона такие характеристики товара, которые отвечают его потребностям. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет электронного аукциона. При составлении первой части заявки участник закупки указывает показатели в соответствии с действующим законодательством, требованиями государственных стандартов и сведениями от производителей, а также руководствуется инструкцией по заполнению заявки.
Таким образом, описание объекта закупки составлено в полном соответствии с требованиями Закона N 44-ФЗ.
3. В позиции "КОМПЛЕКТЫ ИЗ КОНСТРУКЦИОННЫХ БОЛТОВ, ГАЕК И ШАЙБ ГОСТ 32484Л-2013" заказчиком установлено требование к диаметру отверстия. Требование установлено в соответствии с государственным стандартом.
В позиции "ПИЛОМАТЕРИАЛЫ ГОСТ 8486-86, ГОСТ 24454-80, ГОСТ 2140-81 ТОВАР 1" установлено требование к соответствующему сорту пиломатериала в соответствии с пунктом 2.2 ГОСТ 8486-86 "Пиломатериалы хвойных пород. Технические условия":
"2.2. По качеству древесины и обработки доски и бруски разделяются на пять сортов (отборный, 1, 2, 3, 4-й), а брусья - на четыре сорта (1, 2, 3, 4-й)".
В зависимости от сортов ГОСТ устанавливает нормы ограничения пороков в пиломатериалах. Кроме того, сорт пиломатериала в обязательном порядке включается в условное обозначение.
Необходимо также отметить, что запросов на разъяснение данных положений аукционной документации не поступало.
4. В соответствии с пунктом 1 части 1, части 2 статьи 33 Закона N 44-ФЗ потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований. Использование товаров, требования к которым установлены заказчиком при проведении данной закупки предусмотрено сметной документацией.
Требование к породе древесины из которой будут изготовлены применяемые пиломатериалы установлено заказчиком в соответствии с ГОСТ 8486-86 "Пиломатериалы хвойных пород. Технические условия" в пункте 2.1 которого -указано, что пиломатериалы должны соответствовать требованиям стандарта и изготовляться из древесины следующих пород: сосны, ели, пихты, лиственницы и кедра.
Кроме того, наименования породы древесины из которой изготовлены пиломатериалы в обязательном порядке включается в их условное обозначение.
Согласно части 1 статьи 64 Закона N 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать в том числе наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона N 44-ФЗ, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта. Согласно статье 33 Закона N 44-ФЗ заказчиком при описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Таким образом, обязанность указать виды и объем работ, в которых используется тот или иной товар (материал), предусмотренный при выполнении работ сметной документацией, действующим законодательством не закреплена.
В соответствии с требованиями Закона N 44-ФЗ заказчик вправе включить в документацию о проведении электронного аукциона такие характеристики товара, которые отвечают его потребностям. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет электронного аукциона.
5. Требование к ткани мешочной установлено в соответствии с ГОСТ 30090-93 "Мешки и мешочные ткани. Общие технические условия". Словосочетание "должно подходить" не обязывает о производстве мешков в рамках проводимого аукциона, само производство мешков в рамках закупки не предусмотрено, а лишь означает, что требуются ткань того же качества, что используется при производстве продуктовых или технических мешков.
Заказчиком установлены требования к товарам (материалам), на основании проектно-сметной документации в рамках своих потребностей в соответствии с локально-сметными расчетами, являющимися неотъемлемой часть документации, руководствуясь положениями статьи 33 Закона N 44-ФЗ. Локально-сметный расчет содержит в себе перечень требуемых для выполнения работ, их объем, а также затраты на их выполнение.
В соответствии с пунктом 2.2 Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации" МДС 81-35.2004, утвержденной Постановлением Госстроя России от 05.03.2004 N 15/1, под сметной нормой рассматривается совокупность ресурсов (затрат труда работников строительства, времени работы строительных машин, потребности в материалах, изделиях и конструкциях и т.п.), установленная на принятый измеритель строительных, монтажных или других работ.
В соответствии с пунктом 4.16 названной Методики для выделения ресурсных показателей могут использоваться ведомости потребности материалов. В ведомости потребных ресурсов, выделенной из локального сметного расчета, и находится описанная ткань мешочная.
Таким образом, в действиях заказчика - Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края, уполномоченного органа - Комитет Ставропольского края по государственным закупкам не установлены нарушения требований Закона N44-ФЗ.
Комиссия, руководствуясь ст. 99, ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "РегионТранс" на действия заказчика - Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края, уполномоченного органа - Комитет Ставропольского края по государственным закупкам по факту осуществления закупки путем проведения аукциона в электронной форме N0121200004718000196 "Выполнение подрядных работ по объекту "Капитальный ремонт гидротехнических сооружений противоэрозионного пруда "Красный Пахарь" на р. Чла в г. Михайловск Шпаковского района Ставропольского края" для обеспечения государственных нужд Ставропольского края" - необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Заместитель Председателя комиссии Е. А. Соколов
Члены комиссии С. И. Рошевский
И.Г. Лыков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 23 апреля 2018 г. N 637
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.05.2018