Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Заместителя Председателя Комиссии, заместителя начальника отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Соколова Е. А.,
Членов комиссии:
ведущего специалиста - эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Рошевского С. И.,
специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Лыкова И.Г.,
В присутствии представителей:
от заказчиков - Моисеенковой Н. Н.,
от уполномоченного органа - Тимофеевой Д. Ю.,
от ООО НПК "Альфа" - Симоняна С. С., Кальниной О. М.,
УСТАНОВИЛА:
В Ставропольское УФАС России поступила жалоба ООО НПК "Альфа" на действия заказчиков - по списку согласно извещения, уполномоченного органа - Комитет Ставропольского края по государственным закупкам по факту осуществления закупки путем проведения аукциона в электронной форме N 0121200004718000207 "Поставка дезинфицирующих средств".
Заявитель считает, что действия заказчика при осуществлении закупки нарушают требования Закона N 44-ФЗ.
Представители заказчиков, уполномоченного органа пояснили следующее:
Документация аукциона соответствует нормам Закона. Все процедуры и действия по осуществлению вышеуказанной закупки были проведены в соответствии с требованиями Закона.
Комиссия, выслушав доводы сторон, проанализировав имеющиеся в деле документы, рассмотрев доводы жалобы ООО НПК "Альфа" и проведя в соответствии со ст. 99 Закона внеплановую проверку закупки установила следующее:
Согласно ст. 1 Закона N 44-ФЗ:
Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся:
1) планирования закупок товаров, работ, услуг;
2) определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
3) заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением, государственным, муниципальным унитарными предприятиями, за исключением федеральных государственных унитарных предприятий, имеющих существенное значение для обеспечения прав и законных интересов граждан Российской Федерации, обороноспособности и безопасности государства, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации по согласованию с Администрацией Президента Российской Федерации, либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 2.1, 4 и 5 статьи 15 настоящего Федерального закона (далее - контракт);
(в ред. Федеральных законов от 03.07.2016 N 321-ФЗ, от 28.12.2016 N 474-ФЗ)
4) особенностей исполнения контрактов;
5) мониторинга закупок товаров, работ, услуг;
6) аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг;
7) контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - контроль в сфере закупок).
Ст. 8 Закона N 44-ФЗ установлено:
1. Контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Согласно ч. 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ: Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
На основании заявок заказчиков и в соответствии с нормами ч. 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ координатором была разработана данная аукционная документация и указаны характеристики необходимых к поставке дезинфицирующих средств. Как пояснил координатор, характеристики необходимого к поставке товара установлены таким образом, чтобы под требования технического задания подходил товар нескольких производителей с целью обеспечения конкуренции между участниками закупки.
Порядок проведения совместных торгов в Ставропольском крае определен постановлением Правительства Ставропольского края от 13.10.2016 года N 426-п "О некоторых мерах по реализации статей 25 и 26 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ).
Согласно вышеуказанному постановлению, приказом министерства здравоохранения Ставропольского края от 14 сентября 2017 г N 01-05/725 "О внесении изменений в приказ министерства здравоохранения Ставропольского края от 05 декабря 2016 г. N 01-05/1110 "Об определении координаторов при проведении совместных конкурсов, совместных аукционов" ГБУЗ СК "КДКБ" было определено координатором на закупку дезинфицирующих средств, относящихся к коду ОКПД 2 20.20.14.000.
Уполномоченным органом исполнительной власти Ставропольского края на определение поставщиков при организации и проведении совместных торгов на закупку товаров определен Комитет Ставропольского края по государственным закупкам.
Пунктом 3 Правил проведения совместных, конкурсов и аукционов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 года N 1088 установлено, что для организации и проведения совместного аукциона заказчики, соответствующие полномочия которых определены в соответствии со статьей 26 Закона N 44-ФЗ, заключают между собой соглашение о проведении совместного конкурса или аукциона до утверждения конкурсной документации или документации об аукционе.
Проведение совместных торгов возможно только после заключения соглашения между заказчиками, имеющими потребность в одних и тех же товарах.
Для определения потребности в дезинфицирующих средствах в адрес медицинских организаций Ставропольского края координатором было направлено письмо N 1624 от 19.09.2017 г. "О предоставлении заявки на участие в совместных торгах на закупку дезинфицирующих средств". Медицинским организациям было предложено предоставить номенклатуру необходимых им дезинфицирующих средств с указанием наименования объекта закупки, а также его функциональных, технических и качественных характеристик с учетом положений статьи 8 и статьи 33 Закона N 44-ФЗ и Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ).
Согласно части 2 статьи 33 Закона N 44-ФЗ документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги, установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Из совокупности указанных норм Закона N 44-ФЗ следует, что предмет закупки определяется заказчиком самостоятельно, исходя из собственных потребностей, то есть обеспеченной за счет средств соответствующего бюджета потребности заказчика в товарах, работах, услугах.
Из изложенных норм следует, что в зависимости от своих потребностей заказчик должен установить требования, в частности, к качеству, техническим характеристикам (потребительским свойствам), в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств, при соблюдении установленных законодательством Российской Федерации положений, направленных на обеспечение при проведении торгов конкурентной среды.
В соответствии со статьей 8 Закона N 44-ФЗ - контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок.
На основании заявок, полученных от медицинских организаций Ставропольского края, принявших решение об участии в совместных закупках на поставку дезинфицирующих средств, координатором была сформирована номенклатура планируемых к закупке дезинфицирующих средств.
В номенклатуру были включены дезинфицирующие средства, необходимые к закупке и указанные в предоставленных медицинскими организациями заявках.
Дополнительные наименования дезинфицирующих средств, не указанные в заявках медицинских организаций, координатором в номенклатуру не включались.
Координатором было принято законное и обоснованное решение о расширении характеристик товара и приведения документации о торгах в соответствие с нормами Закона N44-ФЗ, с целью максимального расширения круга участников закупки и обеспечения возможности экономии бюджетных средств, являющихся ключевыми факторами при осуществлении закупок.
Заявитель жалобы при рассмотрении дела пояснил, что предлагаемый им товар также соответствует требованиям аукционной документации.
Расширение круга потенциальных участников закупки не повлияло на качественные и эксплуатационные характеристики объекта закупки, заявленного Заказчиками.
Также техническое задание не содержит ссылок на конкретные медицинские изделия и конкретного производителя.
Согласно части 1 статьи 105 Закона о контрактной системе - любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
Вместе с тем, заявителем жалобы не представлено доказательств ограничения его законных прав в рамках данных торгов, более того, под характеристики товара, указанные в техническом задании подходят дезинфицирующие средства ООО НПК "Альфа", что подтверждено представителями ООО НПК "Альфа при рассмотрении жалобы.
Таким образом, в действиях заказчиков - по списку согласно извещения, уполномоченного органа - Комитет Ставропольского края по государственным закупкам не установлены нарушения требований Закона N44-ФЗ.
Комиссия, руководствуясь ст. 99, ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО НПК "Альфа" на действия заказчиков - по списку согласно извещения, уполномоченного органа - Комитет Ставропольского края по государственным закупкам по факту осуществления закупки путем проведения аукциона в электронной форме N 0121200004718000207 "Поставка дезинфицирующих средств" - не обоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Заместитель Председателя комиссии Е. А. Соколов
Члены комиссии С. И. Рошевский
И.Г. Лыков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 16 апреля 2018 г. N 580
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.05.2018