Резолютивная часть решения оглашена 12.04.2018
Комиссия Владимирского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
председателя Комиссии:
<_>
членов Комиссии:
<_>
на основании части 8 статьи 106 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфер закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - административный регламент) рассмотрела жалобу ООО "ТД АСТРА" (г. Москва) на действия комиссии при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на приобретение ноутбуков для нужд государственного бюджетного учреждения Владимирской области "Регионального информационно-аналитического центра оценки качества образования" (N закупки 0128200000118001204) в присутствии:
представителей заказчика - ГБУ Владимирской области "Региональный информационно-аналитический центр оценки качества образования": <_>;
представителя уполномоченного органа - департамента имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области (далее - ДИЗО, уполномоченный орган): <_>.
Заявитель, надлежащим образом уведомленный о времени и месте рассмотрения дела, явку своих представителей не обеспечили.
В ходе рассмотрения дела о нарушении законодательства в сфере закупок N Г 301-04/2018 Комиссия
УСТАНОВИЛА:
Во Владимирское УФАС России поступила жалоба ООО "ТД АСТРА" (далее - Заявитель, Общество) на действия комиссии при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на приобретение ноутбуков для нужд государственного бюджетного учреждения Владимирской области "Регионального информационно-аналитического центра оценки качества образования" (N закупки 0128200000118001204).
Заявитель в своей жалобе изложил следующее.
14.03.2018 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru) было размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0128200000118001204 на приобретение ноутбуков для нужд государственного бюджетного учреждения Владимирской области "Регионального информационно-аналитического центра оценки качества образования".
Обществом была подготовлена и подана в надлежащем виде и с соблюдением необходимых требований первая часть заявки на участие в указанном аукционе.
03.04.2018 г. на электронный адрес ООО "ТД АСТРА", указанный при регистрации на электронной площадке поступило уведомление, согласно которому первая часть заявки участника отклонена по следующему основанию: п. 1 ч. 1 ст. 67 - непредоставление информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 44-ФЗ, или предоставление/установление недостоверной информации предусмотренной ч. 3 ст. 66 44-ФЗ. Обоснование: Приложение N 2 к информационной карте, п. 13.2 Инструкции участникам закупок документации об электронном аукционе, п. 1 ч. 4 ст. 67 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" - в заявке участника непредоставление информации по позиции 1.4.40 показатели товара указаны не в полном объеме (операционная система).
Однако заявитель не соглашается с данным выводом аукционной комиссии и считает, что их заявка была отклонена незаконно в связи со следующим.
Согласно п. 1 ч. 3 статьи 66 Федерального закона N44-ФЗ первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать указанную в одном из следующих подпунктов информацию:
1) при заключении контракта на поставку товара:
а) согласие участника такого аукциона на поставку товара в случае, если этот участник предлагает для поставки товар, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, и (или) такой участник предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией;
б) конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
По мнению общества, пп. "б" п. 1 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе в сфере закупок, не предусматривает обязанности по указанию участниками закупки в заявке на участие в аукционе примечаний, либо примеров к поставляемому товару или его составной части.
В аукционной документации, так же не содержится каких-либо дополнительных требований.
В составе первой части заявки ООО "ТД АСТРА" выразило согласие на поставку товаров, предусмотренных документацией об аукционе, в том числе указанного в техническом задании "Приобретение ноутбуков" (Приложение N2 к аукциону) в разделе 1.4.40 (операционная система).
В данном разделе заказчиком указана операционная система Microsoft Windows 8.1 с указанием в скобках примечаний (даунгрейд с Windows 10. Professional Russian).
Общество отмечает, ввиду того, что на данный момент ОС Microsoft Windows 8.1 не выпускается, то она может быть поставлена заказчику только путем даунгрейда с ОС Microsoft Windows 10 на версию 8.1, что и хотел заказчик. Иных вариантов поставки ОС Microsoft Windows 8.1 не существует.
В связи с этим, в первой части заявки ООО "ТД АСТРА" была указана ОС Microsoft Windows 8.1 Professional Russian, что полностью соответствует техническому заданию заказчика и не требует дополнительных пояснений.
По мнению заявителя, если заказчик желал указать фразу (даунгрейд с Windows 10. Professional Russian) в качестве условия технического задания, то ему необходимо было указывать это не в скобках, которые применяются для указания чего-либо в качестве примечания или примера.
Таким образом, ООО "ТД АСТРА" считает, что его заявка отклонена неправомерно и на основании изложенного просит признать жалобу обоснованной.
Также заявитель просит проверить первые части других участников на соответствие аукционной документации и федеральному закону N 44-ФЗ.
В обоснование правомерности действий аукционной комиссии представитель уполномоченного органа поясняет следующее.
По окончании срока подачи заявок до 09 часов 00 минут (время московское) "02" апреля 2018 года подано 3 заявки от участников, с порядковыми номерами: 1,2,3.
Комиссия рассмотрела первые части заявок на участие в электронном аукционе 0128200000118001204 в порядке, установленном статьей 67 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ и приняла решение допустить к участию в аукционе и признать участниками закупки участников с порядковыми номерами 1,3.
Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе от "03" апреля 2018 г N 0128200000118001204 участнику закупки с порядковым номером N 2 отказано в допуске на основании непредоставления в его заявке информации по позиции 1.4.40: показатели товара (операционная система) указаны не в полном объеме (Приложение N2 к информационной карте, п.13.2 Инструкции участникам закупок документации об электронном аукционе, п.1 ч.4 ст.67 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд").
В п. 1.4.40 Приложения N 2 к информационной карте заказчиком установлено следующее требование:
N п/п |
Наименование параметра |
Наличие функции или величина параметра, заданная по ТЗ |
1.4.40 |
Операционная система |
Неисключительные (пользовательские) права (простая (неисключительная) лицензия) на программное обеспечение для ЭВМ Windows 8.1 Professional Russian лицензия (даунгрейд с Windows 10. Professional Russian) (эквивалент не допускается)*** |
В заявке участника N 2 указано следующее:
N п/п |
Наименование параметра |
Наличие функции или величина параметра, заданная по ТЗ |
1.4.40 |
Операционная система |
Неисключительные (пользовательские) права (простая (неисключительная) лицензия) на программное обеспечение для ЭВМ Microsoft Windows 8.1 Professional Russian лицензия (эквивалент не допускается) |
Таким образом, показатели товара (операционная система), указаны участником закупки не в полном объеме.
Исходя из изложенного, ДИЗО считает, что нарушений законодательства при проведении электронного аукциона N 0128200000118001204 не допущено, и жалоба ООО "ТД АСТРА" удовлетворению не подлежит.
Представители заказчика, в свою очередь, по данной жалобе пояснили, что технические характеристики оборудования, установленные в документации, отвечают минимальным требованиям заказчика к производительности и функциональным возможностям ноутбуков.
Также из пояснений следует, что закупаемые ноутбуки предназначаются для проведения единого государственного экзамена на территории Владимирской области и будут переданы в пункты проведения экзаменов (далее - ППЭ), расположенные на базе общеобразовательных организаций, поскольку с 2018 года полные комплекты экзаменационных материалов должны распечатываться в аудиториях ППЭ с использованием специализированного программного обеспечения (далее - ПО).
В 2018 году для корректной работы ПО на ноутбуках должна быть установлена операционная система Windows 8.1, с 2019 года - Windows 10.
Поэтому в технических характеристиках к производительности и функциональным возможностям ноутбуков (Приложение N 2 к информационной карте) в п. 1.4.40. с наименованием параметра - "операционная система" указано: неисключительные (пользовательские) права (простая (неисключительная) лицензия) на программное обеспечение для ЭВМ Windows 8.1 Professional Russian лицензия (даунгрейд с Windows 10. Professional Russian), т.е. к поставке предлагается версия операционной системы Windows 10. Professional Russian с правом установки Windows 8.1 Professional Russian.
Требуемый в техническом задании способ лицензирования предполагает, что когда у заказчика возникнет необходимость использования операционной системы Windows 10 Professional он сможет сделать это бесплатно хотя сейчас из-за совместимости с программным обеспечением вынужден использовать предыдущую версию Windows 8.1. Professional, тогда как в случае способа лицензирования предложенного ООО "ТД АСТРА" государственный заказчик при переходе на самую последнюю версию операционной системы Windows 10. Professional должен будет потратить дополнительные средства на приобретение лицензий.
Правило лицензирования профессиональных версий операционных систем у компании Microsoft заключается в следующем, что приобретая лицензию на самую последнюю версию, заказчик автоматически получает право использования всех предыдущих версий операционных систем, тогда как, имея лицензию только на старую версию операционной системы, переход на новую версию предполагает её покупку.
Помимо изложенного, представители заказчика дополняют, что политикой компании Microsoft введено и используется к применению только понятие "даунгрейд с...", понятие апгрейд по отношению к операционным системам компании Microsoft не предусмотрено. То есть, приобретя более высокую версию операционной системы, заказчик вправе бесплатно переходить на более низкие версии, но не наоборот.
Таким образом, указанная формулировка позволит заказчику использовать в 2018 г. Windows 8.1 Professional Russian, а с 2019 года перейти на Windows 10. Professional Russian.
Кроме того, ГБУ ВО РИАЦОКО обратился в компанию Microsoft о возможности предоставления специальных условий поставки продуктов Microsoft для образовательных организаций Владимирской области. 13.02.2018 г. компания Microsoft дала положительный ответ.
Помимо вышеизложенного, представители заказчика отметили, что в соответствии с п. 3 ст. 65 Федерального закона N 44-ФЗ ни один участник электронного аукциона не направил на адрес электронной площадки запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе.
В силу изложенного, представители заказчика просят признать жалобу необоснованной.
Заслушав мнения сторон, изучив представленные документы, исследовав доказательства сторон в рамках внеплановой проверки, проведенной в соответствии с пунктом 1 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
14.03.2018 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок было размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0128200000118001204 на приобретение ноутбуков для нужд государственного бюджетного учреждения Владимирской области "Регионального информационно-аналитического центра оценки качества образования".
Начальная (максимальная) цена контракта: 10 559 455.00 рублей.
02.04.2018 года в 09:00 часов по окончанию срока подачи заявок подано 3 заявки от участников, с порядковыми номерами: 1,2,3.
03.04.2018 в соответствии с Протоколом рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе N 0128200000118001204 участнику закупки ООО "ТД АСТРА" с порядковым номером 2 отказано в допуске на основании п. 1. ч. 4 ст. 67 - непредоставление информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 44-ФЗ, или предоставление/установление недостоверной информации предусмотренной ч. 3 ст. 66 44-ФЗ: Приложение N 2 к информационной карте, п. 13.2 Инструкции участникам закупок документации об электронном аукционе, п. 1 ч. 4 ст. 67 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" - в заявке участника непредоставление информации (по позиции 1.4.40 показатели товара указаны не в полном объеме (операционная система)).
В силу части 1 статьи 67 Закона о контрактной системе в сфере закупок аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
В соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе в сфере закупок участник электронного аукциона не допускается в участию в нем в случае непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации.
В силу пункта 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе в сфере закупок при заключении контракта на поставку товара первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующую информацию:
а) согласие участника такого аукциона на поставку товара в случае, если этот участник предлагает для поставки товар, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, и (или) такой участник предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией;
б) конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Проанализировав первую часть заявки заявителя и требования, установленные заказчиком в аукционной документации, Комиссия пришла к следующему выводу.
В пункте 1.4.40 в Приложении N 2 к информационной карте документации об электронном аукционе на приобретение ноутбуков для нужд государственного бюджетного учреждения Владимирской области "Регионального информационно-аналитического центра оценки качества образования" указано следующее требование к наименованию параметра "Операционная система" с наличием функции или величины параметра, заданной по техническому заданию: "Неисключительные (пользовательские) права (простая (неисключительная) лицензия) на программное обеспечение для ЭВМ Windows 8.1 Professional Russian лицензия (даунгрейд с Windows 10. Professional Russian) (эквивалент не допускается)***".
В заявке участника по данным требованиям указаны: наименование параметра "Операционная система" с наличием функции или величины параметра, заданной по техническому заданию: "Неисключительные (пользовательские) права (простая (неисключительная) лицензия) на программное обеспечение для ЭВМ Microsoft Windows 8.1 Professional Russian лицензия (эквивалент не допускается)".
Следовательно, аукционная комиссия, действуя в пределах своих полномочий в рамках статьи 67 Закона о контрактной системе в сфере закупок, а именно проверяя первые части заявок на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе, правомерно отказала заявителю в допуске к участию в электронном аукционе, по основаниям указанным в протоколе рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе.
Кроме вышеизложенного, проанализировав первую часть заявки участников с порядковыми номерами 1, 3 и требования, установленные заказчиком в аукционной документации, Комиссия пришла к следующему выводу.
Заявки участников N 1 и N 3 соответствуют требованиям документации об электронном аукционе.
В соответствии с ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе в сфере закупок участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае: 1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации; 2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
Комиссия Владимирского УФАС России по контролю в сфере закупок установила, что оснований для отклонения участников с номерами 1 и 3 не было, следовательно, аукционной комиссией принято правомерное решение о допуске указанных участников к участию в электронном аукционе N 0128200000118001204 на приобретение ноутбуков для нужд государственного бюджетного учреждения Владимирской области "Регионального информационно-аналитического центра оценки качества образования".
Вместе с тем, по результатам проведения внеплановой проверки Комиссия Владимирского УФАС России установила следующее.
В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок, документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
На основании анализа указанных норм, Комиссия установила, что заказчик вправе включить в документацию о проведении электронного аукциона такие характеристики товара, которые отвечают его потребностям. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет электронного аукциона. Законом о контрактной системе не предусмотрены ограничения по включению в документацию электронного аукциона требований к товарам, являющимся значимыми для заказчика; также не предусмотрена и обязанность заказчика обосновывать свои потребности при установлении требований к товарам.
На основании изложенного, руководствуясь частями 8 статьи 106, пунктом 3 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Владимирского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "ТД АСТРА" на действия комиссии при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на приобретение ноутбуков для нужд государственного бюджетного учреждения Владимирской области "Регионального информационно-аналитического центра оценки качества образования" (N закупки 0128200000118001204) необоснованной.
Настоящее решение вступает в законную силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента вынесения.
Председатель Комиссии <_>
Члены Комиссии <_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 12 апреля 2018 г. N Г 301-04/2018
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.05.2018