Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия),
рассмотрев жалобу ИП Спирина В.П (далее - Заявитель) на действия Аукционной комиссии при проведении электронного аукциона на поставку продуктов питания (мясо) (изв. N 0356100024818000012),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0356100024818000012 Пермским филиалом ФГБОУ ВО "ВГУВТ" (далее - Заказчик) проводился электронный аукцион на поставку продуктов питания (мясо).
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) нарушены действиями Аукционной комиссии.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, установлено следующее.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в закупке от 05.04.2018 г., подателю жалобы (номер заявки 13) отказано в допуске к участию в закупке на основании п.2 ч.4 ст.67 Закона о закупках (несоответствие информации, предусмотренной ч.3 ст.66 Закона о закупках).
1. В п.2 ч.6 ст. 67 Закона о закупках установлено, что по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционная комиссия оформляет протокол рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, подписываемый всеми присутствующими на заседании аукционной комиссии ее членами не позднее даты окончания срока рассмотрения данных заявок. Указанный протокол должен содержать информацию о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, которой присвоен соответствующий порядковый номер, к участию в таком аукционе и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе с обоснованием этого решения, в том числе с указанием положений документации о таком аукционе, которым не соответствует заявка на участие в нем, положений заявки на участие в таком аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией о нем.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в закупке от 05.04.2018 г., участнику с номером заявки 13 отказано в допуске к участию в закупке на основании п.2 ч.4 ст.67 Закона о закупках (несоответствие информации, предусмотренной ч.3 ст.66 Закона о закупках).
Комиссией было выявлено, что данный протокол не содержит положения аукционной документации, которым не соответствует заявка на участие в нем, а также не содержит положения заявки на участие в аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией о нем.
С учетом изложенного Комиссия пришла к выводу, что в действиях Аукционной комиссии имеется нарушение п. 2 ч.6 ст.67 Закона о закупках.
В действиях Аукционной комиссии имеются признаки правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 2.1 ст. 7.30 КоАП РФ.
2. В соответствии с п. 1 ч.1 ст. 64 Закона о закупках, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться в том числе, следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно п.2 ч.1 ст.33 Закона о закупках, Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
В соответствии с ч.2 ст.33 Закона о закупках, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о закупках, документация об аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.
В соответствии с п/п. "б" п. 1 ч. 3 ст. 66 Закона о закупках, первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, при заключении контракта на поставку товара, конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В документации об электронном аукционе установлены требования, аналогичные обозначенным выше (п. 4.1 Раздела 1, п. 17 Раздела 2 аукционной документации).
В п. 4 Раздела 1 (инструкция по заполнению заявки на участие в аукционе) содержится информация о том, что в первой части заявки при подаче сведений участниками размещения заказа должны применяться обозначения (единицы измерения, наименования показателей, технических, функциональных параметров) в соответствии с обозначениями, установленными в Техническом задании (Раздел 4 документации) (далее - ТЗ).
Исходя из положений, обозначенных в аукционной документации (в том числе, с учетом положений инструкции по заполнению заявки), участники закупки в составе первой части заявки должны представить, в том числе, конкретные показатели товаров, указание на которые содержится в ТЗ.
Аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг (ч.1 ст.67 Закона о закупках).
В соответствии с ч. 3 ст. 67 Закона о закупках по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 настоящей статьи.
Согласно ч. 4 ст. 67 Закона о закупках, участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
Комиссией установлено, что основания для отказа в допуске к участию в закупке, отраженные в протоколе рассмотрения заявок, нашли свое подтверждение.
Так, в ТЗ установлено требование к поставляемым товарам: мясо говядина - тазобедренные отрубы бескостные, замороженные; мясо свинина - окорок бескостный, замороженный, в частности, кусками в диапазоне от 3 до 5 кг.
В заявке подателя жалобы в спорной части указаны следующие показатели: кусками в диапазоне 3-5 кг.
Представитель Аукционной комиссии пояснила, что указанная ИП Спириным В.П. в первой части заявки характеристика объектов закупки - кусками в диапазоне 3-5 кг, не является конкретным значением показателя предлагаемых к поставке товаров, что послужило отказом в допуске к участию в аукционе.
В инструкции по заполнению заявки указано, что предоставляемые участником сведения не должны сопровождаться словами "эквивалент", "аналог", "типа", "от", "до", "не более", "не менее" "выше", "ниже", "должен быть", "-", "/", "," и т.п. и допускать разночтения или двусмысленные толкования.
При указанных выше обстоятельствах, поскольку в заявке отсутствовала информация, предусмотренная аукционной документацией, в действиях Аукционной комиссии, которая, как указано выше, рассматривает заявку на соответствие требованиям, обозначенным в документации о закупке, нарушений требований Закона о закупках не может быть установлено.
Вместе с тем, Комиссия отмечает следующее.
Как было указано выше, в инструкции по заполнению заявки указано, что предоставляемые участником сведения не должны сопровождаться словами "эквивалент", "аналог", "типа", "от", "до", "не более", "не менее" "выше", "ниже", "должен быть", "-", "/", "," и т.п. и допускать разночтения или двусмысленные толкования.
В ТЗ к объектам закупки: мясо говядина - тазобедренные отрубы бескостные, замороженные; мясо свинина - окорок бескостный, замороженный, установлено требование - кусками в диапазоне от 3 до 5 кг. В графе "Информация для заполнения заявки участником" указано, что допускается указание диапазона веса.
Однако, в инструкции по заполнению заявки не указано каким образом указывать показатель, сопровождающийся словом "диапазон".
Комиссия отмечает, что из того, каким образом сформулировано спорное требование, однозначно не следует, как указать фасовку кусков мяса.
Доказательств обратного не представлено.
Комиссия отмечает, что формулировки инструкции по заполнению заявки, ТЗ должны быть понятными, лаконичными, непротиворечивыми, соответствовать сложившейся практике и обычаям делового оборота, не должны противоречить законодательству, поскольку Заказчик должен быть заинтересованы в едином понимании всеми субъектами (участниками закупки, членами единой комиссии и пр.) положений аукционной документации, что обусловит правильное и единообразное заполнение заявок участниками закупки, обеспечит единый подход к рассмотрению заявок на участие в аукционе Аукционной комиссией, чего в данном случае не прослеживается.
При таких обстоятельствах Заказчиком нарушено положение п.2 ч.1 ст.64 Закона о закупках.
В действиях Заказчика имеются признаки правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.4.2 ст.7.30 КоАП РФ.
Комиссия отмечает, что выявленные нарушения привели к отказу в допуске к участию в закупке не только подателю жалобы, но и участникам, подавшими заявки под N 5, 6, 7, 11.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1.Признать жалобу ИП Спирина В.П на действия Аукционной комиссии при проведении электронного аукциона на поставку продуктов питания (мясо) (изв. N 0356100024818000012) обоснованной в части первого довода.
2. Признать в действиях Аукционной комиссии нарушение п.2 ч.6 ст.67 Закона о закупках, выявленное в ходе рассмотрения жалобы.
3. Признать в действиях Заказчика выявленные в ходе проведения внеплановой проверки, нарушения п. 2 ч.1 ст.64 Закона о закупках.
4. В целях устранения нарушений требований Закона о закупках, выдать предписание Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки.
5. Материалы жалобы передать должностному лицу Пермского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц Заказчика органа к административной ответственности за нарушение требований Закона о закупках.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 11 апреля 2018 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.05.2018