Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия),
рассмотрев жалобу Пермского филиала АО "СОГАЗ" (далее - Заявитель) на действия Пермского ЛО МВД России на транспорте (далее - Заказчик), котировочной комиссии Пермского ЛО МВД России на транспорте (далее - Котировочная комиссия) при проведении запроса котировок на оказание услуг обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО) транспортных средств заказчика согласно Технического задания (изв. N 0156100013418000009),
УСТАНОВИЛА:
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) нарушены действиями Заказчика, Котировочной комиссии.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, установлено следующее.
28.03.2018 г. в единой информационной системе Заказчиком было опубликовано извещение о проведении запроса котировок N 0156100013418000009 на оказание услуг обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО) транспортных средств заказчика согласно Технического задания. Согласно данному извещению: дата и время начала подачи заявок - 27.03.2018 г. в 16:10.
Заявитель полагает, что Заказчик необоснованно зарегистрировал заявки участников АО "Альфа страхование" и САО "ВСК", а Котировочная комиссия необоснованно их рассмотрела и признала соответствующими требованиям извещения.
В соответствии с п. 3 ст. 3 Закона о закупках, закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд (далее - закупка) - совокупность действий, осуществляемых в установленном настоящим Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта. В случае, если в соответствии с настоящим Федеральным законом не предусмотрено размещение извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), закупка начинается с заключения контракта и завершается исполнением обязательств сторонами контракта.
Согласно п. 9 ст. 3 Закона о закупках, единая информационная система в сфере закупок (далее - единая информационная система) - совокупность информации, указанной в части 3 статьи 4 настоящего Федерального закона и содержащейся в базах данных, информационных технологий и технических средств, обеспечивающих формирование, обработку, хранение такой информации, а также ее предоставление с использованием официального сайта единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальный сайт).
В п/п. д п. 2 Правил функционирования единой информационной системы в сфере закупок N 1414 от 23.12.15г. указано, что Единая информационная система во взаимодействии с иными информационными системами обеспечивает размещение информации и документов, предусмотренных Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
В силу ст. 6 Закона о закупках, Контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
В ч. 1 ст. 7 Закона о закупках указано, что в Российской Федерации обеспечивается свободный и безвозмездный доступ к информации о контрактной системе в сфере закупок.
В ч. 2 ст. 7 Закона о закупках установлено, что открытость и прозрачность информации, указанной в части 1 настоящей статьи, обеспечиваются, в частности, путем ее размещения в единой информационной системе.
Согласно ст. 8 Закона о закупках:
1. Контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
2. Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Под запросом котировок понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором информация о закупаемых для обеспечения государственных или муниципальных нужд товарах, работах или услугах сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении запроса котировок и победителем запроса котировок признается участник закупки, предложивший наиболее низкую цену контракта (ч.1 ст.73 Закона о закупах).
В соответствии с ч.1 ст.74 Закона о закупках, Заказчик обязан разместить в единой информационной системе извещение о проведении запроса котировок и проект контракта, заключаемого по результатам проведения такого запроса, не менее чем за семь рабочих дней до даты истечения срока подачи заявок на участие в запросе котировок, а в случае осуществления закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую двухсот пятидесяти тысяч рублей, и в случаях, предусмотренных статьей 76 настоящего Федерального закона, не менее чем за четыре рабочих дня до даты истечения указанного срока.
В ч. 3 ст. 74 Закона о закупках установлено, что Заказчик одновременно с размещением в единой информационной системе извещения о проведении запроса котировок вправе направить запрос о предоставлении котировок не менее чем трем лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, предусмотренных извещением о проведении запроса котировок.
В ч.3 ст. 77 Закона о закупках указано, что Заявка на участие в запросе котировок, поданная в срок, указанный в извещении о проведении запроса котировок, регистрируется заказчиком. При этом отказ в приеме и регистрации конверта с такой заявкой, на котором не указана информация о подавшем его лице, и требование предоставления данной информации не допускаются. По требованию участника запроса котировок, подавшего заявку на участие в запросе котировок, заказчик выдает расписку в получении заявки на участие в запросе котировок с указанием даты и времени ее получения.
Согласно журналу регистрации заявок на участие в запросе котировок, представленному в материалы дела, заявки АО "Альфа страхование" и САО "ВСК" поступили и были зарегистрированы Заказчиком 27.03.2018 г. в 16:40 и 16:55, то есть до опубликования Заказчиком в ЕИС извещения о проведении запроса котировок.
Представители Заявителя при рассмотрении жалобы, пояснили, что 27.03.2018 г. Заказчиком было подписано в печатной форме извещение о проведении запроса котировок и в соответствии с ч.5 ст. 99 Закона о закупках отправлено на контроль. Одновременно с указанными действиями Заказчиком были направлены запросы о предоставлении котировок не менее чем трем лицам, осуществляющим оказание услуг, предусмотренных извещением о проведении запроса котировок.
Комиссия обращает внимание, что направляя запросы о предоставлении котировок лицам, осуществляющим оказание услуг, предусмотренных извещением о проведении запроса котировок, Заказчик не удостоверился, что данное извещение размещено в ЕИС, чем нарушил права других участников закупки.
Комиссия отмечает, что Заказчик, регистрируя заявки, поступившие до опубликования в ЕИС извещения, нарушил ч.3 ст. 77 Закона о закупках.
Действительно в норме указано, что заявки, поданные в срок, указанный в извещении, регистрируются. Однако, по смыслу Закона о закупках все действия должны совершаться после опубликования в ЕИС извещения. Иное противоречит природе осуществления закупок, не соответствует принципам Закона о контрактной системе.
Согласно протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок от 05.04.2018 г. было подано пять заявок, каждая из которых признана соответствующей требованиям.
N заявки в журнале регистрации |
Дата и время подачи заявки |
Информация об участнике |
Предлагаемая цена |
Результаты рассмотрения заявок |
1 |
27.03.2018 16:40 |
АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "АЛЬФАСТРАХОВАНИЕ"
|
248384.08 |
Соответствует требованиям |
2 |
27.03.2018 16:55 |
СТРАХОВОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "ВСК"
|
248384.08 |
Соответствует требованиям |
3 |
28.03.2018 16:00 |
АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "СТРАХОВОЕ ОБЩЕСТВО ГАЗОВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ"
|
248384.08 |
Соответствует требованиям |
4 |
28.03.2018 16:00 |
ПУБЛИЧНОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО СТРАХОВАЯ КОМПАНИЯ "РОСГОССТРАХ"
|
248384.08 |
Соответствует требованиям |
5 |
29.03.2018 09:55 |
ПУБЛИЧНОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "СТРАХОВАЯ АКЦИОНЕРНАЯ КОМПАНИЯ "ЭНЕРГОГАРАНТ"
|
248384.08 |
Соответствует требованиям |
Согласно ч.7 ст.78 Закона о закупках, котировочная комиссия не рассматривает и отклоняет заявки на участие в запросе котировок, если они не соответствуют требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, либо предложенная в таких заявках цена товара, работы или услуги превышает начальную (максимальную) цену, указанную в извещении о проведении запроса котировок, или участником запроса котировок не предоставлены документы и информация, предусмотренные частью 3 статьи 73 настоящего Федерального закона. Отклонение заявок на участие в запросе котировок по иным основаниям не допускается.
Поскольку заявки соответствовали требованиям извещения, цена не превышала НМЦК, у Котировочной комиссии не было оснований не рассматривать данные заявки.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что в действиях Котировочной комиссии нарушений положений Закона о закупках в данной части не имеется.
В соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о закупках, контролирующий орган вправе приостановить определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в части заключения контракта до рассмотрения жалобы по существу, направив заказчику, оператору электронной площадки, в уполномоченный орган, уполномоченное учреждение, специализированную организацию, комиссию по осуществлению закупок требование о приостановлении определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в части заключения контракта до рассмотрения жалобы по существу, которое является для них обязательным. В случае принятия решения о приостановлении определения поставщика (подрядчика, исполнителя) контракт не может быть заключен до рассмотрения жалобы по существу. При этом срок, установленный для заключения контракта, подлежит продлению на срок рассмотрения жалобы по существу. В случае, если вследствие приостановления определения поставщика (подрядчика, исполнителя) контракт не может быть заключен в предусмотренные документацией о закупке сроки, в решении о приостановлении определения поставщика (подрядчика, исполнителя) устанавливается возможность продления предусмотренных контрактом сроков исполнения обязательств по контракту с указанием новых сроков исполнения этих обязательств.
10.04.2018 г. УФАС России по Пермскому краю, руководствуясь ч.7 ст. 106 Закона о закупках, в адрес Заказчика, Заявителя, Котировочной комиссии было направлено уведомление (исх. N 03696-18) о назначении жалобы АО "СОГАЗ" к рассмотрению на 16.04.2018 г. Указанное уведомление содержало, в том числе, требование о приостановлении закупки в части подписания контракта до рассмотрения жалобы по существу.
Уведомление Заказчику было направлено посредством электронной почты по официальному адресу, указанному в извещении - Miheev2_perm@mail.ru, а так же размещено в ЕИС 10.04.2018 г.
Вместе с тем, Заказчик, не исполнив требование органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок о приостановлении закупки в части подписания контракта до рассмотрения жалобы по существу, 14.04.2018 г. заключил государственный контракт на оказание услуг по обязательному страхованию ответственности владельцев транспортных средств. С учетом нарушения, выявленного при рассмотрении жалобы, такие действия нарушают права ООО "СОГАЗ".
В действиях Заказчика имеются признаки правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 7 ст. 19.5 КоАП РФ.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Пермского филиала АО "СОГАЗ" на действия Заказчика при проведении запроса котировок на оказание услуг обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО) транспортных средств заказчика согласно Технического задания (изв. N 0156100013418000009) обоснованной.
2. Признать жалобу Пермского филиала АО "СОГАЗ" на действия Котировочной комиссии при проведении запроса котировок на оказание услуг обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО) транспортных средств заказчика согласно Технического задания (изв. N 0156100013418000009) необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика, выявленное в ходе рассмотрения жалобы, нарушение ч.3 ст.77 Закона о закупках.
3. Признать в действиях Заказчика, выявленное в ходе проведения внеплановой проверки, нарушение ч.7 ст.106 Закона о закупках.
4. Предписание не выдавать, поскольку заключен контракт.
5. Передать материалы настоящей жалобы должностному лицу Пермского УФАС России для принятия решения о привлечении должностных лиц Заказчика к административной ответственности за допущенные нарушения Закона о закупках.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 16 апреля 2018 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.05.2018