Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия),
рассмотрев жалобуООО "ПРЕСТИЖ" (далее - Заявитель) на действия Заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение ремонтных работ на объекте ул. Ломоносова, 102, 1 этажа административного корпуса кабинетов и коридора (изв. N 0356200032018000072),
УСТАНОВИЛА:
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) нарушены действиями Заказчика.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, установлено следующее.
Согласно извещению N 0356200032018000072, Заказчиком проводился электронный аукцион на выполнение ремонтных работ на объекте ул. Ломоносова, 102, 1 этажа административного корпуса кабинетов и коридора.
В п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 64 Закона о закупках установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе:
- наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта;
- требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно ч.2 ст.33 Закона о закупках, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
1. В п. 11 инструкции по заполнению заявки указано, что в техническом задании при описании допустимых значений показателей товара могут указываться слова "или", "либо", "на выбор" и другие аналогичные по смыслу слова. В этом случае участнику закупки требуется предоставить сведения об одном конкретном показателе товара из числа заданных показателей. Показатели и их характеристики, перечисленные в качестве описания товара (например, у растворителя:"Описание: однородная прозрачная или слегка желтоватая жидкость_") следует указать без изменений.
Заявитель полагает, что из указанных положений инструкции невозможно однозначно определить то, как указывать значения показателей товара.
Представитель Заказчика пояснил, что Заказчик при указании данных правил заполнения намеренно привел пример, в каком случае описание товара следует оставить без изменений: когда после слово описание стоит двоеточие. В иных случаях, по мнению Заказчика, следует указывать конкретные значения. Данное правило следует из буквального толкования инструкции и могло быть разъяснено в порядке запроса, предусмотренного законодательством о контрактной системе.
Как следствие, нарушений Закона о закупках в действиях Заказчика Комиссия в данном случае не усматривает.
2. В п. 16 Приложения N 1 к техническому заданию "Требования к товарам, используемым при выполнении работ" (далее - ТЗ) установлены следующие требования к раствору готовому:
раствор должен быть цементный или цементно-известковый с маркой по подвижности по погружению конуса Пк2 и/или Пк4.
Заявитель полагает, что инструкция по заполнению заявки не содержит порядка указания значений показателей, при установлении которых использованы союзы "и/или".
Представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с п/п "а" п. 14 инструкции при описании допустимых значений показателей товара могут использоваться следующие знаки и символы:
а. Знак "/" (слэш, дробь, косая черта): в этом случае участнику закупки требуется предоставить сведения об одном конкретном показателе товара из числа заданных показателей, за исключением если "/" используется в качестве обозначения типа или марки, или общепринятого понятия (например, день/ночь).
Пунктом 18 инструкции предусмотрено, что при отсутствии в настоящей инструкции каких-либо правил заполнения заявки, участнику закупки при подготовке заявки стоит руководствоваться правилами русского языка.
Из пояснений представителя Заказчика следует, что инструкция действительно не содержит описания правил заполнения союза "и/или". Однако, при заполнении заявки возможно было установить значение данного союза, либо запросить в этой части разъяснения аукционной документации.
Как следствие, ввиду отсутствия соответствующих положений инструкции по заполнению заявки, Комиссия усматривает в действиях Заказчика нарушение п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о закупках.
3. В п.п. 8, 15ТЗ установлены следующие требования к кабелю и проводам:
- Предельное рабочее или рабочее значение температуры воздуха при эксплуатации, °С: нижнее от -10 до -70, верхнее от +35 до +45.
Инструкцией по заполнению заявки предусмотрено следующее (п/п "б" п. 14):
Знак "," (запятая): если значения перечислены через запятую после знака двоеточие, то участнику необходимо выбрать одно значение из перечисленных. В иных случаях необходимо указать все значения. Настоящее правило не применяется к используемым при описании значений показателей десятичных дробей (например, длина доски 6,5 м).
Заявитель указывает, что положениями ГОСТ 15150-69 (п. 3.2)предусмотрены значения температуры воздуха при эксплуатации как верхнего так и нижнего значения рабочей и предельной рабочей температуры, в связи с чем, с учетом положений инструкции, участнику закупки непонятно, как следует указывать показатель и его значение в составе заявки.
Представитель Заказчика пояснил, что слова "нижнее" и "верхнее" являются наименованиями показателей и после них не указано знака двоеточие. Любые возникшие у участников вопросы в данной части могли бы быть разъяснены в ответ на запрос о разъяснении аукционной документации, поскольку сути документации данные запросы и соответствующие ответы не изменили бы.
Вместе с тем, Комиссия отмечает, что из положений Технического задания, а также инструкции по заполнению заявки не представляется возможным однозначно определить, что в данном случае является наименованием, а что значением показателя товара.
Как следствие, в действиях Заказчика Комиссия усматривает нарушения п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 64 Закона о закупках.
В действиях Заказчика имеются признаки правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП.
4. Положениями инструкции (п/п "к" п. 14) установлено, что, если заказчику требуется товар, свойство и (или) функция которого способны реализовываться не в одном, а в разных значениях в пределах определенного диапазона, как это установлено у производителей товара, ГОСТами и (или) другими нормативными документами, то в техническом задании показатели характеристик такого товара представляются диапазонным значением (интервалом, в пределах указанных значений) и сопровождаются словом "диапазон", "фракция", "температура применения" (например, фракция св. 10 до 20 мм). Словосочетания "в диапазоне" или "в интервале" означают, что нужно указать одно конкретное значение в заданном диапазоне (например, номинальное напряжение 220 В).
По мнению подателя жалобы, данное положение может ввести в заблуждение участников закупки.
Из пояснения представителя Заказчика следует, что указанный пункт описан с указанием тех слов, на которые следует обратить внимание при подготовке заявки и полностью соответствует государственным стандартам и практике их использования, а также правилам русского языка.
Вместе с тем, Комиссия отмечает, что Заявителем не указано, как именно указанное положение инструкции нарушает права подателя жалобы, а также не указаны конкретныезначения показателей, которые, по мнению общества, не представляется возможным указать с учетом такого положения.
Как следствие, нарушений Закона о закупках в действиях Заказчика в данной части Комиссия не усматривает.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобуООО "ПРЕСТИЖ" на действия Заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение ремонтных работ на объекте ул. Ломоносова, 102, 1 этажа административного корпуса кабинетов и коридора (изв. N 0356200032018000072)обоснованной в части второго и третьего доводов жалобы.
2. Признать в действиях Заказчика выявленные в ходе рассмотрения жалобы нарушенияп.п. 1, 2 ч. 1 ст. 64 Закона о закупках.
3. В целях устранения выявленных нарушений Аукционной комиссии, Заказчику, Оператору электронной площадки выдать предписание.
4. Материалы жалобы передать должностному лицу Пермского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц Заказчика к административной ответственности за нарушение требований Закона о закупках.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 13 апреля 2018 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.05.2018