Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия),
рассмотрев жалобуООО "Строй лес" (далее - Заявитель) на действия Заказчика при проведении электронного аукциона на ремонт участка автомобильной дороги "Чусовой-Калино-Верхнечусовские Городки-с.Села" км 0,630- км 2,100; участка автомобильной дороги "Чусовой-Калино-Верхнечусовские Городки км 18+132-км 57+330" (участок дороги км 22,332- км 22,632 (газопровод) (изв. N 0856300003118000030),
УСТАНОВИЛА:
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) нарушены действиями Заказчика.
Входе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, установлено следующее.
Согласно извещению N 0856300003118000030, Заказчиком проводился электронный аукцион на ремонт участка автомобильной дороги "Чусовой-Калино-Верхнечусовские Городки-с.Села" км 0,630- км 2,100; участка автомобильной дороги "Чусовой-Калино-Верхнечусовские Городки км 18+132-км 57+330" (участок дороги км 22,332- км 22,632 (газопровод).
В п.1 ч.1 ст.64 Закона о закупках установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
1. Заявитель полагает, что Заказчиком в аукционной документации и извещении о проведении закупки установлены различные реквизиты получателя для внесения обеспечения исполнения контракта.
Так, извещением предусмотрены следующие платежные реквизиты для внесения средств в качестве обеспечения исполнения контракта: р/с 40302810600003000016, л/с 05905231144, БИК 045773001.
Аукционная документация (п. 6 раздел 17) содержит следующие реквизиты:
Получатель:УФК по Пермскому краю (Финансовое Управление администрации Чусовского муниципального района л/с 05563012110);
Назначение платежа:
На счет 05905231144 МКУ "УКС ЧМР" обеспечение исполнения контракта извещение N_ (наименование закупки).
Комиссия полагает, что из совокупного толкования положений извещения о проведении закупки, а также положений аукционной документации возможно определить верные реквизиты для перечисления средств в качестве обеспечения исполнения контракта. Кроме того, Заявителем в жалобе не указано то, каким образом данными действиями Заказчика нарушены его права и законные интересы, а также норма Закона о закупках, нарушенная Заказчиком.
С учетом изложенного, Комиссия приходит к выводу, что довод Заявителя не подлежит удовлетворению.
2. В соответствии с ч. 5 ст. 65 Закона о закупках разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
05.04.2018 г. Заказчиком в Единой информационной системе (далее - ЕИС)опубликовано разъяснение положений аукционной документации, которое, по мнению Заявителя, меняет суть такой документации.
В ходе рассмотрения жалобы представитель Заказчика указанное нарушение признал. Как следствие, Комиссия усматривает в действиях Заказчика нарушение требований ч. 5 ст. 65 Закона о закупках.
Кроме того, Комиссия отмечает следующее. Показатели, характеризующие товар, используемый при выполнении работы, должны соответствовать показателям установленным в Приложении N 1 к техническому заданию "Требования к материалам" (п/п 8 п. 3 раздела 8 аукционной документации) (далее - ТЗ).
В соответствии с п. 4 ТЗ Заказчику требуется Асфальтобетонная смесь ГОСТ 9128-2013 Марки 2, типа А.
В локальном сметном расчете предусмотрено устройство покрытия из мелкозернистой асфальтобетонной смеси марки II, типа Б.
Заказчик в разъяснениях положений аукционной документации, размещенных в ЕИС 05.04.2018 г., пояснил, что в ТЗ допущена опечатка, что необходимо указывать тип Б.
Кроме того, в п.5 ТЗ Заказчику требуется "Асфальтобетонная смесь ГОСТ 9128-2013": крупнозернистая асфальтобетонная смесь марки 2, типа Б.
Локальным сметным расчетом предусмотрено устройство верхнего слоя основания из крупнозернистой пористой асфальтобетонной смеси марки II.
В соответствии с ГОСТ 9128-2013, таблица 1, горячие пористые асфальтобетонные смеси бывают только марки I или II, без типов.
Заказчик в разъяснении положений аукционной документации, размещенном в ЕИС 05.04.2018 г., указал, что в ТЗ допущена опечатка, что тип указывать не нужно.
На основании изложенного Комиссия признает в действиях Заказчика также нарушение требований п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о закупках.
3. Согласно п/п "в" п. 2 Постановления Правительства РФ от 15.05.2017 N 570 "Об установлении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, и о внесении изменений в Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (далее - Постановление N 570):
порядок определения размера штрафа, начисляемого за ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств по выполнению видов и объемов работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, устанавливается Правилами определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2017 г. N 1042 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (заисключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. N 570 и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063".
В соответствии с п. 7 Постановления Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. N 570 и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063":
за ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств по выполнению видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту, размер штрафа устанавливается в размере 5 процентов стоимости указанных работ.
Заявитель полагает, что указанное условие об ответственности подрядчика неправомерно не включено в аукционную документацию.
Вместе с тем, Комиссия отмечает, что Постановление N 570 применимо в случае, если объектом закупки является выполнение работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства.
В данном случае объектом закупки является выполнение работ по ремонту участков автомобильной дороги.
Как следствие, нарушений в действиях Заказчика Закона о закупках в данной части Комиссия не усматривает.
4. В соответствии с п.1 ч.1 ст.33 Закона о закупках, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с ч.2 ст.33 Закона о закупках, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Исходя из положений, обозначенных в аукционной документации, участники закупки в составе первой части заявки должны представить, в том числе, конкретные показатели материалов, используемых при выполнении работ, указание на которые содержится в ТЗ.
В п. 7 ТЗ установлены следующие требования к битуму:
7 |
Битумы нефтяные дорожные вязкие |
Битум |
Марка 60/90, 90/130 |
Глубина проникания иглы, 0,1 мм: |
|
||
при 25°С |
91-130 |
||
при 0°С, не менее |
28 |
||
Температура размягчения по кольцу и шару, °С, не ниже |
43 |
||
Растяжимость, см, не менее |
|
||
при 25 °С |
65 |
||
при 0 °С |
4 |
В соответствии с положениями инструкции по заполнению заявки (п/п 10.1.6 п. 3 раздела 8 АД) показатели, значения которых заданы перечислением (через запятую, союз "и") и предполагают несколько характеристик одного показателя, должны быть отражены в заявке в полном объеме.
Заявитель полагает, что Заказчиком установлены требования только для битума марки БНД 90/130. С учетом положений таблицы N 1 ГОСТ 22245-90 указанный довод Заявителя нашел свое подтверждение.
Комиссия приходит к выводу, что из установленных значений спорных показателей следует, что участник закупки в составе первой части заявки может предложить только битум марки 90/130. Как следствие, Комиссия признает совокупность установленных Заказчиком спорных требований к битуму не соответствующими положениям ГОСТ 22245-90. Данное обстоятельство, по мнению Комиссии, может ввести участников закупки в заблуждение. Иного не доказано. Представитель Заказчика, в свою очередь, нарушение признал.
Таким образом, в действиях Заказчика имеется нарушение п.1 ч.1 ст.64 Закона о закупках.
В указанных действиях должностных лиц Заказчика присутствуют признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена ч.4.2 ст.7.30 КоАП РФ.
5. Заявитель полагает, что Заказчиком в Техническом задании, в частности впоз. 6, 7 установлены показатели, значения которых возможно определить только путем проведения испытаний, что Заказчиком установлены требования к описанию химического состава и (или) компонентов товара. Также Заявитель указывает, что аналогичным образом установлены требования к иным товарам.
Представитель Заказчика пояснил, что указанные параметры обусловлены потребностью Заказчика.
Комиссия отмечает, что действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование Заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и потребностей последнего, в том числе, с учетом указания требований к товарам, которые будут использоваться при выполнении работ, и, в данном случае, к товарам, с использованием которых будет достигнут результат закупаемой Заказчиком работы.
Необходимо отметить, что антимонопольный орган принимает решение на основании документов, имеющихся в материалах дела на момент вынесения решения.
Доказательств, которые бы свидетельствовали о том, что Заказчиком установлены требования к товарам, которые могут быть известны только после испытаний, материалы жалобы в нарушение ч. 9 ст. 105 Закона о закупках, не содержат, явку представителя для предоставления дополнительных пояснений Заявитель не обеспечил.
Антимонопольный орган также отмечает, что податель жалобы правом, предусмотренным ч. 3 ст. 65 Закона о закупках, не воспользовался.
Как следствие, нарушений Закона о закупках в действиях Заказчика Комиссия не усматривает.
В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 13.04.2018 г. на участие в закупке подано 4 заявки, все заявки допущены к участию в электронном аукционе. При этом, представитель Аукционной комиссии пояснил, что допущенные нарушения не повлияли на результат закупки.
Необходимо отметить, что представитель подателя жалобы на заседание Комиссии не явился, доказательств того, что спорные положения аукционной документации не позволили участнику подать заявку, Комиссии не представлено. Более того, подача жалобы посредством электронной почты 10.04.2018 г. (день окончания срока подачи заявок на участие в закупке - 11.04.2018 г. в 09.00), по мнению Комиссии, может свидетельствовать об отсутствии у подателя жалобы намерения принять участие в данной закупке.
Так, поскольку выявленные нарушения не повлияли на результат закупки, с учетом п.3.35 Административного регламент Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, Комиссия решила предписание не выдавать.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Строй лес" на действия Заказчика при проведении электронного аукциона на ремонт участка автомобильной дороги "Чусовой-Калино-Верхнечусовские Городки-с.Села" км 0,630- км 2,100; участка автомобильной дороги "Чусовой-Калино-Верхнечусовские Городки км 18+132-км 57+330" (участок дороги км 22,332- км 22,632 (газопровод) (изв. N 0856300003118000030)обоснованной в части второго и четвертого доводов.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения ч. 5 ст. 65, п.1 ч.1 ст.64 Закона о закупках, выявленные в ходе рассмотрения жалобы.
3. Предписание не выдавать, поскольку выявленное нарушение не повлияло на результат закупки.
4. Материалы жалобы передать должностному лицу Пермского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц Заказчика за допущенное нарушение требований Закона о закупках к административной ответственности.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 16 апреля 2018 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.05.2018